статьи   

15.01.2013 (№ 35) Советы бывалого

Установка ГБО. Явные недостатки бесспорных преимуществ




-

Мы не так давно уже обсуждали вопрос, какой автомобиль лучше, бензиновый или дизельный, но никак не коснулись темы автомобилей, оборудованных газобаллонным оборудованием. Сегодня мы решили восполнить этот пробел. Оказалось, что и устоявшееся мнение о том, что установка ГБО выгодна в любом случае, мягко скажем, не совсем соответствует истинному состоянию дел. Так ли это, мы и попробуем сегодня разобраться.

Считается, что установка газоболонного оборудования на легковые автомобили – отличный вариант, позволяющий ездить больше, тратить меньше. Как утверждают специалисты, многое в этом деле зависит от правильного выбора газового оборудования, грамотной установки и строгом соблюдении всех норм эксплуатации. 

Главным, и пожалуй единственным, преимуществом ГБО является – низкая стоимость газа, а соответственно, затрат на эксплуатацию автомобиля. Еще бы, ведь газ, который применяется при заправке, более чем в половину дешевле бензина, и вероятней всего такое соотношение будет сохраняться.  Причина тут в том, что газовая смесь (пропан-бутан), которой заправляют автомобили, является «побочным» продуктом, образующимся во время переработки нефти. Это и объясняет его дешевизну.

К тому же и расход бензина уменьшается как минимум в 5 раз. Да и переход с топлива на газ, при правильной установке, выполняется очень просто – нажатием одной кнопки.

Системы ГБО постоянно модифицируются. На данный момент самыми популярными и наиболее часто устанавливаемыми являются системы 4-го поколения. Главной отличительной чертой этой модификации является возможность автоматического перехода с бензина на газ и наоборот.  Но это не единственное достоинство. Если попробовать перечислить все преимущества установки газобаллонного оборудования, то список бы выглядел наверно так:

  • Отсутствие детонации. Высокое октановое число пропан-бутановой смеси абсолютно исключает возможность появления детонации. Это особенно актуально для машин с двигателями высокой степени сжатия, т. е. те которые работают на 95-м бензине.
  • Отсутствие нагара. При сгорании смеси газа и воздуха нагар практически не образуется, сохраняя эксплуатационные свойства масла больше обычного.
  • Снижение износа двигателя. В связи с тем, что газ не текуч, он не смывает со стенок цилиндра масляную пленку, которая обеспечивает поршню необходимое скольжение.
  • Низкое содержание вредных химических примесей. Таких веществ как свинец и сера в газе практически нет, а именно они действуют разрушающе на камеру сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда-зонд, тем самым, увеличивая их ресурс эксплуатации.
  • Мягкая работа двигателя. Сама реакция сгорания газа проистекает медленнее, чем в случае с бензином, а это значит, что моментальные нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал ниже, и, соответственно, ресурс работы этих узлов больше.
  • Большой запас хода. Благодаря комбинированной системе «питания» двигателя значительно увеличивается запас хода, что особенно актуально в дальних поездках.
  • Экономичность. Кроме вполне умеренной цены на газ, расход его практически не превышает расход жидкого топлива, давая тем самым существенную экономию.
  • Универсальность оборудования. Подобные системы практически универсальны для всех типов двигателей (не беря в расчет дизельные, в которых установка ГБО требует особой модификации), легко снимается и также легко инсталлируется на другой автомобиль. Т.е. при замене своего автомобиля вы можете сэкономить на установке нового ГБО, переставив старую систему.
  • Экологичность. Выброс вредных веществ в атмосферу снижается практически в два раза, а это не малый вклад в сбережение чистоты окружающей среды.

Тем не менее, невзирая на столь внушительный список преимуществ, полемика о целесообразности установки ГБО не угасает. И на это есть свои причины. Связано это в первую очередь с тем, что установка газового оборудования на автомобиль, в особенности оборудованный системой впрыска топлива, инжектором, а также его эксплуатация имеет очень много нюансов.

На данный момент установкой ГБО занимаются все мало-мальски приличные СТО, причем не зависимо от того умеют они это делать или нет. Именно поэтому в большинстве из них это делается неправильно. Фокус в том, что газ, впрочем, как и бензин, должен точно дозироваться под потребность двигателя. На самом же деле мы имеем принудительную подачу газа в камеру сгорания.

К тому же, устанавливая внутри дроссельного патрубка устройство подачи газа, рассекатель, практически в два раза уменьшается проходное отверстие забора воздуха, а это не может не сказаться ни на ходовой динамике автомобиля, ни нормальном расходе топлива (при езде на бензине). Свою лепту в нарушение оптимального режима работы двигателя вносит и «хлопушка», устанавливаемая перед датчиком массового расхода воздуха. Принудительно прерывая нормальный цикл работы топливных форсунок и бензонасоса при переходе на газ, в блок управления автомобиля задается неверная информация, вследствие чего он также начинает функционировать в «ошибочном» режиме.

А это означает, что для обеспечения нормальной работы двигателя после обратного переключения режимов с газа на бензин нужно производить сброс неправильных данных из памяти блока управления. Особенно это касается автомобилей, оборудованных системой впрыска топлива под нормы токсичности Евро-3, с контроллером Bosch - MP7. Сделать это можно лишь на специальном диагностическом оборудовании.

К тому же установка ГБО требует более тщательной отладки других систем автомобиля. Например, система зажигания должна быть идеально отрегулирована и полностью исправна - свечи, высоковольтные провода, наконечники свечей, катушки зажигания. Не стоит забывать и о том, что после установки газового оборудования редуктор и подача газа должны быть отрегулированы по специальным приборам, а это, как правило, не производится. Обычно установщик произносит фразу, типа «Я вам примерно выставил, а там подрегулируете под себя…», и спокойно берет деньги за выполненную работу. К чему может привести такая «приблизительная» настройка, я думаю, понятно всем – рассчитывать на четкую и согласную работу ГБО не приходится.

И это еще не все. Если у вас инжекторный двигатель, то в обязательном порядке должна быть откорректирована работа системы зажигания, а точнее изменен «под газ» угол опережения. Без специального оборудования сделать это практически невозможно, ведь для бензина и газа кривые угла опережения зажигания различные, и простое поднятие его не даст нужного эффекта. Поэтому для обеспечения наилучшей работы необходимо в контроллер управления системой зажигания инсталлировать программу, в которой все это учтено. Самым разумным вариантом будет установка двухрежимной программы «Газ-Бензин». Она обеспечивает автоматическую перенастройку системы в зависимости от используемого топлива.

Вот и выходит, что установка газобаллонного оборудования – процесс не на столько простой, как его хотят представить в рекламных буклетах, и требует квалифицированного подхода во всех вопросах, от выбора самой системы до ее регулировки. В противном случае хорошая, по сути, идея принесет вам только проблемы. Самое наименьшее, что вы приобретете - это плохую тягу и большой расход топлива (как одного, так и другого), затрудненный пуск двигателя в холодное время и еще много чего.

К тому же не стоит забывать, что при долговременной езде на газе закоксовываются топливные форсунки, в результате чего работа на бензине становится просто ужасной. Да и сама работа системы ГБО требует постоянного контроля и регулировки. Иначе в один прекрасный день, после резкого нажатия акселератора произойдет хлопок во впускном коллекторе, последствия которого могут быть самые разнообразные и очень неприятные. От вышедшего из строя ДМРВ, до разорванного в клочья корпуса воздушного фильтра, а то и куда хуже. Да и устранение последствий таких хлопков может стать вам в немалую копеечку. Тут уж не на шутку задумаешься: а оправдывает ли себя столь привлекательная экономия?..

Причем есть еще один интересный момент, о котором вам вряд ли расскажут специалисты по установке ГБО. Не секрет, что узлы и детали двигателя рассчитаны на определенный тепловой режим, который обусловлен температурой и продолжительностью сгорания бензиново-воздушной смеси в цилиндрах. Но о том, что газово-воздушная смесь имеет другие тепловые характеристики, знают лишь специалисты. А фокус в том, что соединение пропан-бутан обладает более высоким октановым числом, чем бензин (105-110 против 92-98). Вследствие этого процесс горения в камере продолжается дольше, чем рассчитано временными характеристиками. А значит, пламя выходит за пределы камеры, когда впускной клапан открывается. Это приводит к перегреву как самих клапанов и седел, так и лямбда-зонда с катализатором. В обычном городском режиме эти детали еще кое-как справляются с такими перегрузками. Но если вы поклонник активной езды и раскручивать движок до 4500 оборотов для вас обычное дело, то температура начинает превышать допустимые пределы. От этого в первую очередь страдают седла клапанов. Их рабочие кромки настолько перегреваются, что при последующем контакте с клапаном идет интенсивный износ рабочей поверхности. Соответственно «уходят» тепловые зазоры. Если не проводить их регулировку кромки клапанов могут погореть. Следствием этого станет ухудшение компрессии и снижение мощности в целом.

Выход из этой ситуации в принципе есть. Нужно поставить дополнительную систему, которая будет подавать специальную жидкость во впускной коллектор, тем самым обеспечивая меньший износ седел. Избавиться от проблемы перегрева можно заменив седла и клапана на более жаропрочные. Такие детали трудно найти на полках автомагазинов, т.к. во-первых, это вещи достаточно дорогие (в раза три-четыре дороже обычных), а во-вторых, изготавливаются они, как правило, под заказ.

Как вы понимаете, ни тот, ни другой способ дешевизной не отличаются, а это еще раз ставит под вопрос пресловутую экономичность ГБО.

Вот тут мы и переходим к самому интересному вопросу. Говоря иначе, есть достаточно аргументов, чтобы хорошо задуматься о том, стоит ли вообще подобное усовершенствование вложенных в него средств. Выглядят они примерно так:

  • Долговременная окупаемость. Рассказы о том, что система окупит себя очень быстро, мягко скажем, слегка преувеличена. Если ваш автомобиль потребляет в пределах 10 литров бензина на сотку, а ездите вы в основном на работу и обратно, то установка качественной газовой системы окупится вам не ранее чем через 2,5-3 года. Какова вероятность, что через столь долгий срок у вас не появится желание поменять свое авто на новое?...
  • Громоздкость. Размещение баллона приведет к тому, что ваш багажник уменьшится как минимум вдвое. Даже если вы поставите тороидальный баллон в отделение для запаски, то сама запаска вряд ли станет хорошим аксессуаром, вечно мешающим в багажнике.
  • Проблема установки. Как уже говорилось выше, установка ГБО потребует вмешательства не только в электрические цепи и топливную систему, хотя и это уже требует определенных навыков и большой осторожности. Если даже вы и готовы рискнуть надежностью работы вашей машины, то это еще не факт что она перенесет подобное вмешательство «безболезненно». Недаром многие ведущие автопроизводители снимают свои автомобили с гарантии при установке газового оборудования. К тому же, чтобы современный автомобиль работал на газу корректно, ему потребуется «промывка мозгов». Говоря проще, вам будет необходима перепрошивка блока управления, чтобы изменение режима не воспринималось электронной системой как внутренний сбой (например, отключение бензонасоса).
  • Сложности эксплуатации. Если вам начнут рассказывать, что ГБО – система неприхотливая, то не верьте ни в коем случае. Газ – вещество летучее, и при этом легко воспламеняемое. А это значит, что за работой такой системы нужно следить постоянно, даже если она работает без сбоев. Регламентные работы, в которые входит: регулировка редуктора, слив конденсата, замена мембран и т.п., тоже требуют средств, и не только они…
  • Уменьшение ресурса запчастей. Невзирая на то, что топливная система вроде бы работает меньше, износ ее увеличивается, т.к. бензонасосу приходится гонять бензин вкруговую. Что же касается надежности самих деталей газоболонного оборудования, то они тоже не отличаются долговечностью и требуют довольно частой замены. К тому же системы ГБО постоянно усовершенствуются и не исключено, что даже если вы поставите самую современную, она через годик не попадет в аутсайдеры. А это вполне может привести к удорожанию ее обслуживания.
  • Повышение себестоимости  ремонта. Несомненно, «насильное» инсталлирование газового оборудования в отлаженный производителем механизм не может не отразиться на работе всех узлов автомобиля. А значит и поиск появившихся неисправностей - процесс более сложный и продолжительный. Наверно поэтому мастера с неохотой берутся за ремонт автомобилей с ГБО, особенно если оно поставлено не на их сервисе.
  • Погрешность заправки. К большому сожаление газ очень трудно поддается «учету», и поэтому индикаторы имеют большой процент погрешности. Именно поэтому очень трудно рассчитать, когда газ закончится. К тому же примерно 20% газа в баллоне вообще «неподъемные», которые вы практически катаете просто так.
  • Неоправданный перегруз. Если к вышеуказанному пункту добавить еще вес самого баллона и значительное количество бензина, который приходится возить не только на случай запуска двигателя, но и на  случай внезапного конца подачи газа, то выходит, что лишний груз, который вам приходится таскать с собой безо всякой пользы, приравнивается к мешку картошки… Вам это надо?
  • Красивый миф. Безусловно, тем, кому нужно втюхать вам газовое оборудование будут «заливаться соловьем» лишь бы его купили. Как дальше будет работать ваш автомобиль, их мало интересует. А как мы уже писали выше нюансов в этом деле более чем достаточно. Поэтому и случаев когда люди, поездив на газу какое-то время, стремятся избавиться от него как можно скорее не так уж и мало. Если не верите - почитайте на автомобильных форумах.

Что ж список из девяти пунктов смотрится достаточно внушительно, но, в конечном счете, решение принимает каждый автовладелец самостоятельно. А нам остается лишь пожелать вам не ошибиться и конечно удачи на дорогах.

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

24.09.2014 22:09:05
Роман
Опыт езды на газу 170т.км.,полностью998 согласен,но в моем случае я остался без работы в 2008м и пошел в такси в аэропорт(езда киев-борисполь),2раза делали головку,1й раз врезал седла на заводе.2й б у головка(пассат б 4 2.0 авто пригнано для меня из Германии)так это вещь авто и то пострадал.поправлюсь у меня была установка 2оо пок.у кума 4 го такая же машына он проехал тыс.350 и тоже как раз продавал и клапана ...если ставить газ на японцы щитаю
 
 
24.09.2014 22:12:17
Роман
Авто растамаживали поагрегатно под докуметы...p.s.мудрые старые таксисты еще с первых Волг которые щас ездят на тоетах без газа элит .экспресс сам знаб таких..
 
 
13.05.2016 12:45:19
������� ��� ��� �� �������� ���� ������ ������������� �������� ��� ������ �������.��� ���������� ������.�����! ������! ��������! ������� ��������� ��
http://w.w.w/ ������� ��� ��� �� �������� ���� ������ ������������� �������� ��� ������ �������.��� ���������� ������.�����! ������! ��������! ������� ��������� �� ���/viber/whatsapp +79133913837 Skype:prodawez389 Email: aburov52@gmail.com ������� ��� ��� �� �������� ���� ������ ������������� �������� ��� ������ �������.��� ���������� ������.�����! ������! ��������! ������� ��������� �� ���/viber/whatsapp +79133913837 Skype:prodawez389 Email: ab
 
 
23.06.2016 14:11:21
������������! ��� ���������� ���������� ���� ������? �� - ��� �������� �� email: aburov52@gmail.com Skype: prodawez389 ������� �����������!
http://w.w.w ������������! ��� ���������� ���������� ���� ������? �� - ��� �������� �� email: aburov52@gmail.com Skype: prodawez389 ������� �����������! ������������! ��� ���������� ���������� ���� ������? �� - ��� �������� �� email: aburov52@gmail.com Skype: prodawez389 ������� �����������! http://w.w.w
 
 
22.02.2017 12:57:29
Виктор
Я катаюсь на машине с ГБО и блин проблем у меня нет Устанавливать просто нужно не где попало!!! Ставил я на свою хонду: http://vipgaz.com.ua/nashi-raboty/honda
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь