статьи   

21.08.2013 (№ 24) Советы бывалого

Менять или ремонтировать




-

Всякий раз, когда в автомобиле возникают неполадки, каждый из нас сталкивается с вечной дилеммой - менять или ремонтировать тот или иной узел, деталь. Разумеется, ремонт, как правило, обходится дешевле, но значительно снижает ресурс дальнейшей эксплуатации. Специалисты утверждают, что в большинстве случаев замена неисправного узла куда более рациональна, чем его ремонт. Но так ли однозначен ответ?.. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Безусловно, замена любого, пусть даже незначительно изношенного, узла или детали на новую, и в техническом плане, и в плане работы того же сервиса лучше, чем ремонт. Но это, как говорится, в идеале, т.е. без учета стоимости нового компонента. Вот именно в этом месте многие, по крайней мере, рачительные автомобилисты, всерьез задумываются, зачем же платить такие немалые деньги за новую деталь, если старая еще может послужить. И этот вопрос вполне резонный. Хотя, разумеется, нужно научиться различать, когда стоит ремонтировать, а когда целесообразней просто поставить новый узел.

Кстати, некоторые иногда путают процесс обслуживания с ремонтом. Например, если генератор вышел из строя, его необходимо разобрать, тщательно вычистить от частиц износа, заменить угольные щетки, подшипники и генератор снова в строю. Но этот процесс нельзя назвать ремонтом, т.к. это просто техническое обслуживание генератора, предусмотренное условиями его эксплуатации. Это связано с тем, что в связи с особенностями конструкции такого узла некоторые элементы изнашиваются гораздо быстрей остальных и их замена позволяет обеспечить всему устройству более долгий срок эксплуатации.

Другое дело, когда элементы узла изнашиваются равномерно, например, как рычаги подвески. Они, рычаги, как известно, состоят из цельноштампованного рычага, шаровой опоры и сайлентблоков, впрессованных в него. Конечно если рычаг в ходе эксплуатации деформировался, то тут вопросов по замене не возникает. А если, например, вышла из строя шаровая или сайлентблок, менять целиком или только вышедший из строя элемент?.. Что касается «японских» машин, то рекомендации производителя однозначны – менять целиком. У некоторых автомобилей европейской и даже американской сборки конструкционно предусмотрена возможность замены элементов, но любой специалист вам без колебаний скажет, что подобный компромисс себя вряд ли оправдает. И в этом есть свой технический смысл. Вот почему большинство производителей запасных частей предлагают на рынок рычаги исключительно в сборе, а не сайлентблоки или шаровые в отдельности.

Конечно, на рынке не проблема найти и сами сайлентблоки, но вероятней всего они окажутся весьма сомнительного качества, чаще всего китайского. Ведь даже производители таких запчастей прекрасно понимают нецелесообразность такого ремонта и поэтому делают ставку не на качество, а на ваше доверие. И этому есть по крайней мере две веские причины.

Первая, это трудоемкость (а значит и соответствующая цена) ремонта. Выпрессовка старого и запрессовка нового сайлентблока - операция непростая, и требует достаточно много времени, а значит, обойдется не намного дешевле приобретения нового рычага в сборе и его установки. Вторая – после такой замены технические характеристики все равно изменят и не в лучшую сторону. При выпрессовке посадочное место сайлентблока в любом случае деформируется, а это значит, что новый сайлентблок все равно не будет располагаться, так как стоял «заводской». Вдобавок к этому не стоит забывать и о такой вещи как усталость металла. Новый элемент имеет более плотную структуру, что, несомненно, приведет к увеличению нагрузки на другие детали узла, увеличивая износ и, в конечном счете, выход их из строя. И если вышедший из строя сайлентблок даст о себе знать, прежде всего, неприятным звуком, то лопнувший на скорости рычаг может привести к куда более неприятным последствиям. А значит и ремонт при таком исходе будет более дорогостоящим.

Это практически касается и узлов, вследствие ремонта которых первозданным остается только корпус. Замена начинки помноженная на трудозатраты станет не намного дешевле нового агрегата. Примером является раздаточная коробка внедорожников. При выходе ее из строя по причине растяжения цепи, ее замена практически ничего не решает и увеличит ресурс раздатки в лучшем случае на пару тысяч км, а в худшем на пару сотен.

Фокус в том, что все детали здесь сильно взаимосвязаны, стоит одной изменить параметры работы, как это сразу же отразится и на других, повышая их износ и нарушая обычный ритм работы. То есть к моменту окончательного выхода цепи из строя пакет фрикционов будет тоже находиться в критическом состоянии. Это означает, что при качественном ремонте они тоже должны быть заменены. Вот и выходит, что от старой раздатки у вас как память остается лишь корпус. К тому же найти достаточно качественный ремкомплект будет весьма сложно. На рынке в основном представлена продукция китайского производства весьма сомнительного качества. А это еще одна причина, чтобы сделать такой ремонт еще более бессмысленным.

Тоже можно сказать и о КПП, конечно, если не брать в расчет замену прокладок, что скорее можно назвать обслуживанием, чем ремонтом. Выход же из строя любой шестерни, несомненно, приведет к замене остальных. К тому же в связи с технологическими особенностями изготовления новая начинка может не встать в старом корпусе как надо. А это означает, что ее работа станет более шумной, либо вообще не запустится.

Вообще ремонт таких агрегатов в старые добрые времена осуществлялся исключительно на заводах, работающих вплотную с изготовителями. В незапамятные времена в Союзе такая практика была очень распространена и ремонтные заводы располагались во многих городах. Там производился как капитальный ремонт автомобилей полностью, так и восстановление отдельных агрегатов. Сейчас, похоже, такая тенденция начинает находить свое применение и у «капиталистов», а конкретно в Штатах и Европе. Это вызвано не только экономической выгодой, но и политикой сбережения ресурсов, а также заботой об экологии.

Как свидетельствуют данные ремонтной практики, большинство выбракованных по износу деталей утрачивают не более 1-2% исходной массы. При этом прочность деталей практически не изменяется. Например, 95% деталей двигателей внутреннего сгорания выбраковывают при износах, не превышающих 0,3 мм, и большинство из них могут быть вторично использованы после восстановления.

У нас же сейчас автовладельцы достаточно насторожено относятся к предложению автосервиса поставить восстановленный узел. Все это в первую очередь связано с потерей доверия к сервисам и большого количества шаромыжников, стремящихся «срубить деньжат по-легкому». Безусловно, даже на фирменном СТО можно нарваться на, мягко скажем, нечистоплотного матера. Но если говорить в идеале, то восстановленная деталь не должна беспокойства, особенно если процесс ее восстановления проходил на заводе.

У нас частенько путают такие понятия как «бывшая в употреблении» и «восстановленная». От этого и вся неразбериха, но разница здесь по сути существенная. Детали б/у, которые поступают в продажу после разборки битых или по другой причине разукомплектованных автомобилей, не имеют гарантии и представляют своего рода лотерею. Т.е. если автомобиль-донор использовался аккуратно, то вам может повезти – купленная по сходной цене деталь прослужит долго. Но не исключен и такой вариант, что вложив деньги в покупку и ее установку, она выйдет из строя, не намотав даже «десятки».

Восстановленная же деталь, если конечно она не перебиралась в какой-нибудь местной слесарной мастерской, после сборки проходит все стадии проверки и имеет официальный срок гарантии на эксплуатацию обычно не намного меньше новой. Но цена на такую запчасть существенно ниже.

Но установку такого узла по большому счету нельзя считать ремонтом, это скорее замена вышедшего из строя узла на аналогичный, восстановленный в заводских условиях. Стоимость таких запчастей, как правило, на процентов 25-50 ниже новой, но гарантия на него предоставляется на такой же срок. Восстановленные узлы по качеству вполне эквивалентны новым, но обязательно должны иметь соответствующую маркировку, чтобы не попасть на «переделку» вторично.

Что же включает в себя процесс восстановления?... Он состоит из нескольких этапов:

  1. Разборка узла и проверка состояния всех его составляющих компонентов.
  2. Очистка пригодных для дальнейшей эксплуатации элементов от коррозии и грязи.
  3. Замена изношенных или вышедших из строя частей на новые или же восстановленные производственным путем.
  4. Сборка и подгонка всех составляющих узла для обеспечения эффективной работы.
  5. Тестовые испытания на соответствие необходимым техническим требованиям.

Стоит учесть, что восстановленные детали проходят испытания по тем же параметрам, что и новые.

Разумеется, обеспечить такой уровень ремонта в условиях сервиса практически невозможно, но есть отдельные элементы автомобиля, которые в ходе эксплуатации не испытывают больших нагрузок, и поэтому могут быть восстановлены «на месте».  К таким частям можно отнести некоторые кузовные детали, бампера, фары, детали интерьера и т.п.

В данный момент существует несколько причин, которые благоприятствуют использованию восстановленных запасных частей. Первая, это все-таки достаточно высокая цена новых фирменных запчастей особенно на фоне официального обслуживания. Второе – наличие официальной гарантии производителя на восстановленные узлы и детали, что позволят чувствовать себя более уверенным в результате ремонта. И третье – достаточно высокая экологичность процесса восстановления, по сравнению с производством новой детали. И если последний фактор слабо заботит наших автомобилистов, то первые два имеют для них достаточно большое значение.

Конечно, однозначно на вопрос «ремонтировать или менять» ответить довольно сложно, т.к. это зависит от многих субъективных обстоятельств: от возраста вашего автомобиля, страны его производства, условий эксплуатации и даже от размера вашего кошелька. И, тем не менее, если сервис, в котором вы обслуживаетесь, является вполне приличным, то вас обязательно поставят в известность о сроке гарантии на агрегат или деталь, требующий ремонта или «глубокого» обслуживания еще до начала работ. В том случае если этот срок приближен к сроку службы нового узла, то ремонт целесообразен. В противоположном случае, все-таки будет лучше согласиться на установку новой запчасти. Это, в конечном счете, будет выгодней и избавит вас от лишних сюрпризов, ведь «скупой платит дважды» и это, увы, не пустые слова…

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь