статьи   

15.01.2013 (№ 33) Советы бывалого

Бензин vs дизель. Выбираем тип двигателя




-

Выбор автомобиля – дело достаточно хлопотное и ответственное, ведь от этого зависит, насколько быстро и комфортно вы будете передвигаться ближайшие несколько лет. Но если в вопросах марки своего нового автомобиля, класса, цвета и комплектации более или менее может разобраться даже человек, ни разу не сидевший за рулем, то с выбором силового агрегата все намного сложней. А ведь именно от него зависит не только мощность и надежность вашего автомобиля, но и его экономичность. Так что же взять, бензиновый или дизельный вариант?.. Попробуем разобраться.

Да, выбор автомобиля вопрос довольно серьезный, особенно если учесть, что сейчас совсем не редкость встретить один и тот же автомобиль с разными типами двигателя. С одной стороны бензиновый мотор вроде привычней и стоимость машины, как правило, с таким движком процентов на 15-20 ниже дизеля. С другой стороны, дизельные агрегаты считаются более надежными и экономичными, да и цена на дизтопливо всегда ниже, чем на бензин. Вот тут и задумаешься не на шутку…

Советы автомобилистов обычно очень сильно разнятся. Приверженцы бензина рассказывают про ужасы эксплуатации дизелей: проблемы запуска в мороз, постоянные проблемы с топливной системой и т.д. и т.п. Дизелисты на это обычно лишь улыбаются и считают все эти аргументы надуманными слухами, а поломки связывают только с промахами водителей. Что же касается топливной системы, то вряд ли современный инжектор можно считать менее капризной деталью, чем  подача топлива в дизельном двигателе. И тот и другой болезненно относится к плохому качеству топлива, но это проблема уже другого плана.

Поэтому попробуем начать сначала... Даже механики с многолетним опытом иногда затрудняются навскидку объяснить главное отличие эти типов двигателей, хотя по сути все довольно просто. Первый, т. е. бензиновый, получает энергию от воспламенения электрической искрой смеси из паров бензина и воздуха. Второй же срабатывает от самовоспламенения паров дизтоплива и воздуха под высоким давлением.  Это определяет и некоторые различия в конструкции агрегатов. В частности в дизельном двигателе свечи зажигания замещены свечами накала, а основные детали и узлы выделяются большей массивностью и запасом прочности. Еще бы, ведь при каждом воспламенении происходит своеобразный взрыв с высокой степенью детонации, и чтобы не дать трещину, дизель должен выдерживать такие большие нагрузки.

Наличествует пяток основных аргументов в пользу дизеля. Этот двигатель конечно более прихотливый, чем бензиновый, но свой недостаток он с лихвой окупает экономичностью, ведь потребляет он 30-40 процентов меньше топлива. А в нынешние времена это достаточно сильный аргумент.

Срок службы дизелей, при правильной эксплуатации, тоже примерно вдвое превосходит бензинового коллегу. Говоря языком цифр, то дизель легко может доходить до миллиона километров пробега без капитального ремонта. Такой показатель не под силу не одному ДВС на бензине.

Конструкционно он проще, т.к. не имеет в своем необходимом арсенале системы зажигания, а исходя из этого и надежность выше.

Немаловажно и то, что экологичность дизелей, невзирая на сложившееся предубеждение, выше, т. к. уровень CO2 в выбросах достаточно мал. Резкий рост токсичных выхлопов есть атрибутом только неисправных агрегатов.

И еще один аргумент – дизельное топливо традиционно процентов на 10-15 дешевле бензина. Это конечно не относится напрямую к двигателю, но для процесса эксплуатации не менее важно.

Но если бы у дизелей были бы одни «плюсы», было бы бессмысленно начинать этот разговор. Конечно, у него тоже имеется своя «ложка дегтя», причем не маленькая. Дизеля очень требовательны к качеству топлива, и «бодяга» может очень быстро вывести форсунки из строя. А если учесть, что, невзирая на «простоту» конструкции, обслуживание дизеля обходится  как минимум на 20% дороже, то такой расклад не в пользу дизельного двигателя. Тем более если учесть средний уровень качества топлива на наших заправках. 

Есть несколько нарицаний и к практичности. Например, при запуске прогревается он достаточно долго, и поэтому некоторое время ведет себя шумно. Зимой из-за вязкости топлива могут возникать серьезные проблемы при запуске. К тому же при «ручной» коробке передач в ней обычно больше ступеней, чем у бензинового двигателя, что заставляет активней работать кулисой, а это не совсем удобно.

Почему же дизельные двигатели не пользуются популярностью в Украине, точно сказать трудно. Возможно, это предубеждение связано еще с последствиями «советской» автомобильной эры, когда дизель был лишь привилегией мощных грузовиков и танков. И тем не менее, по самым достоверным данным на сегодняшний день примерно четверть новых машин, выпускающихся в мире, оснащены дизельными моторами, и это число постоянно растет. С учетом того, что еще десяток лет назад лишь каждый 10-й автомобиль был дизельным – это серьезная заявка на успех.   

Если верить предсказаниям экспертов, то до 2020 года количество таких автомобилей будет ежегодно возрастать на полтора-два процента. Причины этому вполне объективны. Во-первых, это постоянный рост цен на топливо, заставляющих людей всерьез задумываться об экономии. Во-вторых, постоянное ужесточение мировых норм по экологичности двигателей внутреннего сгорания. В этом вопросе дизеля имеют огромную фору перед бензиновыми двигателям. И, в-третьих, возможность «безболезненного» перехода дизелей на биотопливо уже давно стали реальностью. Биодизель, производимый из рапса, достаточно распространенной масленичной культуры семейства крестоцветных, в перспективе вполне может стать достойной альтернативой на фоне сокращающихся запасов нефти.

Надо отдать должное  и тому, что в Украине дизельные машины тоже начинают набирать популярность. Согласно статистическим данным у нас за последние десять лет количество автомобилей, использующих дизтопливо, удвоилось и составляет примерно 10-12% от общего числа. «Львиную долю» этих автомобилей составляют внедорожники и большие кроссоверы, расход топлива которых составляет примерно 9-10 литров на сотню, в то время как аппетиты их бензиновых братьев зашкаливают за 14-15.

Все это конечно хорошо, но главный аргумент, который, к большому сожалению, пока еще имеет для многих украинцев решающее значение, это достаточно большая разница в рыночной стоимости. Одна и та же модель в дизельном исполнении стоит в среднем на 30-35 процентов дороже бензиновой. Это обычно и определяет конечный выбор.

И если общая ситуация уже вполне ясна, то будет безусловно кстати обсудить некоторые вопросы более детально, ведь даже приведенные минусы, в конечном счете могут всецело компенсироваться при длительной эксплуатации дизеля.

И начнем, пожалуй, с «зимних» проблем. Как известно дизельное топливо бывает зимним и летним. Отличается оно, соответственно по своим физическим свойствам, а конкретно по морозоустойчивости. Летнее начинает густеть уже при -5о, а зимнее прекрасно выдерживает и -35оС. Фокус состоит в том, что себестоимость первого примерно на треть ниже второго, а это значит, что всегда существует вероятность, что в твоем баке, вместо зимней «соляры» окажется летняя.

В принципе на каждой заправочной станции при наступлении первых заморозков обязаны заменить дизтопливо на зимнее, но получается это не всегда. Во-первых, реализаторам хочется избавиться от летних остатков, а во-вторых, на такой «небрежности» можно неплохо заработать. Результат такой халатности для автовладельца может быть весьма не приятным.  

Не редки и случаи, когда, чтобы предотвратить парафинирование летнего дизеля в холод, в него добавляют депрессорные присадки, льют керосин или даже бензин. Все это легко может привести к предварительному капремонту. К большому сожаление распознать бодягу на АЗС очень трудно. Для этого нужен лабораторный анализ.

Эта проблема достаточно серьезная, но касается она не столько недостатков конструкции дизельного двигателя, сколько несовершенства государственной системы контроля качества топлива.

«Тракторный» звук при запуске, который исчезает лишь только после того, как агрегат достигнет рабочей температуры, тоже является свойственной чертой для дизельных движков. Это конечно несколько коробит слух, но на современных авто с этим недостатком практически справились, и шума почти не слышно. И тем не менее, прогрев двигателя осуществляется достаточно медленно. Это стоит учитывать при выборе типа движка, ведь если, например, ваша работа находится в 10-15 минутах езды от дома, то в зимнее время салон вряд ли будет успевать прогреваться до комфортной температуры. А это означает, что вам придется дополнительно растратиться на устройство предварительного пуска или прогрева салона.

Зато двинуться с места для дизеля не составляет труда, так как крутящий момент на низких оборотах у дизелей практически близок к максимальному. Это особенно важно для внедорожников, преодолевающих препятствие, ведь скорость в этом случае чуть выше холостых оборотов. А значит, ход будет плавный и уверенный.

Еще одно качество, за которое настоящие поклонники офф-роад предпочитают дизеля, это умение  работать нормально полностью погруженный в воду. Главное, чтобы она не оказалась внутри. Именно поэтому истинные джиперы предпочитают устанавливать выхлопные трубы-перископы, которые возвышаются над машиной. Бензиновому движку выдерживать такой экстрим не дано. Может залить проводку, электрику… да мало ли еще что.

У дизеля имеются и свои «особенности» сервиса. Невзирая на то что в конструкции эти агрегаты несколько проще, сервисное обслуживание обходится дороже.

Ну, во-первых, это связано с тем, что для диагностики и ремонта современных дизелей необходимо дорогостоящее оборудование. А это означает, что цена этих услуг тоже будет высока. К тому же надо учесть, что на данный момент ощущается явный дефицит хороших специалистов по этим типам движков. Например, стандартное ТО для дизельного агрегата обходится примерно 1-1,5 тысячи грн., тем временем как бензиновый аналог будет обслужен почти в два раза дешевле.

Во-вторых, даже при правильной эксплуатации топливная система может потребовать капитального ремонта уже после 250-300 тыс. километров пробега и «удовольствие» это станет вам примерно в 800-900 у.е. Добавьте к этому еще расход на восстановление турбины (если конечно она имеется), которая тоже к этому времени будет на грани. К тому же замена масла и фильтров в дизелях проводится, т.к. их ресурс значительно меньше, чем у бензиновых моторов.

Установка газобаллонного оборудования для дизелей является весьма сомнительной экономией. Связано это в первую очередь со спецификой системы воспламенения – она осуществляется самостоятельно благодаря высокому давлению в камере сгорания. Газу же, как и бензину нужен источник огня, т. е. искра.

На сегодняшний день имеются технологии, позволяющие обеспечить поджег газо-воздушной смеси в дизелях за счет небольшого количества солярки, поступающей в цилиндры на такте выпуска. Подобная модернизация – удовольствие не из дешевых (примерно 2 – 2,5 тыс. у.е.), а окупается оно достаточно долго, т.к. дизтопливо изначально дешевле бензина. Именно поэтому установка ГБО на дизельные двигатели скорее блажь владельца, чем полностью оправдывающая себя доработка.

И, несомненно, основной враг дизеля – некачественное топливо. Оно в состоянии вывести из строя агрегат буквально после одной заправки. И здесь главное правио – место заправки нужно выбирать как можно более требовательно. Канистра «почти задаром» от знакомого тракториста или дальнобойщика может обернуться для вас дорогостоящим ремонтом.

Фокус в том, что старые дизеля, особенно советские, приучены особо не перебирать, и хорошо «переваривают» даже низкокачественное топливо с примесями, чего не скажешь о современных моторах.

Наличие в топливе воды или каких-либо иных примесей действует на работоспособность движка губительно. Как известно, вода и сера, оказавшиеся в высокой температуре камеры сгорания, образуют серную кислоту, которая разрушительно действует на все детали двигателя, а особенно на топливную систему. Даже действие этих двух веществ по отдельности не менее вредно, чем их соединение.

Поэтому, если в связи с обстоятельствами вам пришлось заправиться подозрительным топливом, постарайтесь избавиться от него при первой же возможности. В противном случае «прогулки» на некачественном топливе обойдутся вам в круглую копеечку, от 500 до 1500 у.е. К большому сожалению, отличить на глаз качественную соляру от «бодяги» почти невозможно, а посему больше доверяйте собственной интуиции и прислушивайтесь к «голосу» мотора. а по сему доверяйте тличить на глаз качественную соляру от бодяги"ьным топливом, постарйтесь избавиться от него при первой же

Как мы видим, дизельный двигатель трудно назвать неприхотливым. У него достаточно причин, чтобы доставить головную боль своему владельцу. Возможно, поэтому многие автомобилисты не желают рисковать и приносят в жертву своему спокойствию экономичность дизеля.

Водители, ездящие на дизелях по много лет, хором утверждают, что при грамотном обслуживании эти автомобили даже на нашем топливе и по украинским дорогам в состоянии выдерживать до полутора миллиона километров пробега, а это примерно 18-20 лет эксплуатации. Вот и получается, что если вы хотите приобрести добротный автомобиль на долгий срок, то вполне разумно задуматься о приобретении дизеля.

Кстати, об экономичности… В то время, когда цена на топливо изменяется практически каждую неделю, экономичность дизельного двигателя примерно на 30% превышающая бензиновые агрегаты, аргумент весьма существенный. Это означает, что примерно через два года высокая первоначальная стоимость вашего автомобиля будет полностью компенсирована, даже с учетом дорогого ТО. Стоит ли, в конечном счете, эта «овчинка» выделки решать вам…

 

Продолжение следует.

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь