статьи   

20.10.2009 (№ 38) В ТЕМУ

Тонкости автозвука




-

Путей улучшения аудиосистемы автомобиля несколько. Это может быть замена акустики (или, проще говоря, динамиков), включение в систему усилителей и сабвуферов. Об этих вариантах поговорим сегодня подробнее.

 

Ситуации, когда уже установленная магнитола устраивает владельца, но звук в целом при этом не нравится, очень нередки. Выход при этом – «поэкспериментировать» с акустикой. Вот только экспериментировать можно достаточно долго, катаясь от СТО к СТО в надежде, что кто-то из специалистов наконец вам подберет вариант, удовлетворяющий ваш слух и кошелек. А можно самостоятельно хоть немного разобраться в вопросе автозвука с тем, чтобы даже на тех же установочных центрах говорить с установщиками на одном языке.

 

Итак, существует три золотых правила, четкое выполнение которых позволит вам добиться желаемого результата:

1. Определиться со структурой и составом будущей аудиосистемы.

2. Правильно подобрать компоненты.

3. Качественно установить музыкальную систему в автомобиле.

 

         Как обычно, сначала несколько моментов, которые рассмотрим кратко.

 

         Первое — это подбор моделей компонентов. Учитывая невероятное количество брендов, предлагаемых на рынке CarAudio, и различие в восприятии музыки каждым из нас, что-либо рекомендовать конкретно, я сознательно не буду. Здесь варианта только два: либо вы уже имеете свои предпочтения по производителям, либо слушать, слушать и слушать.

 

Слушать на стендах в супермаркетах, авторынках и установочных центрах. Еще лучше, конечно, прослушивать звучание уже на готовых системах в автомобилях и таким образом все-таки выделить собственных фаворитов.

 

Второе «но» касается установки системы уже в ваш автомобиль. Если кто-то чувствует в себе силы и возможности проинсталлировать всю «музыку» самостоятельно, это одно. Если же вы решите ставить звук на специализированном СТО, то наверняка столкнетесь с проблемой выбора — кому довериться в столь тонком вопросе?..

 

Полагаться можно на рекомендации знакомых. В случае, если выбирать придется все-таки самостоятельно, то обращайте внимание на следующее. Любой квалифицированный специалист начнет разговор с вами с «разбора полетов», т. е., какая система у вас уже установлена, что в ней не устраивает, и что вы ожидаете получить на выходе. Обязательно заранее должен быть оговорен бюджет системы, под который спецы вам предложат уже конкретные варианты.

 

Неплохо, когда мастер интересуется вашими музыкальными предпочтениями, поскольку не секрет, что, скажем, один и тот же динамик может отлично отыгрывать рок-композиции, но при этом безбожно «фальшивить» на клубной музыке. Еще большим плюсом будет, если вам смогут показать какие-то уже готовые варианты систем, построенные на данном СТО. Так сказать, свое портфолио. Ведь кроме просто оценки качества работ, вы сможете опять же послушать «живьем» звучание определенных компонентов.

 

Структура аудиосистемы

 

В одной из прошлых статей (см. №7 от 03.03.2009) уже были кратко рассмотрены наиболее распространенные варианты компоновки динамиков, усилителей и сабвуферов. Выбор той или иной схемы часто зависит не только от просто пожеланий заказчика, но и от самого автомобиля с точки зрения оптимального размещения всех составляющих системы. Поэтому полностью расписывать плюсы и минусы тех или иных концепций я не буду, а сразу перейду к подробному рассмотрению каждого из компонентов аудиосистемы.

 

Акустические системы

 

Подбор акустики следует начинать с четкого понимания того, будет ли в будущей системе внешний усилитель, либо же динамики подключаются непосредственно к магнитоле. Поскольку большинство предлагаемых моделей по своим характеристикам ориентированы именно на использование внешнего либо встроенного усилителя головного устройства.

        

Теперь о самом выборе акустики. «Золотой серединой» для фронтальной системы заслуженно считаются компонентные комплекты размером 16,5-17 сантиметров (рис. 1). Ну почему компонентные, думаю, уже знают почти все – один динамик (большего размера) отвечает за воспроизведение низких и средних частот, второй маленький («пищалка»») отыгрывает «верх» (высокие частоты). При этом динамики подключены через так называемый кроссовер, который отсекает лишний спектр частот на каждый из динамиков, тем самым не перегружая его и делая звук чище. Компонентные системы априори звучат качественнее, нежели коаксиальная акустика.

 

Тем не менее, если по каким-то непреодолимым причинам Вам все же требуется установить вперед «коаксиалы», то постарайтесь, что они были расположены как можно выше. Это еще хоть как-то даст шанс на удобоваримое звучание. Хотя… Хотя спереди все-таки должны стоять «компоненты»…

 

Теперь о размере. Опять же очевидно, что чем размер динамика больше, тем большую мощность он способен пропускать через себя без ущерба качеству звучания. Кроме того, более крупный динамик имеет более широкий частотный диапазон воспроизведения. Это особенно важно с точки зрения построения правильной звуковой сцены, которая, как известно, по всем канонам должна располагаться перед слушателями. Дело в том, что нижняя воспроизводимая частота для «десяточек» - 100…150 Гц, для 13 см акустики - 80…120 Гц, для «шестнадцатой» - 60…90 Гц. Это означает, что если фронтальные динамики не воспроизводят звук диапазона 80…100 Гц (мидбас), то сложится ситуация, при которой будет четко отличимое звучание задней акустики или сабвуфера, которые этот «провальный» диапазон восполнят. А это уже нехорошо.

 

Естественно, не в каждом автомобиле предусмотрено место в передней части салона для установки даже 16-ти см динамиков. Поэтому начинаются поиски оптимального места расположения, часто определяемого именно тем, куда их вообще в принципе можно вместить. Как правило, требуется изготовление (или покупка готовых) подиумов или переходных колец. Старайтесь не экономить на подготовке места инсталляции акустики – от этого очень во многом будет зависеть дальнейшее качество звучания. Нет ничего хуже качественных динамиков, «не играющих» только по причине неграмотной установки. Обязательно не забудьте уделить внимания предварительной шумо- и виброизоляции посадочных мест.

 

В любом случае следует стараться размещать динамики как можно выше. Идеальный вариант – это на уровне ушей слушателя, но он, к сожалению, нереален. Поэтому по возможности акустику стараются устанавливать как можно выше в дверях, либо в местах на торпедо. Также неплохой результат дает разворот динамиков в сторону сидящих впереди (рис. 2).

 

Специалисты предлагают еще один вариант, когда динамики расположены в корпусах, задвинутых под передние сиденья с ориентацией динамиков в лобовое стекло (с последующим отражением звука от него прямо на слушателя) – так называемая, напольная фронтальная акустика. Такая концепция, правда, гораздо менее распространена в виду необходимости точных и сложных расчетов угла расположения акустики.

 

Пару слов о расположении твитеров (они же «пищалки»). До сих пор в среде инсталляторов существует два непримиримых лагеря: одни считают наилучшим местом установки стойки лобового стекла с поворотом в сторону салона (опять же на уровне уха) (рис. 3); другие нашли место «пищалкам» в углах торпедо под лобовым стеклом так, чтобы звук работал на отражение (рис. 4). У каждого своя правда, а вот неискушенным автомобилистам могу лишь порекомендовать «поиграть» с твитерами в плане их месторасположения. Т. е., располагая динамики в разных местах с разной ориентацией, подобрать положение, подходящее именно вашему слуху. Ведь не забывайте, что разные «пищалки» тоже звучат по-разному, так что предварительное прослушивание перед окончательным монтажом обязательно!

 

Теперь о задней акустике. Там по-прежнему пальму первенства удерживают «овалы» размером 6х9 дюймов (рис. 5). Достаточно мощные, с большой площадью диффузора, они отлично справляются с ролью басовой поддержки «фронта». Скажу больше. При грамотной установке хорошие дорогие «овалы» способны даже заменить к какой-то степени сабвуферы небольших мощностей.

 

Традиционным местом их установки является задняя полка автомобиля, будь то седан, хэтчбек или универсал. Объемом, в котором играют эти динамики является сам багажник. Кстати, нередки ситуации, когда после закрывания акустики снизу ящиками объемом до 20 литров «количество» воспроизводимого баса существенно увеличивалось... Опять же, есть над чем поэкспериментировать.

 

Сама полка перед установкой динамиков подлежит обязательному усилению либо даже замене на новую, специально изготовленную. Обычно при этом используется фанера толщиной не менее 16-20 мм с последующей перетяжкой подходящим под интерьер материалом. В автомобилях с кузовом «седан» часто полка имеет металлическую основу, жестко приваренную к кузову. Неплохим вариантом в этом случае будет крепление акустики непосредственно на металл.

 

Другой вариант, когда местом установки тыловой акустики по тем или иным причинам выбраны задние двери. Он может быть продиктован заводом-изготовителем, либо нежеланием владельца занимать заднюю полку (такое часто встречается в хэтчбеках и универсалах, если приходится полку снимать для перевозки крупных грузов). Опять же, в идеале ставить динамика размером 16 сантиметров, предварительно «зашумовав» хотя бы посадочные места (а в идеале и всю дверь). Рабочим объемом акустики является внутренняя полость двери, которого вполне достаточно. Но вот низкие частоты все же в этом случае будут послабее, нежели в варианте с «овалами» в полке... Безусловно, это не проблема, если в системе присутствует сабвуфер. Если же нет — придется мириться с тем, что есть. Кстати, установка акустики размеров 6х9 в двери — не лучший вариант, т. к., как правило, объема двери для нормальной работы им недостаточно. Можно попробовать с «овалами» 5х7 дюймов, но и баса от них будет поменьше... Отсюда простой вывод — любителям хороших басов в таких схемах без сабвуферного звена не обойтись...

 

Еще один часто возникающий вопрос среди автолюбителей — стоит ли ставить назад компонентную акустику? А ответ очень простой. Исходя из концепции «правильного» звука, который должен быть расположен перед слушателями, сидящим впереди эти «компоненты» абсолютно без надобности. Им необходимо слышать низы, которыми как раз компонентные системы особо похвастаться не могут... Следовательно, тыловая компонентная система больше будет ориентирована на комфортное пребывание пассажиров заднего сиденья. А это  уже вопрос к владельцу автомобиля, как часто и кого он там возит... И опять же, установка  тыловой компонентной акустики потребует включения в аудиосистему сабвуфера, коль есть расчет на сколь угодно приличный бас. А вот от установки двух пар динамиков сзади (например, «компоненты» в дверях и «овалы» в полке) лучше отказаться, т.к. ничего кроме звукового винегрета  вы скорее всего не получите.

 

Так же хочу обратить внимание на то, что не должно быть большой разницы в номинальной мощности передних и задних динамиков. Одним из очень грамотных вариантов  считается установка тыловой и фронтальной акустики одного производителя и одной серии. Баланс мощностей в таком случае гарантирован. Если же вам такой вариант не подходит, то внимательно смотрите на характеристики мощности и чувствительности динамиков, чтобы не получались ситуации, когда, например, фронт уже хрипит, а тыловая пара «просит еще».

 

Продолжение следует.

Александр Лысенко.

 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь