статьи   

17.01.2013 (№ 43) Советы бывалого

Восстановлению не подлежит или как выжать деньги из битого железа




-

Мы уже писали о том, как можно отремонтировать пострадавший в аварии автомобиль. Но что делать, если ремонт автомобиля не рентабелен, или он вовсе не подлежит восстановлению? Проблема эта непростая, и имеет достаточно много нюансов. Решить ее конечно можно, но чтобы сделать это максимально эффективно, стоит разобраться в некоторых моментах этого вопроса. Что мы и попытаемся сделать в этой статье.

Даже если вы хороший водитель, это еще не является гарантией того, что вы не окажитесь участником аварии. Как говорится, оказаться «не в то время и не в том месте» может любой. Хорошо если вы отделались легким испугом, а автомобиль мелким ремонтом. Но бывают ситуации, когда машина получает слишком сильные повреждения и восстанавливать ее нет ни малейшего смысла. И если вы действительно оказались в такой ситуации, то самое главное не раскисать, а действовать быстро и здраво. Учтите, что желающих «погреть руки» на вашем горе всегда найдется достаточно, и чем лучше был ваш автомобиль, тем больше сочувствующих появится.

Поэтому никогда не надейтесь на то, что вам повезет, и, к примеру, грузовик без тормозов с пьяным водилой за рулем проедет мимо вас. По закону подлости он влетит именно в вашу машину (не дай бог конечно) даже если вы будете припаркованы и не имеете намерений куда-либо ехать. Последний курьезный случай с «бешеной» пожарной машиной на стоянке офисного центра в Киеве тому яркое подтверждение.

А значит, есть смысл подстраховаться от таких случаев заранее и сделать это лучше в буквальном смысле. Кстати, многие кто оформляют договор страхования каско, обращают свое внимание на маленький пунктик «Признание конструктивной гибели транспортного средства», а жаль. Многие почему-то уверены, что их «минет чаша сия». Но на практике бывает все иначе, ведь непредсказуемых ситуаций на дороге может быть предостаточно, и большинство из них, как правило, не зависят от уровня ваших водительских навыков.

Кстати, как показывает практика, у каждой страховой компании понятие «тотального повреждения» разное. Поэтому не стоит надеяться на собственную логику, а лучше попросить менеджера разъяснить, что под этим конкретно подразумевается. Причем сделать это желательно до подписания соглашения.   

Обычно уровень повреждения оценивается по соотношению стоимости восстановительного ремонта к цене автомобиля на момент страхования, то есть к страховой сумме. Но диапазон этот достаточно большой и может колебаться от 60 до 75 процентов и зависит от условий отдельно взятой СК. Проще говоря, если страховая стоимость вашего автомобиля составляла 100 тысяч, а ремонт обойдется в 65, то его вполне могут признать «конструктивно уничтоженным». Но вполне возможно, что при стоимости ремонта в 75 тысяч вы получите компенсацию в обычном порядке.  

Если вы все-таки попали в серьезную аварию и у вас имеется на руках страховой договор, то первым делом вам стоит  согласовать с представителем СК статус вашего авто, т. е. подлежи ли он восстановлению, по их мнению, или нет. Для этого вам придется представить документ, определяющие стоимость ремонта (или размер нанесенного ущерба). Обычно достаточно счета-фактуры из сервисного центра, но если сумма покажется страховщику подозрительной, т. е. завышенной, то он вполне может настаивать на проведении специальной товароведческой экспертизы.  Но если даже в ходе подобной проверки автомобиль был признан конструктивно уничтоженным, это еще не означает, что дальше будет все «покатится под горку».

В страховой практике предусмотрено два варианта дальнейшего развития событий возмещения ущерба. Первый – когда страховщик забирает то, что осталось от вашего автомобиля и реализует самостоятельно. Вы же взамен получаете страховую выплату с вычетом, разумеется, франшизы, соразмерности износа и, возможно, других вычетов, предусмотренных с условиями договора. Эта схема частенько применяется в случаях покупки авто в кредит. Но нужно учесть, что за владельцем в этом случае остается обязанность возместить банку недостаток для полного погашения кредита.

По второму варианту разбитое четырехколесное «счастье» остается у вас, а страховая выплата уменьшится на ряду со всеми вышеизложенными моментами еще и на остаточную стоимость автомобиля, определенную экспертами. Как вы понимаете, все зависит от вывода специалистов, проводящих оценку вашего битого авто. И вот тут самый интересный момент.

Как вы понимаете, из большого количества всевозможных вычетов из основного тела компенсационной суммы страховая компания вряд ли себя обидит. А значит, в ее интересах оценить ваши «дрова» подороже. Делается это, как правило, руками партнеров, имеющих в этом деле «пиковый» интерес, или экспертных дочерних компаний. То есть у СК есть все возможности вполне легально манипулировать остаточной стоимостью в своих интересах. Говоря иными словами, страховщик по предварительному сговору с экспертизой может занизить или наоборот завысить стоимость необходимого ремонта или цену уцелевших деталей.

Например, если рыночная стоимость автомобиля с момента его приобретения возросла, то СК выгодно подвести его под «тоталку», завысив стоимость ремонта, и реализовать его самостоятельно, выплатив компенсацию по старой цене. Или наоборот, если остатки достаются вам,  искусственно поднять стоимость уцелевших узлов. И в том, и в другом случае в накладе останетесь вы. Поэтому если чувствуете, что страховщик намерен вас «ободрать», не соглашайтесь с экспертной оценкой и настаивайте на независимой технической экспертизе. Для этого прекрасно подойдут специалисты какой-нибудь государственной экспертной компании. Если разница в оценках будет существенная, у вас будет повод поторговаться со страховщиками. Если и после этого их позиция останется неизменной, не стесняйтесь обращаться в суд, предварительно заручившись поддержкой грамотного адвоката.

Конечно, в каждом конкретном случае нужно смотреть по ситуации, и выбирать тот вариант, который более подходит вам, разумеется, если условия действия при тотальном повреждении застрахованного транспортного средства жестко не прописаны в договоре.

Допустим неравный бой со страховой компанией вы пережили с минимальными потерями… что же дальше? Если вы получили на руки «чистую» компенсацию, то тут вроде бы все понятно – распоряжаетесь ей по своему усмотрению. Купить за эту сумму аналогичный вашему автомобиль вряд ли удастся, но возможно вам удастся подобрать подходящий вариант на рынке подержанных автомобилей или купить новый, но классом ниже.

Если же вы получили лишь частичную компенсацию, а битая машина осталось у вас, тогда возникает новая проблема – реализация аварийных остатков. Поверьте, дело это достаточно хлопотное, хотя и в нем при правильной постановке вопроса можно обойтись без лишних потерь. Главное нужно реально понимать, сколько стоит это «битое» хозяйство, а уж потом, исходя из этого, начинать искать покупателя. 

Возможных клиентов можно разделить на три условные группы:

  1. Некие фирмы (обычно посредники, связанные со страховщиком), которые не прочь заработать на разнице между «официально» заниженной стоимостью остатков ТС и реальной стоимостью вашего битого авто. От таких клиентов вы получите предложение сразу, как говорится «не отходя от кассы», т.е. еще в страховой компании. Им не нужно осматривать ваш автомобиль, так как они уже это сделали и четко просчитали разницу. Торопиться принимать их предложение не стоит, если конечно вы не хотите «остаться с носом» вторично, но с другой стороны это хорошая возможность избавиться от битого хлама быстро и без хлопот.
  2. Представители рынка ремонтных работ (СТО, мастерские, владельцы разборок запчастей и т.п.). Некоторые сервисы специализируются на восстановлении машин после серьезных аварий с целью их дальнейшей перепродажи, другие приобретают для того, чтобы распродать уцелевшие узлы и детали по отдельности. Эти специалисты будут очень тщательно осматривать вашу машину, и возможно возьмут небольшой тайм-аут, чтобы вынести ей свой приговор. В этом варианте есть шанс услышать более или менее реальную цену на ваше уже недвижимое имущество, хотя и здесь нужно держать «ухо в остро», т. к. любителей легких денег хватает везде. Если вы знаете реальную стоимость свого авто, но она не совпадает с предложенной вам суммой, тогда стоит поторговаться. Возможно, вам удастся прийти к взаимовыгодной договоренности.
  3. Частные лица или сомнительные фирмы, которых больше интересуют легальные документы на транспортное средство, чем ваше «барахло». Эти действуют «нахрапом», обычно просто психологически задавливая собеседника. Хочется отдать им все, только ради того, чтобы никогда больше их не видеть. Если вы уверены в том, что с уцелевших деталях можно еще что-то заработать, то не стоит подвергаться их нажиму. Можете просто мягко уйти от ответа, сославшись на то, что вам нужно немного подумать. Кстати, документы на машину – товар особый, к тому же пользующийся спросом, и реализовать его, как правило, сложностей не составит, поэтому торопиться не стоит.

Разумеется, каждая из этих категорий захочет заполучить ваш автомобиль по более низкой цене, естественно увеличивая свои шансы на прибыль. Но здесь время играет на вас, особенно если автомобиль пристроен и может подождать, пока вы сделаете выбор.

Не стоит торопиться. Пройдитесь по рынку запчастей, зайдите на разборку, поинтересуйтесь стоимостью ваших деталей. Возможно, вам повезет, и вы самостоятельно распродадите свое авто по запчастям.

Можно воспользоваться и современным путем реализации – продажей через интернет. Найти адреса пары-тройки онлайн-бирж по продаже битых авто не составит особого труда. Такие сайты очень динамичны, обновляются довольно часто и мониторятся специалистами, заинтересованными в покупки «битого железа», постоянно. Отличие таких бирж от простых «досок объявлений» в том, что владельцы таких сайтов берут на себя все обязанности по торгам, разумеется, за дополнительную плату, а в случае удачной сделки получают свой процент. Вам достаточно предоставить лишь полную информацию про автомобиль, 5-7 исчерпывающих фотографий хорошего качества и внести «вступительный взнос».

Кстати, у крупных бирж имеются даже свои площадки, куда можно поместить автомобиль на время торгов. Но не забудьте, что такая услуга скорей всего окажется платной и обойдет в пределах 200-800 у.е. в зависимости от срока пребывания машины на торгах.

Как показывает практика, на данный момент биржа - достаточно эффективный способ продажи битых машин. Вопрос заключается лишь в том, за какие деньги, и в какие сроки будет совершена сделка. Два этих момента взаимосвязаны, а вернее сказать цена решает все. И на нее может повлиять целый ряд субъективных факторов.

Во-первых, это наличие дефектов и повреждений, не заявленных продавцом. В этом случае у покупателя есть отличная возможность сбить цену, даже если он на нее предварительно дал согласие.

Во-вторых, число владельцев транспортного средства. Говоря иными словами, чем меньше у машины хозяев (было или есть на данный момент), тем меньше вероятность возможных судебных исков, ведь такие случаи довольно часты.

В-третьих, состояние основных узлов и деталей после аварии. Конечно, глупо надеяться, что в машине, которая перенесла серьезное ДТП, мотор и ходовая останутся в идеальном состоянии, но даже устранение этих дефектов требует незначительных затрат, на продажную цену они влияют значительно.

В общем, объективна стоимость битого авто – дело весьма субъективное. Но ориентировочно можно сказать, что если, например, у вас достаточно свежий автомобиль бизнес-класса со средней степенью повреждений, то цена его продажи, по сравнению с небитым, будет меньше примерна на четверть. И это как минимум…

И напоследок несколько моментов, которые нужно обязательно учесть при любом варианте продажи вашего «смертельно уставшего» железного коня:

  • Обязательно проведите все необходимые экспертизы и оценки. Это поможет, во-первых, упростить процесс продажи, а во-вторых, не попасться на удочку тех, кто захочет «погреть руки» на вашем горе.
  • Если у вас остались со страховщиками невыполненные взаимные обязательства, а клиент на покупку битой машины уже нашелся, то лучше согласовать этот момент с СК. В противном случае вы рискуете остаться без выплат, т. к. нарушили условия страхового договора в одностороннем порядке.
  • Перед тем как фотографировать автомобиль для размещения в Интернете, приведите его в как можно лучший вид. Это не значит, что надо маскировать повреждения, просто помойте его, чтобы он выглядел не страшнее, чем он есть на самом деле.
  • Хранить битый автомобиль нужно в гараже или на охраняемой стоянке, в которой вы уверены. В противном случае ваш автомобиль быстро разукомплектуют, скрутив с него все, что можно продать. А продать, как вы понимаете, можно почти все, вопрос за сколько.
  • Не стесняйтесь выставлять в объявлении высокую стартовую стоимость на свою битую машину. Вы всегда сможете снизить ее, если звонков не будет.
  • Разместив объявление, будьте готовы к тому, что практически каждый заинтересовавшийся машиной будет убеждать вас, что ваша машина не стоит даже «ломаного гроша» не то, что выставленную за нее цену.  Просто наберитесь терпения и придерживайтесь своей ценовой политики.
  • Даже если ваш автомобиль превратился в груду металла, не стоит упрощать процесс продажи до минимума (т. е. давайте деньги и забирайте все что видите). Если же автомобиль приобретают на запчасти, не забудьте это указать в соглашении и обязательно снимите его с регистрации. Реально оценивайте степень риска, если вам предложат продать автомобиль «по доверенности».
  • Учтите, при продаже документов на машину отдельно вы автоматически становитесь участником какой-либо не совсем законной аферы со всеми вытекающими из этого последствиями.

В общем, долго чахнуть над обломками не рекомендуем, но и торопиться с продажей не стоит. Если цена на ваш битый скарб будет вполне реальная, автомобиль долго не залежится. Да и вообще, жизнь не стоит на месте, а это значит, как сказал кто-то из великих, «нужно с легкостью расставаться со своим прошлым». А мы добавим – и с оптимизмом смотреть в будущее. Желаем вам удачи на дорогах.

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь