статьи   

11.03.2013 (№ 8) Советы бывалого

Волшебная сила азота или как надуть автомобилиста




-

Не так давно у «продвинутых» автомобилистов появилась новая фишка - накачивать шины не воздухом, а чистым азотом. Ее быстро подхватили не только крупные сервисы, но даже мелкие шиномонтажные мастерские. Тем более что поддерживать миф о чудодейственных свойствах этого вполне тривиального газа достаточно выгодно. Еще бы - затрат почти никаких, а заработать на этом можно. Пришло время разобраться, в чем же преимущества закачки азота в автомобильные шины, и есть ли они вообще.

Ну, начнем, пожалуй, с легкого физического экскурса. Как известно воздух, в большинстве своем состоит из азота. Причем на целых 78 процентов. Азотогенераторы, которые, как правило, применяются на СТО для выработки газа для закачки, могут довести его содержание до 90-95%. Разница, как вы понимаете, не очень велика. И это, так скажем, в лучшем случае. Проверить, что вам «вдули» на глаз практически невозможно, а в «походном» наборе автомобилиста вряд ли найдется газоанализатор. А если взять во внимание еще «кристальную» честность наших коммерсантов, то гарантии, что в шины к вам попал «чистый» азот, вообще никакой. Но для чистоты эксперимента предположим, что вам закачают 99,99-процентный азот прямо из баллона. Что же может дать такое ноу-хау?

Заблуждение первое: Устойчивое давление в шинах. Основано это якобы на том, что коэффициент теплового расширения азота гораздо меньше, чем у воздуха, а следовательно изменение температуры окружающей среды не должно оказывать существенного влияния на давление внутри шины.

С одной стороны все логично, если конечно не брать в расчет что это утверждение противоречит закону Менделеева-Клапейрона, которое устанавливает взаимосвязь между объемом, давлением и температурой идеального газа, которое в частности при постоянной массе газа имеет и такую трактовку  р . V/T = const (р – давление, V – объем, Т – абсолютная температура).

Конечно, можно парировать этот аргумент и сказать, что, мол, и азот и кислород газы, по сути, не идеальные, да еще находятся в шине под давлением, а значит и ведут себя по-другому. Но любой специалист в области физики вам скажет, что подобное утверждение далеко от истины, т.к. чтобы поведение таких газов как кислород и азот в том тепловом промежутке, в котором используется шина, отклонилось от поведения «идеального газа» давление в шинах должно превышать имеющееся в десятки атмосфер, а это физически невозможно. 

К тому же, если вернуться к «точным» величинам, то коэффициент объемного расширения азота выше, чем у воздуха (0.003672 K-1 против 0.003665 K-1). А это означает что на практике как реальный газ азот хуже воздуха. Правда при стандартном размере колеса и обычной тепловой амплитуде разницу можно определить только достаточно точным лабораторным оборудованием, но сам факт говорит в пользу воздуха.

Заблуждение второе: отсутствие утечки. Аргумент тут следующий: если учесть что молекула кислорода меньше молекулы азота, то и улетучиваться она будет быстрее, тем самым, снижая уровень давления в шине.

В теории правильно, если не учесть того, о каких величинах идет речь. Диаметр молекулы азота отличается от молекулы кислорода всего на 6 процентов (0,32 нм против 0,3 нм кислорода). Т.е. говоря иными словами, если колесо, накаченное азотом, «похудеет» на одну атмосферу, то аналогичное колесо с воздухом потеряет аж 1,012 атм. Насколько для вас существенна такая разница, да и чем вы будете ее измерять?..

Но даже если предположить, что из шины будет выходить исключительно кислород, то по всем законам логики через две-три подкачки в ней должен остаться один азот, причем абсолютно бесплатно. Так зачем платить за то, что вы получите и так.   

Заблуждение третье: отсутствие внутренней коррозии. По сути, такое утверждение тоже не лишено смысла, ведь кислород действительно может окислять стальной корд и даже «старить» резину. Но если посмотреть на это с практической стороны, то вряд ли за всю историю автомобилизма найдется хоть один случай, когда покрышки меняли из-за того, что проржавел внутренний корд. Не говоря уже о том, что влияние кислорода на покрышку изнутри по сравнению с тем, что ей приходится переносить каждый день снаружи, является просто смешным. Если не верите, то просто сравните состояние любой старой покрышки внутри и снаружи и ваши сомнения сразу развеются.

Заблуждение четвертое: снижение массы колеса. Удельный вес чистого азота меньше чем воздуха, а значит теоретически вес колеса накаченного азотом меньше. Это означает (опять же в теории) снижение неподрессоренной массы подвески, и как результат увеличение ресурса амортизаторов.

Тут с теорией не поспоришь – все вроде бы правильно, но вот на практике это дело другое. Плотность воздуха действительно больше аж на целых 0,04 кг/м3. Так вот, при объеме стандартного колеса примерно 0,05 м3 и давлении 2 кгс/см2 разница между азотом и воздухом составит целых 6 грамм. Вряд ли такая погрешность имеет смысл, особенно если учесть, что «среднестатистический» вес колеса составляет примерно 12-15 кг.

Заблуждение пятое: «азотная» покрышка не перегревается. По непонятной причине считается, что азот лучше отводит тепло. Это полная чушь, т. к. коэффициент теплопроводности кислорода хоть и незначительно, но выше чем у азота. А это означает, что кислород лучше передает тепло и, естественно, охлаждает покрышку лучше.

Другое дело теплоемкость. Она действительно у азота на 13% выше, чем у того же кислорода, а если учесть, что в шине удельный вес азота составляет не более 200-250 граммов говорить о существенной разницы при аккумулировании тепла просто смешно.

Заблуждение шестое: низкая пожароопасность азота. В принципе это так, но представьте себе, на какой стадии должен быть пожар, если дело дошло до взрыва колес!.. В такой ситуации 40-50 грамм кислорода уже погоду не сделают. А вот про случаи возгорания автомобиля от лопнутых шин я что-то пока не слышала.  

Кроме этих «железных» аргументов в пользу азота СТО-шники любят рассказывать и другие убедительные байки:

  • Один наш клиент накачал новые колеса азотом и давление уже полгода держится в норме, а вот старые приходилось постоянно подкачивать…

Кто бы спорил, но акцент в этом рассказе нужно ставить не на слове «азот», а на слове «новые», т. к. если покрышка полностью исправна, то она может держать давление и больше года. Если же это не так – ищите причину, но никак не в воздухе.

  • Накачал колеса азотом, и машина стала ехать мягче, уменьшился шум и даже вибрация…

Вполне возможно, но дело тут опять не в азоте. Просто обычно при накачке азотом «недоливают» 0,2-0,3 атмосферы и поэтому машина идет мягче. Хотите проверить – измеряйте давление в шинах.

  • На Формуле-1 вообще все колеса качают только азотом…

Это правда, качать-то качают, но согласно пункта 12.7.1 технического регламента гонок Формулы-1 установлено, что «шины должны быть заполнены только воздухом или азотом». А это означает, что специалисты, даже при таких запредельных нагрузках как на болидах во время гонок, не видят принципиальной разницы между воздухом и азотом. Что тогда говорить про наши автомобили?..

Мне кажется, сказано было достаточно. Азот, конечно, вреда автомобилю не принесет, но и пользы не даст. Вот только цена на него примерно в 10, а то и 20 раз выше, чем на воздух. Поэтому, качая шины азотом, стоит задуматься, может в этот момент кот-то надувает и вас…

Желаем вам удачи на дорогах!

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь