статьи   

04.02.2013 (№ 3) Советы бывалого

Подушки без опасности




-

Последнее время в современных автомобилях все больше внимания уделяется вопросам безопасности. Увеличивается количество всевозможных программ и устройств, снижающих риски во время движения, а подушками обложили водителя уже от носа до колен, и все это не напрасно. Достаточно сказать, что одни только подушки снижают уровень смертности в случае аварии примерно на 30-35 процентов. Цифра вполне впечатляющая, и возможно поэтому большинство водителей убеждены в исключительной пользе таких приспособлений. Но вряд ли кто-нибудь из них задумывался о том, что несоблюдение определенных норм эксплуатации может привести к прямо противоположному результату…

Современная подушка безопасности, невзирая на свою кажущуюся простоту, устройство достаточно сложное и к тому же недешевое. История ее появления уходит в далекий уже 1972 год, когда она впервые появилась на серийном автомобиле. Это был американский Oldsmobile Toronado. С 1974 американцы пробовали предлагать подушки как опцию для крупногабаритных автомобилей, но, к сожалению, признания они не получили.

Позже эстафету перехватила компания General Motors и выпустила порядка 10 тысяч своих авто, оснащенных подушками безопасности уже в базе. Оценить эффективность работы такого средства защиты точно не смогли, но зато доподлинно известно о семи смертных случаях, связанных с этими авто. Доказать прямую связь между срабатыванием подушки безопасности смогли только в одном случае, да и то доказательства были косвенными, так как у человека просто случился сердечный приступ.

В 1983 году подушки безопасности появились в Старом свете. Их представила компания Mercedes-Benz как опцию к своему новенькому W126. Правда, алгоритм ее работы, по сравнению с американскими аналогами был усовершенствован. При столкновении сначала ремни безопасности затягивались и лишь потом, через несколько долей секунд, срабатывала подушка. Именно с этого момента подушка безопасности больше не позиционировалась как замена ремней безопасности, а стала отдельным дополнительным средством защиты водителя и пассажиров.

В восьмидесятых годах такое устройство все чаще можно было встретить в базовых опциях автомобилей компаний Ford  и GM. А в середине 90-х, благодаря компании Autoliv появляется боковая подушка безопасности… Сейчас подушку безопасности трудно назвать диковинкой, и чем «круче» автомобиль, тем больше таких систем в ней установлено.

Основная задача Airbag заключается, чтобы замедлить поступательное движение человека после столкновения и предотвратить удар о торпедо, руль и другие детали салона. И хотя конструкция может показаться многим весьма примитивной, над ее созданиям конструкторам пришлось поломать голову. Конструкционно она состоит из трех узлов: непосредственно подушки, изготовленной из специальной тонкой нейлоновой ткани, которая очень компактно упаковывается в руль, торпедо или дверь; датчик срабатывания, отвечающий за своевременную активацию устройства и систему нагнетания газом.

Будет уместно сказать пару слов и о их разновидностях. Те времена, когда одна фронтальная подушка для водителя была большой роскошью уже давно в прошлом. Теперь пневмоподушка насчитывает достаточно много типов:

  1. Подушка безопасности водителя (фронтальная подушка). Она устанавливается, как правило, в рулевое колесо и защищает водителя от удара головой и грудью о рулевую колонку. Кстати в Штатах уже законодательно предписано оборудовать сиденье водителя специальным датчиком веса. Он позволяет регулировать скорость и объем подушки при ее активации.
  2. Подушка переднего пассажира. Она, обычно, состоит из легкого металлического корпуса, поделенного на две камеры. Эти камеры снабжены специальными пиропатронами по краям. Электроника, в которой предусмотрен алгоритм срабатывания, определяя за доли секунды степень опасности для пассажира, принимает решение об уровне защиты.
  3. Боковые подушки безопасности. Передние пневмоподушки безопасности размещены, как правило, с наружной стороны в спинке сиденья водителя и переднего пассажира. Задние же монтируются в стойки дверей. Они защищают находящихся в машине от боковых ударов и срабатывают аналогично фронтальным, ориентируясь на показания датчиков, расположенных с боков автомобиля.
  4. Оконные подушки безопасности. Они располагаются по бокам вдоль обшивки крыши салона и, раскрываясь, заполняют все пространство оконных проемов. Тем самым они не только защищают от повреждений, которые могут причинить разбитые стекла и попавшие в салон предметы типа веток, камней и т. п., но и блокируют возможность выпасть из автомобиля при столкновении. Срабатывают они, как правило, вместе с боковыми системами.
  5. Боковые подушки типа Head/Thorax. В отдельных случаях из-за специфической конструкции автомобиля (например, кабриолета) установка оконной подушки безопасности невозможна. Именно для таких случаев предусмотрена подушка Head/Thorax (в переводе с английского «голова/туловище»). Они устанавливаются с наружной стороны передних сидений или верхней части дверей и обеспечивают защиту для головы и грудной клетки при боковом ударе.
  6. Подушки безопасности для колен расположены под торпедо и создают защитный барьер для колен водителя и переднего пассажира. Срабатывают они одновременно с фронтальной подушкой безопасности.
  7. Подушки безопасности для таза. Это весьма специфическая защита, которая предохраняет пассажиров при боковом ударе в области таза. Согласно проведенным исследованиям такие повреждения являются самым опасным для пассажиров. Именно поэтому защите этой области было уделено особое внимание. Она находится на внешней стороне сиденья и срабатывает одновременно с боковыми и оконными подушками.

Встретить полный набор подушек безопасности в одной машине в настоящее время крайне трудно – уж слишком дорогое удовольствие, и тем не менее, они существуют и в зависимости от класса автомобиля уславливаются.

Невзирая на такое большое разнообразие, принцип их работы одинаков и, по сути, достаточно прост. В момент получения датчиком сигнала об ударе, который примерно эквивалентен контакту автомобиля, движущегося со скоростью 20-25 километров в час с бетонной стеной, система наполнения подушки безопасности смешивает азид натрия и нитрата калия, в результате чего моментально выделяется газ, который за считанные доли секунды раздувает подушку. Но это только принцип. Современные системы имеют и ряд дополнительных блоков. Например, блок диагностики, который отвечает за рабочее состояние системы или система аварийного срабатывания, позволяющая запустить подушку даже в том случае, если при аварии основной аккумулятор выйдет из строя. Но на этом эволюция пневмоподушки не заканчивается. Многие конструкторы работают над тем, чтобы при сохранении его эффективности свести на минимум все возможные риски для здоровья человека. В виде примера достаточно привести новую технологию i-SRS, разработанную компанией Honda и уже успешно применяемую в серийных машинах. Принцип ее работы заключается в том, что после срабатывания подушки она открывается не моментально, а поэтапно. Такой принцип уже давно применяется на страховочных лентах альпинистов. И это не единственные разработки в этой области, но разговор у нас сегодня на совсем другую тему…

Польза подушки безопасности очевидна, наверно именно поэтому очень трудно предположить, что она может таить в себе и серьезную угрозу. И, тем не менее, такая опасность существует, хотя как правило пострадавшими становятся те, кто просто не знал или сознательно шел на нарушение норм эксплуатации Aerbag.

Самая главная «опасность» подушки безопасности заключается в стремительности ее наполнения. С одной стороны это оправдано, ведь в случае столкновения важна каждая тысячная доля секунды. И поэтому она должна раскрываться мгновенно, обеспечивая мягкую прослойку между водителем и пассажиром и деталями кузова. Как не удивительно, но инженерам это удалось – скорость срабатывания стандартной подушки безопасности составляет примерно 300 км/час.

Это совсем не мало, и если в момент удара вы, как положено, пристегнуты ремнем безопасности, никакой угрозы нет. Именно соединение этих двух факторов, т.е. ремня безопасности и сработавшей пневмоподушки дает максимальный эффект защиты при столкновении. Дело в том, что сам ремень безопасности не может надежно зафиксировать тело человека, но зато может значительно замедлить инерционное движение и в тоже время ограничить его амплитуду. Именно поэтому контакт с разворачивающейся подушкой безопасности получается более мягкий, как правило, не способный нанести травм опасных для жизни, разумеется, при условии, что вы не летели в бетонную стену на предельной скорости.

Кстати, условиями проверки функциональности систем безопасности при проведении краш-тестов предусматривается скорость движения транспортного средства примерно 60-70 км/ч, а также соблюдение всех требований (т.е. правильная посадка водителя и пассажира, пристегнутые ремни безопасности и т. п.).

В том случае если при столкновении на вас не было ремня безопасности, а подушка все-таки сработала, то вы рискуете со всего маху нарваться на достаточно сильный встречный удар. Не трудно подсчитать что, если скорость вашего автомобиля в момент столкновения была 100 км/ч (с аналогичной скоростью будет по инерции двигаться ваше тело), а скорость раскрытия подушки 300, то вас ожидает мягко сказать очень серьезный «нокаут». Для сравнения скажу, что скорость удара чемпиона мира по боксу в десять раз слабее, чем тот, который рискуете получить вы. Бесследно такие потрясения не проходят – в лучшем случае вас ожидает сотрясение мозга, а в худшем перелом шейных позвонков со всеми вытекающими из этого последствиями.   

Поэтому умникам, пытающимся «обхитрить» систему, протягивая ремень безопасности за спинкой сиденья или просто вставив в замок заглушку, стоило бы хорошо подумать о том, что такое ухищрение может сработать против них.

Инженеры постоянно работают над проблемой снижения уровня случайных травм полученных от подушек безопасности. Например, разработаны специальные датчики, которые деактивируют подушку безопасности, если ремень не был пристегнут. К большому сожалению даже такая «забота» мало что дает водителю, ведь в случае аварии его шансы на выживание без «аербэга» резко снижаются.

И, тем не менее, несмотря на все новые разработки и более умные датчики, предусмотреть все возможные ситуации практически невозможно. Ну, например, если во время удара руки водителя окажутся скрещены перед собой, что может произойти абсолютно неосознанно, переломов ему не избежать. 

Кроме таких ситуаций трудно избежать и нештатных случаев срабатывания подушек. Это может произойти, например, при попадании колеса в глубокую яму на большой скорости, падения тяжелого предмета на капот или незначительного прыжка через рельсы. Так или иначе, подушка может сработать неожиданно даже в том случае, когда в этом нет никакой необходимости.

Нельзя исключать и прямо противоположные обстоятельства. Подушка безопасности - это техническое устройство, а у них, как известно, бывают и отказы. Да, бывают «неувязочки», причиной которых может быть и заводской брак, и обыкновенный технический сбой. Причем такие проблемы возникают не только в автомобилях среднего класса, но и в самых престижных версиях. Достаточно просмотреть статистику отзывов огромных партий авто по причине несрабатывания систем безопасности, чтобы понять, что это проблема не единичного случая. Успокаивает лишь то, что, как правило, автопроизводители достаточно оперативно реагируют на выявленные неполадки и достаточно оперативно их устраняют. Разумеется речь идет об официальных дилерах. О тех машинах, которые въехали в страну «серыми мышками» речь не идет.

Особую опасность могут представлять машины, уже пережившие ДТП и выставленные на продажу. Установка новых подушек безопасности удовольствие дорогое, а такие растраты перед продажей особенно на то, чего в принципе даже не видно, многие считают неоправданной растратой денег, и поэтому стремятся на этом сэкономить. Это можно сделать двумя способами: поставить вместо оригинальной какую-нибудь подделку, причем руками «кустарей», или вообще ничего не ставить. Тот и другой вариант чреват серьезными последствиями. Первый – подушка может сработать некорректно, да и не в нужное время, а второй тем, что пустой ящик в случае аварии вам ничем не поможет, хотя вы вероятней всего будете на это рассчитывать.

Это касается не только «наших» машин, но и тех, которые последнее время частенько покупают на заграничных, а особенно американских аукционах. Надо отдать должное, что на таких торгах все более или менее честно, и если подушки уже выстрелили, то клиента обязательно поставят в известность. Вот правда перекупщик вряд ли поделится этой информацией с покупателем. Поэтому для многих счастливых обладателей западного автосеконд-хэнда, так до поры и остается загадкой, что находится под надписью Airbag.  

Есть и еще одна опасность, но касается она не всех, а только той части автовладельцев, которые носят очки. Оправы не рассчитаны на то, чтобы выдерживать удары такой силы, а это означают, что при столкновении с пневмоподушкой они обычно ломаются и их обломки, как впрочем, и стекла, вставленные в них, могут нанести серьезные повреждения в области глаз.

Конечно, автопроизводители постоянно работают над усовершенствованием систем безопасности автомобиля и подушки здесь не исключение, но пока считать их идеальным методом защиты не приходится.

Исходя из вышеизложенного напрашивается один вывод: хочешь, чтобы подушки безопасности заботились о твоей безопасности, а не наоборот – соблюдай правила осторожности. Они достаточно просты и не требуют особых ни моральных, ни физических затрат:

  1. Необходимо всегда пристегиваться ремнем безопасности. В противном случае подушка или не сработает, или станет еще одним источником травматизма.
  2. Нужно обеспечить себе правильную посадку за рулем. Считается, что оптимальным является расстояние не менее 25 см от центра грудины до фронтальной подушки безопасности.
  3. Ни в коем случае не перевозите детей до 12 лет без специального автокресла, тем более на переднем сиденье. Если же вы вынуждены поставить кресло вперед, то в обязательном порядке отключите фронтальную подушку безопасности пассажира. Иногда такая функция в машине не предусмотрена, тогда отодвиньте сиденье назад в максимальное положение.
  4. Если же вы остаетесь принципиальным противником пристегнутых ремней безопасности, даже после того, что мы рассказали, то вам стоит позаботиться о том, как «обезвредить» подушку безопасности. Обычно в бардачке находится специальный тумблер, отключающий Airbag, но если такового в системе не предусмотрено, то его установка вам обойдется не так уж дорого. Только учтите, что в случае аварии вы останетесь один на один с инерцией, а это весьма и весьма опасно.

Очень надеемся, что все изложенное выше останется лишь полезной информацией, а ваши подушки безопасности так вам и не понадобятся… Желаем вам удачи на дорогах!

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь