статьи   

01.06.2009 (№ 18) Автохронограф

Застрахованный металлолом




-

Да, жизнь иногда бывает непредсказуема и жестока. И вот вы стоите на обочине и, еще не отойдя от пережитого шока, широко раскрытыми глазами смотрите на груду металла перед собой…Что это было? Неужели то, что я вижу и есть мой купленный недавно новенький блестящий, но уже любимый автомобильчик?.. Конечно, если у вас есть собственная нефтяная скважина где-то под Норильском или хотя бы личный «краник» на транзитном газопроводе, вас это вряд ли расстроит. Но если деньги вам достаются нелегко, то стоит подумать, что же делать дальше, особенно если ваш «железный конь» был застрахован…

 

Кто виноват в случившемся – пусть решает ГАИ, а мы поговорим о том, что же делать с «останками» вашего автомобиля. Если он застрахован добровольно, а я имею ввиду договор автоКАСКО, то у вас есть как минимум два пути. Первый – вы можете попытаться восстановить его или разобрать и продать уцелевшие в ДТП детали и узлы самостоятельно и, наконец, похоронить его со всеми почестями, как верного друга спасшего вам жизнь (если конечно вы были очень к нему привязаны J). И второй – доверить (а вернее сказать, просто подарить) то, что осталось от автомобиля своей страховой компании. Но как любой вопрос, касающийся денег (а в нашей стране особенно), оба эти варианта имеют и свои плюсы, и свои минусы. Об этом и поговорим…

 

Конструкция кузова современного автомобиля создается по одному принципу – максимальная защита жизни и здоровья водителя и пассажиров в случае аварии. Это достигается благодаря, так называемым «зонам деформации», которые за счет своей специальной конструкции сминаются и этим гасят силу внешнего удара. Поэтому зачастую, когда машина превращается в груду искореженного металла, люди, находившееся в ней, отделываются лишь легким испугом. Да и средненькая авария вполне может нанести автомобилю непоправимый урон.

 

На профессиональном языке страховщиков автомобиль, стоимость ремонта которого обходится около стоимости автомобиля или даже превышает ее, считается «тотально» или «конструктивно» разрушенным. В этом случае возмещение ущерба производится по правилам отличным от правил при обычном дорожно-транспортном происшествии.

Сам факт конструктивного, т.е. полного, разрушения устанавливается в ходе специальной автотовароведческой экспертизы.  Справедливости ради стоит сказать, что практически любое авто можно восстановить. Вопрос заключается в том, насколько это целесообразно. Если по результатам экспертизы восстановление автомобиля может обойтись в сумму, составляющую 70-90% его рыночной стоимости, то он признается непригодным к восстановлению. В такой ситуации страховщик предпочитает выплатить всю страховую сумму, а не оплачивать «реанимацию» машины. Хотя такое понятие как «вся сумма» тоже весьма условно…

 

И тут, как мы уже говорили, можно поступить по-разному. Самый популярный способ – это когда компания выплачивает сумму, на которую была застрахована машина за вычетом франшизы, если токовая предусмотрена договором, и процента износа, если он также был прописан в документе. Сюда еще (конечно же, со знаком минус) можно добавить и стоимость уцелевших деталей автомобиля, пригодных к эксплуатации или реализации.

 

Зачастую страховые компании под любым предлогом настаивают на оценке «остатков» автомобиля своими экспертами. Расчет прост, если эти агрегаты остаются хозяину, то значит стоимость их нужно сделать по возможности максимально высокой. Благодаря этому сокращается сумма выплаты, а значит и потери страховой компании. Но если вы не согласны с результатами экспертизы страховой компании, вы вправе привлечь независимых специалистов и потребовать провести расчет на основе их акта. Это конечно приведет к задержке выплаты по времени, но тут уж решать вам самим, что для вас дороже время или деньги.

 

Есть и другой путь, т.е. остаточная стоимость битого авто не учитывается, а страховая компания забирает его себе для последующей реализации. Кстати, последнее время страховые компании находят определенную выгоду в этих сделках и стремятся «протолкнуть» этот пункт в договоре как обязательный. Причем все страховые компании хором утверждают, что это делается лишь на благо клиента, но никак не в их интересах. И на первый взгляд это очень похоже на правду. Аргумент весомый: мол компания обязана принимать меры по защите от мошенничества, а если страхователь оставляет битую машину себе да еще и получает полную компенсацию, то существует соблазн заработать на аварии…

 

Но абсурд заключается в другом. Согласно законодательства, страховая компания не имеет права сама заниматься реализацией транспортных средств, пусть даже битых. Значит, страховщик должен либо получить право распоряжаться вашим автомобилем как посредник, либо проводить финансовые операции через подставных лиц. Уже сама подобная постановка вопроса благоприятствует если не к аферам, то хотя бы к явной деятельности в пользу страховщика. Ибо и в том и другом случае без подставных (читайте своих) людей тут не обойтись. Тем более что тот же эксперт страховой компании, который, при вашем желании оставить «застрахованный металлолом» себе, рьяно доказывавший несомненную ценность ваших автомобильных «останков», теперь попытается с тем же пылом убедить вас в полной их неликвидности.

 

Рынок битых авто – вещь весьма специфическая, и тот, кто с ним не сталкивался, вряд ли сможет оценить объективную стоимость товара. Например, по мнению специалистов «свеженький» автомобиль бизнес-класса с повреждениями средней тяжести можно удачно реализовать всего на 20-25% дешевле от его целого собрата (хотя непригодным к восстановлению он будет признан при «утере» не менее 70% своей цены). Но если стоимость автомобиля при большом любопытстве можно проверить по аналогичным предложениям на интернет-аукционах, которые все больше приобретают популярность у нас, то сколько стоит пакет документов безвременно ушедшего «железного коня», вы там не найдете. Поэтому поверьте на слово, это вполне приличные деньги. Особенно если дело касается документов на дорогие автомобили престижных марок.

 

Ведь зачастую именно благодаря этим документам и легализуются у нас в стране четырехколесные эмигранты-клоны, умело обходя государственную «растаможку».

Если страховщику не удалось «протащить» в договоре пункт об обязательной передаче прав на реализацию конструктивно разрушенного авто, то у компании есть и более заманчивые способы убедить в этом клиента. Ну, например, начало страховых выплат еще до момента окончательного оформления всех документов (хотя это не распространяется на ДТП, по которым были открыты уголовные дела) или значительное сокращение сроков оформления всех бумаг и т.п. А если учесть, что все чаще пострадавшие водители сталкиваются с явным нажимом на них со стороны работников СК, этот бизнес не такой уж альтруистический, как его хотят представить страховщики…   

        

Как бы то ни было нужно запомнить главное – битый автомобиль это тоже деньги, причем ваши и их можно вернуть. Какой бы путь вы не избрали, пускать дело на самотек, однозначно, не стоит. И еще, если вы хотите закрыть «краш-историю» как можно скорее, готовьтесь потерять и в денежном эквиваленте, ведь, как говорится, «время - деньги».

 

Но напоследок все-таки хочу пожелать, чтобы подобные знания вам никогда не пригодились, а ваш «железный скакун» служил вам верой и правдой много лет.

 

Сана Шильдик,

специально для еженедельника «АвтоПремьер».

 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь