статьи   

15.01.2013 (№ 36) Советы бывалого

ГБО: особенности эксплуатации




-

В продолжение темы, начатой в предыдущих номерах, мы решили поговорить об особенностях эксплуатации автомобиля с газобаллонным оборудованием. Вопрос этот далеко не простой, как это может показаться на первый взгляд, ведь как показывает практика, сбои в работе ГБО начинаются именно с нарушения правил его применения. Поэтому если вы недавно установили на свою «ласточку» газовое оборудование, а что делать дальше представляете только в общих чертах, то эта статья для вас.

Если говорить о газобаллонном оборудовании, то с уверенностью можно сказать что пресловутая «экономия» дается не так легко, как принято это представлять. Сама установка этой системы – процесс достаточно сложный (конечно, если это делается профессионально) и имеет целый ряд всевозможных нюансов.  Но даже после удачной установки ГБО хлопот с ним все равно хватает. И связано это, во-первых, с тем, что установка такого оборудования, в некоторой степени нарушает обычный режим работы двигателя внутреннего сгорания, а во-вторых, по своим физическим свойствам газовая смесь принципиально отличается от бензина, и поэтому требует к себе большего внимания.

Начнем с заправки. Как уже было сказано, газ это не бензин, и поэтому отследить достаточно точно уровень заправки в баллоне практически невозможно. Даже если вы едите на газу, который заканчивается, определить это визуально будет крайне сложно, т.к. двигатель может еще какое-то время работать на парах газового конденсата, и лишь потом полностью заглохнуть. Именно поэтому если вы интуитивно понимаете, что газ на исходе, а мощность двигателя начинает постепенно снижаться, то необходимо, не дожидаясь полного ступора, как всегда в самом неподходящем месте, вовремя переключиться на бензин. Но, возвратимся к механизму заправки газового баллона.

Если у вас имеется специальное устройство, именуемое «отсекатель-погремушка», то беспокоиться в принципе нечего. Оно само перекроет подачу газа в баллон, когда он будет заправлен в достаточном объеме. Но если такого устройства у вас нет, то злоупотреблять с заправкой не стоит. Оптимальный размер заправки составляет примерно 80% от номинального объема вашего баллона. Это связано с тем, что вычерпать из баллона газ, как говорится, «до дна» практически невозможно. Т. е. примерно 15-20% газа это «неподъмный» балласт, который обеспечивает оставшимся восьмидесяти необходимое рабочее давление. К тому же газ в отличие от бензина имеет большую способность расширятся при повешении температуры и легко может перевалить за предельные нормы безопасности, а это может быть чревато серьезными последствиями.

Перед заправкой необходимо выполнить три обязательных пункта:

  1. Проверить вентиль наполнения – он должен быть открыт полностью.
  2. Заглушить двигатель, во избежание перепадов давления в редукторе.
  3. Обеспечить работнику заправки свободный доступ к заправочному устройству и переходник, если в АЗС его нет. Заправщик обязан сам выполнить все операции по присоединению и отсоединению заправочного пистолета.

Не стоит забывать, что летом заправка занимает больше времени, чем в холодное время года. Это естественно связано с влиянием температуры на внутреннее давление газа в баллоне. У знатоков есть одна маленькая хитрость, позволяющий в какой-то степени сократить время «летней» заправки. В ходе заправки, нужно немного раскачивать машину в поперечном направлении. В этом случае газ будет тоже качаться тем самым, охлаждая стенки баллона и снижая в нем давление.

Невзирая на то, что сотрудник АЗС обязан выполнить всю процедуру самостоятельно, проследить за ним все-таки стоит. Не редки случаи, когда заправочный пистолет устанавливается неправильно, т. е. не герметично. Тогда образуется утечка,  сопровождающаяся резким запахом газа. Но неприятно это не из-за запаха, а из-за того, что за этот «выхлоп» в воздух платить будете вы. Кстати частенько работники после окончания заправки забывают надеть колпачок на ВЗУ. Это стоит проследить, т.к. в устройство может попасть различный мусор, который буде в последствии препятствовать нормальной заправке.

Ну, допустим, процесс заправки прошел нормально и пора трогаться в путь. Перед началом движения обязательно проверьте, открыт ли расходной вентиль на мультиклапане, как говорится, «до упора», и лишь после этого заводите двигатель.

Обычно рекомендуется осуществлять пуск на бензине и лишь только после полного прогрева двигателя переходить на газ. Но бывают случаю, когда можно произвести запуск и сразу на газу. Для этого нужны определенные условия, например:

  • Двигатель уже прогрет или в течение недели прогревался на газу неоднократно.
  • Мотор полностью исправен и хорошо подхватывает воздушно-газовую смесь.
  • Температура воздуха превышает пять градусов со знаком плюс.
  • Запуск на бензине невозможен из-за отсутствия такового.

Несмотря на то что запуск на газу вполне возможен, специалисты не рекомендуют этим злоупотреблять. Процедуру «жидкого» запуска в карбюраторном двигателе необходимо производить не реже чем два-три раза в неделю. Во-первых, это позволяет сохранить поплавок в рабочем состоянии и не дать пересохнуть диафрагме ускорительного насоса (т. к. бензин при запуске остается в поплавковой камере). Во-вторых, осуществляется промывка системы, включающей в себя различные клапаны, жиклеры, форсунки и т. п.

В современных системах четвертого и выше поколений ГБО переход на газ осуществляется автоматически, но если у вас такого нет, тогда придется запомнить несложный алгоритм. При заведенном двигателе поставьте тумблер в режим «Ничего» и дождитесь окончательной выработки бензина.

Когда двигатель начнет потихоньку глохнуть, переместите переключатель в положение «Газ». Если есть необходимость перехода на бензин, то необходимо сразу установить переключатель в «бензиновый» режим в нейтральном положении.

Дилетанты частенько задают один и тот же вопрос: а зачем вообще нужен бензин, если установлен газ? Ответ вполне очевиден. Ну, во-первых, как правило, любой автомобильный двигатель (за исключением гибридных) разработан и изготовлен с расчетом под жидкое топливо, поэтому полный отказ от него и переход только на газ, несомненно, скажется на его работе и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Во-вторых, как уже говорилось выше, контролировать рабочий остаток газа очень трудно, а это значит, что всегда существует вероятность, что вы окажетесь посреди дороги с пустым баллоном и заглохшим движком. Да и само газовое оборудование может выйти из строя. С учетом того, что газовые заправки располагаются не так часто как, например, бензиновые, жидкое топливо может стать настоящей «палочкой-выручалочкой» в критической ситуации.

И, в-третьих, запуск холодного двигателя на газу затруднен, особенно в холодное время года. Что же касается карбюраторных моторов, то их вообще очень сложно завести, если предварительно не перевести автомобиль на бензин. Именно поэтому последние модификации ГБО оснащаются автоматическими переключателями режимов газ-бензин, которые срабатывают не только при запуске двигателя, но, к примеру, при подъезде к месту парковки.

Но если вы имеете такую привычку ездить исключительно на газу, то рекомендуем прислушаться к одному очень важному совету. Если вы уж заводите автомобиль в газовом режиме, обязательно перед предварительной остановкой переключите режим управление ГБО в положение «Ничего» и дождитесь полной остановки двигателя. Это необходимо для того, чтобы из редуктора выработался весь оставшийся там газ. Игнорировать этот совет не желательно, т.к. такая простая процедура может продлить жизнь диафрагме редуктора, а заодно проверит работоспособность газового клапана. Если двигатель спустя какое-то время не глохнет, то вам необходимо немедля обратиться в СТО, с целью устранить поломку клапана.

 

Продолжение следует.

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь