статьи   

17.01.2013 (№ 38) Телетекст

Какие-то восемьдесят лет…Riley Nine




-

Время может все что угодно. Например, может из обычной модели сделать настоящий эксклюзив – для этого достаточно каких-то восьмидесяти лет. Как в случае с британским Riley Nine, который уникален как минимум на территории нашей страны!

Английская марка Riley весьма давняя и ведет свою историю с 1890 года, когда в городке Ковентри усилиями Уильяма Райли была открыта фабрика по производству велосипедов. Впрочем, буквально через несколько лет ассортимент выпускаемой продукции был расширен. Перси Райли, сын основателя компании, всерьез увлекся набиравшими популярность автомобилями и даже смастерил собственный двигатель, который установил сначала на велосипед, получив таким образом мотоцикл, а потом и на четырехколесную повозку. Уильям Райли не одобрил хобби своего опрыска, однако затем дал добро. И уже с 1900-х годов под брендом Riley началось производство оригинальных «самобеглых колясок».

Вместе с тем к компании пришел и успех – эти автомобили пусть и не стали главными бестселлерами продаж в Великобритании, однако свою нишу нашли. Наиболее же успешным семейством стала как раз линейка Nine, «девять» по-английски, появившаяся в 1926 году. И, к слову сказать, это была и самая широкая линейка у Riley – за все годы выпуска было освоено около двух десятков типов кузовов: от скромных седанов до спартанских гоночных болидов. А перед нами же версия с эффектным названием Lynx, «рысь» в переводе с английского. Впрочем, ожидать спортивности от этого кабриолета не стоит – это был просто открытый четырехместный автомобиль со складным верхом-тентом для всей семьи…

Разработка «девятки» была поделена между двумя братьями: за кузов и подвеску отвечал Стэнли Райли, а двигатель уже по традиции был творением Перси Райли. При этом именно мотор, который за счет ряда хитростей получился очень легким и компактным, стал наиболее удачным и важным нововведением во всей конструкции Nine. При объеме около 1,1 л этот рядный 4-цилиндровый бензиновый агрегат развивал порядка 30 сил – во многом благодаря полусферической камере сгорания и двум верхним распределительным валам, которые при помощи коротких толкателей управляли V-образно расположенными клапанами. Все свои лошадки этот двигатель отправлял на задние колеса через 4-ступенчатую механическую коробку передач. И за счет всего этого эта машина могла набирать около 100 км/ч и потребляла в среднем порядка 7 л топлива на 100 км – вполне достойные показатели для тех лет.

Впрочем, как уже было отмечено, «девятка» на звание спортивной машины в своих основных версиях никогда особо не претендовала. И тем не менее Riley Nine сумел весьма ярко заявить о себе на гоночных трассах! Так, в 1927 году специально подготовленный двухместный родстер с низкой рамой, оригинальным шасси с усиленными тормозами и раскачанным до 50 сил мотором стал лучшим на знаменитом британском треке Brooklands, опередив ближайших соперников более чем на милю! Позже, кстати, эту машину как раз под названием Brooklands выпустили в общую продажу… Впрочем, это был эксклюзивный и весьма дорогостоящий продукт. А основу гаммы составляли более простые модификации Monaco, San Remo, Kestrel, Gamecock и, конечно же, Lynx. У всех у них была стандартная рама, рессорная подвеска (амортизаторов, между прочим, не было и в помине) и простые тормоза. Кстати, цены на эти машины в те годы стартовали с относительно невысокой по тем временам отметки примерно в 250-280 фунтов стерлингов, однако со временем росли – давали о себе знать регулярные модернизации через каждые несколько лет, когда понемногу улучшались практически все узлы модели.

Так, «наша» машина появилась на свет в 1933 году и потому принадлежит уже к так называемой четвертой фазе производства. Это означает, что в сравнении с предшественниками такой Riley Nine заметно лучше вел себя на трассе и слушался руля, а также имел усовершенствованную тормозную систему и более мощный мотор. Впрочем, по современным меркам судить об управляемости машины нельзя ни в коем случае. Однако ощущения от езды на Nine все равно удивительные – прежде всего благодаря ауре, которая возможна только у автомобиля подобного возраста. Вид сквозь узкое лобовое стекло, обзор назад через миниатюрное зеркало заднего вида, установленное на центральной консоли, огромный руль с тонким ободом, длинная кочерга коробки передач и – самое важное – впечатление очень живого механизма, если такое в принципе возможно… Кстати, помимо прочего «девятки» этих лет отличал еще и немного доработанный внешний вид: с характерным оформлением носовой части с несколькими перекладинами-распорками и крупными фарами – их отлично видно из салона!

Начало 30-х годов стало и для модели Nine, и для всей компании Riley наиболее удачным – производство, разбросанное по всему графству, было загружено под завязку, продажи машин исчислялись тысячами. При этом модельный ряд в эти годы был очень широким, и руководство компании даже надумало замахнуться на люксовый сектор рынка, запустив в продажу большие и дорогие машины, оснащенные престижными V8. Впрочем, от этой идеи быстро отказались – реакция покупателей на подобные автомобили была практически нулевой. Да и у самой компании Riley к концу десятилетия начались серьезные проблемы… Любопытно, что именно успешная «девятка», которая выпускалась до 1938 года, стала и лебединой песней концерна – в том же самом году, когда Nine была снята с производства, компания Riley обанкротилась.

Впрочем, история ее на том не закончилась, она перешла под контроль концерна Nuffield Organization, а потом и British Motor Corporation, где после войны делала самые разные модели. Вот только настолько оригинальными, как «девятка», они не были – под брендом Riley выпускались даже перелицованные копии Mini! Потому неудивительно, что возродить спрос на машины из Ковентри так толком и не удалось – и к 1969 году это убыточное подразделение было попросту закрыто. А Nine остался в истории настоящим олицетворением некогда славного бренда!

 

Евгений Пушкарев.

 

Телевизионную программу «АвтоПремьер» смотрите: 

  • телеканал «Фаворит» – Сб (10:35); Вс (11:00, 19:40); Вт (14:00); Птн (21:05)
  • телеканал «Фора» – Сб (19:30); Вс (11:30); Птн (20:30)
  • кабельная сеть «Триолан»
  • раздел «Видео» на сайте www.auto.premier.ua


Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь