статьи   

17.05.2012 (№ 16) Советы бывалого

Доступно о климат-контроле




-

Что такое климат-контроль знает, пожалуй, каждый автомобилист… ну или, по крайней мере, думает, что знает. Тот, кому не довелось приобрести автомобиль с этой весьма полезной штукой, сейчас скорей всего пренебрежительно хмыкнут – мол, нам и открытого окна вполне хватает. Даже тем, кому посчастливилось, по достоинству оценивают этот прибор лишь тогда, когда столбик температуры окружающей среды упорно стремится перескочить тридцатиградусную отметку. Но климат-контроль это такая же автомобильная система, как и все остальные, и требует не только внимания, но и своевременного ухода. И так как исправная работа этого агрегат становится с каждым днем актуальней, наша статья посвящена именно ей.

Так уж сложилось в нашей стране, что практически каждый автомобилист считает себя экспертом не только в вождении, но и в техническом оснащении автомобиля. Причем, как показывает практика, в чужих автомобилях все разбираются гораздо лучше, чем в своем собственном. Возможно поэтому  «альтернативных трактовок» этому понятию существует несколько. У кого-то с функциями контроля климата отлично справляется обычный автокондиционер, у кого-то – штатный отопитель, а у некоторых даже открытая форточка.

В общем-то, такое разнообразие взглядов носило бы совсем безобидный характер, если бы не наличие тех, кто, пользуясь такой некомпетентностью, вводят людей в заблуждение, причем зарабатывая на этом хорошие деньги. Даже весьма именитые автосалоны нет-нет да и передернут понятия ради того, чтобы поднять продажи.

Система климатического контроля в автомобиле вышла из «рода» холодильного оборудования, самый же близкий ее родственник – климатическая техника для жилых помещений. И если глубоко не вдаваться в особенности термодинамики, то система, в принципе, устроена достаточно просто. Главные ее части – электроблок управления, датчики и, конечно же, сам кондиционер.

Кондиционер является центром всей системы климат-контроля. По устройству он очень похож на обыкновенный холодильник. С появлением первых кондиционеров на автомобилях (безусловно, это были самые дорогие машины и, изначально, только в качестве престижной опции), казалось, что комфорт в классе «люкс» уже завоеван. Но погода за окном очень переменчива, и для того, чтобы все время ездить в авто с подходящим климатом, т.е. примерно с 18 градусами по Цельсию, необходимо было все время настраивать кондиционер в соответствии с изменением окружающей среды. Эта необходимость пропала с появлением автоэлектроники: к кондиционеру были добавлены блок-контроллер и датчики, и именно благодаря им, мы имеем на сегодняшний день систему климат-контроль. Говоря иными словами полностью автоматический, «интеллектуальный» кондиционер.

На самом деле есть вполне четкие критерии, определяющие автоматические системы контроля климата в автомобиле. Условно систему климат-контроля можно разделить на два взаимосвязанных узла. Первый – это механическая установка, влияющая на изменения температуры и влажности в салоне. В ее состав обычно входят: компрессор, конденсор, соединительные шланги, воздуховоды и многое другое в зависимости от сложности оборудования. Все это «железо» располагается в основном в подкапотном пространстве и лишь своими окончаниями в виде воздушных дефлекторов выходят в салон автомобиля. Второй – «мозговой центр», т. е. электронная система контроля и управления механикой. Его присутствие и есть основное отличие климат-контроля от всех иных систем, влияющих на создание температурного режима в салоне. Именно он способен обеспечивать оптимальную температуру и влажность в салоне независимо от изменения погодной и температурной ситуации за бортом автомобиля. «Мозги» состоят из микропроцессора, способного давать необходимые команды всем составляющим механической установки, основываясь на данные погодной ситуации, и собственно набора различных датчиков, которые и предоставляют информацию про ту самую погодную ситуацию. Современные климат-установки как правило изобилуют набором различных датчиков от тривиального измерения температуры и влажности до активности ультрафиолетовых лучей. К тому же сам процессор запрограммирован таким образом, чтобы независимо от внешних условий микроклимат в салоне поддерживался постоянный. Это конечно не означает, что на его создание водитель повлиять не может, просто обычно для удобства водителя предлагается 3-4 стандартных режима, но если подобный набор не устраивает, то есть возможность создать свое соотношение температуры, влажности, интенсивности обдува и т. д. и сохранить его как свой индивидуальный вариант.

К тому же современные климат-системы предлагают не только создание общей «погоды» в салоне автомобиля, но и в состоянии создать для каждого пассажирского места свой собственный климат. Конечно, подобный уровень комфорта прерогатива не каждой марки автомобиля и даже не каждого класса. Но если ваши пассажиры настолько требовательны, а вы настолько заботливый хозяин, что ради их комфорта не пожалеете добавить к стоимости автомобиля лишнюю десятку тысяч условных единиц, то «раздельный климат» вам гарантирован.

В этом случае огромное значение имеет не размер и «спортивная» округлость сопла, поставляющая охлажденный воздух в салон, а именно правильное и равномерное распределение воздушных дефлекторов по всему салону. Ведь не секрет что салон прогревается не равномерно, а значит и охлаждаться должен тоже по особой схеме. Именно поэтому в современных системах большое внимание уделяется грамотному распределению воздушных потоков.

Конечно, подобные системы как климат-контроль из-за своей дороговизны до сих пор во многих марках идут как дополнительная опция. Но это совсем не означает, что вам на фирменном сервисе в модель со стандартной комплектацией начнут вставлять климат-систему по первому вашему пожеланию. Удовольствие это не просто дорогое, но и достаточно трудоемкое. Как правило, машины с климат-контролем заказывают прямо с конвейера. Поэтому если вы думаете, что, купив автомобиль попроще, вы всегда сможете дополнить его необходимой климат-установкой – это большое заблуждение.

Ну, во-первых, конструкционная комплектация подкапотного пространства может не позволить вам разместить тривиальный автокондиционер, а не то что климат-контроль. Во-вторых, оборудование это достаточно дорогостоящие, и подбор его к конкретной модели достаточно сложен (если конечно он не предусмотрен заводом-изготовителем). И, в-третьих, монтаж такого оборудования требует от специалистов достаточно высокого уровня, что в обязательном порядке выльется в стоимость произведенных работ. Поэтому если для вас комфорт в автомобиле, особенно в жаркое время года, вопрос не последний, то лучше предусмотреть это сразу при покупке автомобиля.

Многие автолюбители и сейчас утверждают, что климат-контроль, это всего лишь «автокондиционер для ленивых». Подобные высказывания равносильны заявлению, что при правильной заводке патефон может работать в формате Hi-Fi.

На современные климат-системы уже давно возлагаются более сложные задачи, чем просто обеспечение прохладной температуры внутри салона. Они отвечают и за необходимый уровень влажности, и за очистку воздуха от вредных примесей углекислого газа, сажи, пыли, растительных микрочастиц, и даже за уничтожение разного рода бактерий, отрицательно действующих на наши легкие. Разумеется, что таким набором полезных опций обладает далеко не каждый климат-контроль, и тем не менее для простых автокондиционеров такие функции практически не доступны. 

Но климат-контроль, так сильно облегчающий нашу жизнь в жаркое время года, достаточно сложная система, требующая своевременного и квалифицированного обслуживания. И раз вы уже действительно «раскошелились» на его установку, то экономить на сервисе было бы крайне неразумно. Тем более специфических проблем у этой системы тоже достаточно, но о них мы поговорим в следующем номере…

 

Продолжение следует.

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

18.06.2012 6:37:03
Jimmy
Help, I've been informed and I can't become ignornat.
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь