статьи   

13.05.2013 (№ 15) Советы бывалого

Здравствуй солнце… и прощай. Тонировка стекол и связанные с этим вопросы




-

Невзирая на то что по календарю у нас весна в полном разгаре, деньки не спешат радовать нас ни ярким светом, ни столь долгожданным теплом. Но время неумолимо берет свое, и не за горами тот момент, когда ласковое солнышко превратится в раскаленного монстра, слепящего глаза и доводящего жарой до бешенства. Автомобилистам эта проблема особенно близка, ведь независимо от того ездите ли вы на «Мерсе» с климат-контролем или старом «Жигуленке» с не закрывающейся форточкой, солнце становятся вашим злейшим врагом. Средство защиты от солнечных лучей уже давно придумано – это тонировка. Но так ли просто решение этого вопроса, как может показаться?.. Попробуем разобраться.

Без сомнения, жаркий сезон уже не за горами. Постепенно мы вылезаем из пуховиков и курток и начинаем примерять летние шорты и майки. К большому сожалению, современному автомобилю пока аналогичная трансформация недоступна. Именно поэтому с солнечными лучами ему приходится бороться в своем первозданном виде. Но если кузову можно оказать лишь пассивную помощь, например, покрыв его защитным слоем полировки, то салону можно, да и нужно помочь кардинально.

Как мы уже писали в предыдущем номере, ультрафиолетовые лучи, которыми так изобилует летнее солнышко, являются без преувеличения мощным разрушительным оружием. Они не только влияют на внешний вид материалов обивки и деталей интерьера, но и разрушают его внутреннюю структуру. Пластик «пересыхает» теряет свой цвет и становится ломким, в конечном счете, трескается, кожа также становится грубой, теряет свою эластичность и респектабельность, отделочные материалы выцветают, теряя прочность, блестящие элементы декора тускнеют и т.д., и т.п.

Самым эффективным на данный момент средством защиты салона от ультрафиолетовых лучей является тонировка. Но тонировка бывает разная, и имеет достаточно много различных нюансов, в том числе и законодательных. Но начнем с самого простого: что же вообще такое «тонировка», и какая она бывает?

В принципе под тонировкой подразумевают нанесение на автомобильные стекла определенного покрытия, препятствующего попаданию в салон солнечных лучей. На данный момент существует три вида тонировки.

Первый, это тонировка путем нанесения на стекло специального металлизированного напыления, которая увеличивает отражающую способность поверхности стекла и мешает проникновению света. Технологически этот способ достаточно сложен, т.к. требует специального оборудования, а оно на наших СТО практически не встречается, да и квалифицированных мастеров для выполнения подобных работ найти крайне сложно.

Второй – замена заводских прозрачных стекол на цветные (обычно более темные). Их внутренняя структура уже обладает всеми необходимыми признаками защиты от солнца. Здесь тоже достаточно много проблем. Подобрать уже готовые затемненные стекла к конкретной модели автомобиля достаточно сложно, да и то, если они есть,то их, как правило, приходится заказывать по каталогу каких-нибудь европейских тюнинговых ателье, а это удовольствие дорогое, и к тому же требует достаточно много времени. Изготовить качественные затемненные стекла для автомобиля здесь практически невозможно, как бы вас не уверяли местные специалисты.

И третий, тонировка с помощью нанесения специальной полимерной пленки на внутреннюю часть штатного остекления автомобиля. Этот способ достаточно простой и самый доступный. Именно поэтому очень популярный. О нем и разговор…

Начнем, пожалуй, с положительных сторон тонировки. Ну, во-первых, эстетическая сторона. Тонировка придает автомобилю респектабельность, индивидуальность и даже в какой-то степени солидность. Ее можно по праву считать разновидностью легкого внешнего тюнинга, особенно если она сделана качественно и со вкусом. Во-вторых, тонировка несет на себе роль пассивной безопасности, не позволяя после удара стеклам разлетаться в салон. Конечно до «бронирования» в привычном смысле этого слова тонировке далеко, и, тем не менее, тонированное стекло способно выдерживать удар силой до 60 Дж (сравнимо с броском камня с близкого расстояния), а это достаточно хороший показатель. В-третьих, тонировка выступает как отличный теплоизолятор. Отражая и поглощая солнечные лучи в теплое время года, она препятствует перегреву салона, продлевая тем самым ресурс работы кондиционеру и снижая потребление топлива. Зимой наоборот, полимерный слой не дает теплу выходить через поверхность стекол, а, как известно, именно, стекла являются одной из основных зон, способствующей снижению температуры в салоне. В-четвертых, тонировка – отличная защита от проникновения в салон ультрафиолетового излучения. Это мешает выгоранию обшивки, ухудшению внешнего вида элементов салона, нарушению их физических качеств. И пятое, тонировка в какой-то мере может препятствовать краже личных вещей, т.к. рассмотреть содержимое салона через темные стекла достаточно затруднительно, да и разбить их гораздо сложнее.

Если же говорить о недостатках, можно упомянуть только два. Первый - тонировка ухудшает обзор, особенно в темное время суток или когда идет дождь. Тонировка имеет определенные ограничения и поэтому частенько становится поводом для сотрудников ГАИ для вымогательства денег у водителя под предлогом нарушения допустимых норм.

Но если тонировка проведена правильно, профессионально и с применением качественных материалов ни первая, ни вторая причина причинять вам особых неудобств не будет.

Да, времена когда на машину можно было наносить любую тонировку, не переживая за последствия, ушли в прошлое. Теперь она регулируется целым рядом документов. К сожалению, большинство автомобилистов не знают, какая же степень затемнения стекол разрешена по закону, что становится прекрасным поводом для инспекторов наказать простака за «такое безобразие». Именно поэтому на этом моменте мы остановимся особо.

Согласно Закона Украины «О дорожном движении», Правил дорожного движения и разъяснении, касающемся норм тонировки, существуют установленные нормы затемнения стекол. В частности ПДД, п. 31 «Техническое состояние транспортных средств и их оснащение» гласит: «Запрещается эксплуатация транспортных средств согласно законодательству при наличии таких технических неисправностей и несоответствия таким требованиям: …31.4.7 в) установлены на стекло дополнительные предметы или нанесены покрытия, которые ограничивают обзорность с места водителя, и ухудшают его прозрачность…

На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут быть прикреплены прозрачные цветные пленки. Позволяется применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых отвечает требованиям ГОСТ 5727-88…».

Что же гласит пресловутый ГОСТ5727-88? В соответствии с пунктом 2.2.4 этого документа: «Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее:

  • 75% - для ветровых стекол;
  • 70% - для стекол, не являющихся ветровыми, входящих в нормативное поле обзора, определяющее переднюю обзорность.

Светопропускание прочих неветровых стекол не нормируется. Стекла со светопропусканием менее 70% дополнительно маркируются знаком V. Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов».

С одной стороны все изложено максимально понятно, но вот на практике все оказывается не так просто… Фокус в том, что изначально чистое лобовое стекло (не тонированное) отечественных авто пропускает лишь 80% видимых лучей. У иномарок этот показатель колеблется от 70 до 98 процентов. Получается, что затонировать ветровое стекло вы можете только на 5%. По сути, сделать это невозможно, т.к. подавляющее большинство пленок имеет коэффициент затемнения, превышающий 30%. А это получается, что любое затемнение ветровых стекол уже лежит за пределами ГОСТа. В принципе, конечно, существуют пленки, имеющие затемнение меньше 30 процентов. Они предназначены специально для снятия ослепления встречными фарами и уменьшение проникновения ультрафиолетового излучения, но применение таких пленок на боковых стеклах малоэффективно, да степень их затемнения все равно зашкаливает за пятипроцентную отметку. Вот и получается что практически любая тонировка – это в какой-то мере нарушение закона. Разговоры о том, что эти нормы давно устарели, идут постоянно и, тем не менее, они остаются в силе.

Кстати, ходят слухи, что в ГАИ готовы ужесточить систему наказания за нарушение правил тонировки. Новость эта не радостная, т. к. и до этого инспектора довольно часто беспредельничали в этом вопросе. Хотя закон гласит внятно: «Управление водителями транспортными средствами, которые имеют неисправности…, с которыми в соответствии с установленными правилами эксплуатация их запрещается, или переоборудуемыми с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов… - влечет за собой наложение штрафа…» (КоАП Украины, ч. 1 ст. 121). Говоря иными словами штраф это единственное правомерное наказание за нарушение норм тонировки. Ни задерживать автомобиль, ни снимать номера, ни требовать немедленного снятия тонировки инспектор не имеет право. На данный момент даже остановка автомобиля сотрудником ГАИ на стационарном посту просто ради проверки степени тонировки неправомерна. Кстати, стационарный пост должен быть оборудован специальной мобильной лабораторией или хотя бы пунктом инструментального контроля для измерения степени светопропускания стекол.

Для проверки степени светопропускания должны не только использоваться специальные приборы, но должны соответствовать определенные погодные условия.

В ГОСТе 5727-88  это определено следующим образом:

  • температура воздуха - 20±5°С;
  • давление – 80-106 кПа;
  • относительная влажность воздуха - 60±20%.

Что касается такого прибора как «Блик», который на сегодняшний день является самым распространенным, то уже давно доказано, что при нарушении правил вышеупомянутого ГОСТа (например, проверка в темное время суток или ненастную погоду, во время дождя или при минусовой температуре) прибор начинает бесцеремонно врать, давая представителям «дорожной» власти возможность погреть руки. 

Поэтому если вы уверенны в том, что тонировка вашего автомобиля осуществлена по всем нормам и сомневаетесь в объективности проведенных измерений, то имеете полное право в 10-тидневный срок подать заявление-жалобу в соответствующее отделение ГАИ с просьбой назначить повторное измерение другим прибором. Заявление составляется в двух экземплярах и регистрируется в секретариате. Если оно будет проигнорировано, вы имеете полное право обратиться по этому вопросу в суд.

Ну, это то, что касается правовой основы, а теперь все-таки вернемся к самой тонировке. Следующий вопрос после: зачем это делать, является, что же можно тонировать. В принципе можно тонировать все стекла, разумеется, если остаетесь в рамках ранее перечисленных норм. 

При тонировании всех стекол самым «больным» вопрос является тонировка ветрового стекла. Для его тонировки, как правило, применяются специальные пленки. Они достаточно дороги, да и выполнение такой работы требует очень высокого качества, т.к. от этого зависит уровень и качество обзора. Возможно, поэтому у нас редко тонируют ветровые стекла.

Второй вариант затонировать все стекла, кроме ветрового. Здесь тоже не все так просто, т.к. согласно требований, стекла, не являющихся ветровыми, но входящие в нормативное поле обзора тоже имеют определенное ограничение по затемнению. Поэтому обычно задние стекла принято закатывать более темной пленкой, а передние более светлой, но не настолько, чтобы разница между ними бросалась в глаза. Если тонировка на передних стеклах достаточно плотная, то лучше вырезать сектора, входящие в зону переднего обзора (сектор расположения зеркал заднего вида). Возможно, это будет выглядеть несколько не эстетично, но зато будет вполне достаточно, чтобы избежать разногласий с инспектором.

Существует и третий вариант – тонировка только заднего пояса автомобиля. Смотрится это не совсем красиво, но зато позволяет обеспечить задним пассажирам достойный уют, а водителю максимальную обзорность…

Тема тонировки куда более широкая, чем нам удалось рассказать в этом материале. Какова структура, виды пленок и их параметры, как ухаживать за тонированными стеклами, можно ли тонировать фары и многое другое… Все это осталось за пределами нашего материала. Именно поэтому мы вернемся к тонировке в следующем номере. А пока, как обычно, желаем вам удачи на дорогах!

 

Продолжение следует.

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь