статьи   

08.12.2009 (№ 45) Компас потребителя

СТОП, СНЯТО!




-

Автомобильные видеорегистраторы пока еще являются, по сути, новинкой. Что и говорить, если даже еще многие продавцы автомагазинов воспринимают их как сущую диковинку. А значит, для большинства потребителей и тем более остается загадкой, что же это: действительно необходимая вещь, помогающая установить истину в спорной дорожной ситуации, или очередная бесполезная безделушка?

 

Знакомство с видеорегистраторами начнем с теории. Т. е., не углубляясь в бренды и модели, разберемся, в функциях и возможностях этих устройств, дабы сформировать некую общую картину и выделить наиболее важные моменты, на которые нелишне будет обратить внимание при выборе уже конкретной модели устройства.

 

Для чего нужны?

Основным предназначением портативного видеорегистратора является запись происходящего в непосредственной близости от автомобиля, в котором он установлен (рис. 1). Для этих целей устройство располагает компактной цифровой видеокамерой (а иногда и двумя), сменным носителем, на котором хранится информация и монтажными элементами, позволяющими закрепить девайс (либо отдельно камеру) на лобовом стекле либо внутрисалонном зеркале заднего вида.

 

 

Видеорегистратор, находящийся в салоне автомобиля, это как «черный ящик» на борту самолета, самописец, фиксирующий все происходящее во время движения. Он позволяет потом в спорной ситуации восстанавливать картину произошедшего не со слов очевидцев или непосредственных участников, а с помощью беспристрастного и неподкупного видеоролика, сохранившего четкую запись, кто по какой полосе и на какой сигнал светофора ехал. А эти данные, как я надеюсь, уже стало понятно, очень могут пригодиться как при разборе ДТП, так и при «общении» с сотрудником ГАИ, остановившим вас якобы за нарушение. Кстати, уже нередки случаи, когда такое общение сам «гаишник» досрочно завершал, едва узнав, что в автомобиле «нарушителя» установлен видеорегистратор…

Кроме того, некоторые модели таких устройств располагают настраиваемой функцией ведения видеозаписи не только во время движения, но и на стоянках. Это помочь в распространенных, к сожалению, случаях легких (но до чего ж обидных!!!) ДТП. Автомобиль, находящийся на парковке, слегка (или не очень) цепляет другой, водитель-виновник, не дожидаясь разбирательств, благополучно скрывается, и поминай, как звали. С видеорегистратором такой номер уже может не пройти – лишь бы автомобиль обидчика попал в его «поле зрения».

 

Какие бывают?

На сегодняшний день можно выделить два различных типа автомобильных видеорегистраторов: выполненных в едином блоке, либо двумя модулями (камера плюс блок управления).

Модульные устройства (рис. 2) имеют неоспоримое преимущество перед моноблочными в том, что на виду в салоне автомобиля остается лишь миниатюрная камера (которая, собственно, тоже может быть установлена практически незаметно), а основной блок спрятан. Это очень важно с точки зрения «антивандальной устойчивости». Как не крути, но более заметные на лобовом стекле моноблочные устройства все же лучше снимать, покидая машину. И тут же возникает противоречие – как же его снимать, если владелец желает знать, что происходит с его автомобилем, пока тот находится на стоянке (если такую съемку позволяет устройство). Кроме того, некоторые регистраторы такого типа имеют несколько входов под дополнительные камеры, что позволяет существенно расширить зоны съемки. Т. е., можно располагать камеры не только спереди, но и за задним стеклом и даже по бокам (рис. 3).

 

       
   

 

Зато у моноблочных устройств, как правило, есть встроенный микрофон, заодно к видео записывающий аудиодорожку происходящего в салоне. К тому же включать и выключать устройство, находящееся на лобовом стекле, все же удобнее, чем «спрятанное» в бардачке или того глубже… Распространены также среди моноблоков девайсы, оснащенные двумя камерами, одна из которых фиксирует все происходящее в салоне автомобиля (рис. 4).

 

 

Еще интересный нюанс. Встречаются видеорегистраторы, изначально оснащенные двумя камерами, «смотрящими» вперед. Одна камера снимает происходящее в реальном расстоянии, а вторая – в двух- или четырехкратном приближении. Естественно, это дает более детализированную картинку происходящего на расстоянии от автомобиля. Тоже может быть полезно (рис. 5).

 

 

Многие модели также имеют небольшой экран (размером 2-4 дюйма), позволяющий прямо в машине просматривать видеозаписи, оперативно удалять неинтересные фрагменты, экономя место в памяти устройства. Такой экран также более чем полезен при настройке камеры: выбирая месторасположение регистратора под стеклом, пользователь сразу же может видеть картинку, фиксируемую камерой.

Наличие встроенного GPS-модуля позволяет регистатору в последствии при просмотре видеозаписи на компьютере показывать маршрут и скорость движения автомобиля. Достаточно всего лишь подключения к Интернету и через сервис Google Maps пользователь без проблем видит записанные перемещения на карте. Такая функция уже наделяет видеорегистратор еще и возможностями контроля, скажем, служебного или арендованного автотранспорта.

Питание устройств реализуется двумя вариантами — от бортовой сети автомобиля (как правило, через прикуриватель), либо от батареек. Оба варианта имеют свои преимущества.

Стационарное питание, безусловно, удобнее с точки зрения отсутствия необходимости периодической замены батареек. Кроме того, такой вариант позволяет автоматически включать регистратор вместе с поворотом ключа в «зажигание», что избавляет владельца от лишних телодвижений при работе с устройством.

Автономное питание может существенно выиграть, если в случае аварии происходит полное обесточивание автомобиля. Причем, в данном случае речь идет не столько о продолжении съемки, сколько о сохранении уже отснятого материала. Ведь резкое выключение питания в процессе работы регистратора приводит в тому, что текущая запись не сохраняется (которая, кстати, может оказаться очень важной).

Запись осуществляется в файл (различного формата), который сохраняется на карте памяти либо на USB-носителе (что, правда, реже), для чего на видеорегистаторах предусмотрено специальное гнездо. Режим работы может быть различным: либо запись до полного заполнения карты памяти, либо «по кругу» - как только носитель заполнен, запись продолжается на место ранее записанных самых старых фрагментов.

Типы файлов различных регистраторов могут отличаться друг от друга. Само собой разумеется, лучше всего, чтобы это были универсальные «вездечитаемые» форматы типа *.avi или *.mpg. А некоторые модели позволяют подключаться даже напрямую к обычному телевизору и просматривать его прямо с регистратора.

Сложностей могут добавить специфичные типы файлов (что-то вроде *.ub1), которые доступны к просмотру только на компьютере после установки специальной программы (она идет в комплекте с регистратором). Некоторые приборы работают именно с такими форматами файлов, так что на этот момент желательно обращать внимание заранее.

Другой немаловажный аспект, касающийся вопроса сохранения данных — это размер сохраняемых фрагментов видеозаписи. Большинство регистраторов создает сравнительно небольшие эпизоды длительностью 10-20 минут, записывая их на карту памяти один за другим. И это лучше, чем если запись идет в один большой непрерывный файл. Во-первых, с такими фрагментами легче работать (удалять ненужное с карты, а что-то важное при необходимости перенести, скажем, на компьютер). Во-вторых, сохранность нескольких небольших файлов априори выше, чем одного, но крупного размера. Особенно это касается ситуаций внезапной потери питания (как уже говорилось выше), когда несохраненный до этого фрагмент теряется полностью...

 

Что умеют?

Обычно видеорегистраторы оснащены достаточно качественными камерами типа CMOS или CCD, имеющие в активе угол обзора не менее 140 градусов (а чаще, 170) и разрешение 1,3 мегапикселя и выше. Съемка ведется с частотой от 5 до 30 кадров в секунду, причем в некоторых моделях данный параметр фиксированный, а в некоторых его можно настраивать.

Следующий момент. По какому алгоритму происходит видеорегистрация?.. Наиболее «продвинутые» экземпляры предлагают несколько вариантов съемки. Первый, и самый тривиальный, - это обычное включение от зажигания или от специально предназначенной для этого кнопки.

Другая схема работы — включение и выключение по таймеру. Она, конечно, больше подходит, скажем, «отслеживания ситуации» на стоянке, когда владелец задает работу видеорегистратора, например, с 21.00 до 8.00. Более продуманные версии устройств в подобных режимах съемки находятся в режиме ожидания. Они располагают специальными датчиками движения, распознающими перемещение каких-либо объектов вблизи автомобиля, и только после этого переходят в режим съемки. Таким образом, экономим и место на карте памяти, и не разряжаем попусту аккумулятор автомобиля.

Аналогичный «спящий» режим может быть также и при движении автомобиля. Подавляющее большинство регистраторов снабжены сенсорами ускорения, торможения и боковых нагрузок (срабатывают в резком повороте). Так вот, пока автомобиль движется более-менее спокойно, без резкости, видеорегистатор, что называется, «отдыхает». Но как только любой из сенсоров фиксирует некий резкий маневр, тут же активируется режим съемки. Причем в записанном фрагменте дорожной ситуации сохраняется еще и небольшой «кусочек» того, что произошло примерно за 10-30 секунд, до прецедента! Собственно, оно и понятно. Что толку, когда видеоролик начнется с момента, когда, например, в крыле вашей машины уже «торчит» бампер другой?.. Не дай Бог, конечно, тем не менее в таких ситуациях важна предыстория, поскольку результаты увидят все и так!

Некоторые модели имеют такую полезную опцию, как выносная кнопка экстренного включения режима записи. Компактная кнопочка на проводе вынесена от регистратора и может быть расположена в любом удобном месте в непосредственной близости от водителя. Такое решение удобно, когда необходимо экстренно включить режим записи. Дотягиваться до заветной кнопочки «Record» где-то в районе лобового стекла, когда, например, необходимо выполнить резкий и неожиданный маневр, наверное, все же не очень актуально...

Эффективное расстояние, на котором различимы объекты в кадре, составляет обычно 70-100 метров. Этого вполне достаточно, чтобы потом на мониторе компьютера без проблем видеть сигналы светофора, дорожную разметку и действия других участников дорожного движения.

 

Продолжение следует.

Александр Лысенко.

 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь