статьи   

05.04.2010 (№ 11) Советы бывалого

ЧТОБ ЖАРА БЫЛА НЕ В ТЯГОСТЬ. НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОНДИЦИОНЕРОВ.




-

Вот и остались позади зимние морозы. Не за горами и тот час, когда ласковое и теплое весеннее солнышко превратится в изнуряющего и испепеляющего все вокруг раскаленного монстра. И поэтому именно сейчас стоит поговорить о кондиционерах, которые и будут залогом вашего комфорта в жаркие летние дни.

Как работает кондиционер, по крайней мере в принципе, знают все. Тем не менее, это не уменьшает количество неясных вопросов по поводу его эксплуатации. Мы попробуем ответить на некоторые из них и по возможности развеять несколько мифов на эту тему. Но основным из них, по понятной причине, является: «Почему же кондиционер ломается?»

Теоретически, любой кондиционер – система вполне надежная и уравновешенная, которая имеет достаточно большой ресурс бесперебойной работы. Для примера достаточно вспомнить сотни тысяч советских «ящиков», которые без единой серьезной поломки работали по пятьдесят и более лет. Автомобильный кондиционер по принципу работы практически ничем не отличается от стационарных, но вот по условиям эксплуатации…  В этом смысле автокондиционеры – настоящие экстремалы. Грязь, коррозия и постоянная вибрация есть основными факторами, влияющими на сокращение ресурса его работы. Но сами факторы это еще не причины поломок, а они, как показывает практика, бывают разные.

Если определить тройку «лидеров», то она по нашему мнению выглядит примерно так…

Нелегкая участь конденсора. Конденсор, а в простонародии радиатор кондиционера, принимает первый жестокий удар от «соприкосновения» с окружающей средой. Именно он принимает на себя тонны грязи, декалитры воды и килограммы всевозможных реагентов. Сюда же попадает и всякий растительный мусор типа тополиного пуха, опавших листьев или высохшей травы. Все это препятствует нормальной вентиляции, а значит и нормальной работе кондиционера. К тому же в некоторых (яркий сему пример Daewoo Nexia)  автомобилях конструкции их настолько неудачны, что не могут перенести без тщательной чистки даже одной зимы.

Грязевые ванны. Грязь, хотя она и умудряется просочиться практически везде и обосноваться там со значительным комфортом, это лишь половина беды. Намного страшней, когда эта грязь, впитывая в себя соль, воду и другие реагенты превращается в настоящую гремучую смесь, разъедающую металл в десятки раз быстрее, причем, не брезгуя даже алюминием. Причем внешне сгнившая деталь может выглядеть прилично - даже быть окрашенной. Но стоит в известных местах почистить краску щеткой. Достается от коррозии и кондиционерной электрике.

А что там зашипело?.. Не застрахован кондиционер и от очумелых ручек горе-владельцев. То буксировочный трос зацепят за патрубки, то, устанавливая очередной «дивайс», конденсор просверлят...  

А потом с удивлением слушают, что же там шипит. Да и в сервисах, если ремонт не касается именно кондиционера, нет-нет, да и внесут свою лепту в подготовку очередного ремонта.

Ну, это все как бы лежит на поверхности, а есть и более серьезные «недуги», которые условно можно разделить на несколько групп…

  • Нарушение герметичности

Ну, то что алюминий гниет, как и любой другой металл (мы уже как-то это обсуждали), но кроме этого причин для разгерметизации систему и так предостаточно. Например, старение и рассыхание резиновых прокладок. Под влиянием времени, температуры и небрежного монтажа прокладки могут потерять свою эластичность и получить физические повреждения. Зачастую течь может появиться и в шлангах высокого давления. Может потечь и сальник компрессора. Нередко трубки, шланги и даже конденсоры перетираются механическим путем. Достаточно, чтобы деталь всего лишь чего-нибудь касалась - а вибрация, передающаяся от двигателя, сделает свое дело. Наверно не стоит говорить о последствиях аварий…

  • Заклинивание компрессора

Это, пожалуй, одна из самых неприятных поломок и не только по объему трудозатрат, но и по размеру финансовых расходов. Благо, что такие поломки встречаются довольно редко, и связаны они в первую очередь с нерадивостью автовладельца.  Т.е. все начинается с тривиальной разгерметизации. Потом засорение системы, отсутствие масла, корродирование компрессора и терморегулирующего вентиля. Ну и наконец, на выходе – если он вообще заведется, вы получите страшное шумовое сопровождение плюс окончательно забитые вентили. В итоге - замена компрессора и масла. Промывка всей системы с полной разборкой. И на всякий случай, поменяйте и ресивер-осушитель.

Кстати, бывают случаи когда, приобретая автомобиль с рук, вы в комплекте получите уже заклинивший компрессор. Чтобы это не бросалось в глаза продавцы просто снимают приводной ремень, якобы на зиму. Поэтому, приобретая уже не новый автомобиль с кондиционером, будет весьма разумно проверить его работу.

Впрочем, даже потеря такого важного узла может стать менее ощутима, если вы приобретете б/у компрессор на какой-нибудь «разборке», хотя и тут нужно быть очень внимательным…

  • Неполадки цепи

Вам скажет любой электрик, что нет ничего важнее в электрической цепи, чем наличие контакта. Пока у нас все работает, мы на это не обращаем никакого внимание, и лишь когда все станет, тогда мы и начинаем искать этот злосчастный «контакт».

Как правило, все клеммы делаются из легкопроводимых, но быстро окисляющихся металлов и сплавов. Так что не удивляйтесь, если вместо довольно толстого медного контакта на датчике высокого давления вы обнаружите щепотку медного купороса. И это далеко не единственное слабое место в цепи…

  • Засорение системы

Это также результат оказавшейся в системе грязи. Причем самым слабым, а вернее сказать самым узким, местом тут является терморегулирующий вентиль. Здесь вполне достаточно небольшого комочка грязи, чтобы перекрыть циркуляцию, и тогда без промывки всей системы и замены масла никак не обойтись. Работа эта трудоемкая и дорогостоящая, т. к. иногда чтобы добраться до ТРВ приходится даже снимать приборную панель.

  • Слишком высокое давление

Причин этому могут быть несколько. Вам могут при очередной заправке «кондишина» просто качнуть лишних 200-300 гр. фреона, но это бывает крайне редко. А вот что бывает весьма часто – это недостаточное охлаждение конденсора (радиатора). Обычно он бывает просто грязный. Причем с виду он может выглядеть вполне прилично, но грязь, забившаяся во внутрь между конденсором кондиционера и радиатором охлаждение двигателя, сделает свое дело. Проверить это просто. Если есть разница в температуре потока воздуха во время езды и при остановке – значит, пора чистить конденсор.

Есть и другие причины, способные нарушить нормальный ритм работы кондиционера. Это может быть и неисправность воздушных заслонок, и засорение фильтра тонкой очистки салонного воздуха…Главное следить за его работой, чтобы небольшие неполадки не переросли в большие проблемы.

  • Некорректная работа электроники

Вообще-то климат-автоматы – весьма надежны. Они управляют работой воздушных заслонок, соответственно показаниям датчиков температуры. И хотя поломки здесь бывают крайне редки, говорить о стопроцентной гарантии, увы, не приходится.

  • Некачественное обслуживание

Тут, к большому сожалению этому есть две причины. Одни вроде бы и рады сделать вам хорошо и как положено, но не хватает ни необходимого опыта, ни качественного оборудования. Другие же наоборот, имея все выше перечисленное, не имеют лишь человеческой порядочности. Поэтому и стремятся выжать с вас все соки, максимально сэкономив на обслуживании. О том, как это можно сделать мы расскажем отдельно. Обидно другое, независимо от причины ваш кондиционер автоматически попадает в группу риска.

 

Дешевая заправка кондиционера - стоит ли игра свеч?

В преддверии наступающего сезона вся рекламная пресса пестрит большим количеством весьма выгодных предложений по заправке кондиционеров. И прежде чем решиться значительно сэкономит на этом процессе стоит уяснить для себя несколько простых вещей. Первое – никто и никогда не будет работать себе в убыток. И второе, если экономят, то лучше сразу понимать на чем.

Многие сервисы сейчас приобретают специальные агрегаты, занимающиеся  рекуперацией хладагентов. Иными словами сбором и очисткой уже использованного фреона. С одной стороны очень разумно. Ведь зачем выпускать отработанный газ, если его можно использовать вторично. К машине просто подключается станция рекуперации, которая вытягивает из кондиционера старый фреон, конденсирует его, фильтрует от прежнего загрязненного масла и собирает в баллон. Все бы здорово, если бы не свое «но», вернее даже два.

Во-первых, это нарушение режима фильтрации. Фильтры как правило, все по той же причине экономии, в аппаратах рекуперации не меняют, а иногда просто удаляют. Т. е. в баллон поступает фреон не только с остатками грязного масла, но и всевозможным мусором из чужой системы. А во-вторых, практически невозможно определить, чем была заправлена система. Ведь на ряду с вполне нормальным хладогеном типа R-134a или R-12, в системе может оказаться и дешевый заменитель, предназначенный для бытовой техники и категорически противопоказанный автомобильным кондиционерам. И такие случаи последнее время совсем не редки. Заменители, созданные на базе 22-го хладагента являются настоящим бедствием для резиновых деталей системы. Благодаря своей агрессивности они просто разъедают все шланги, уплотнительные кольца, сальники компрессоров и все остальное. Поэтому учтите, что старая пословица о том, что скупой платит дважды, скорее горькая правда, нежели выдумка скучающих мудрецов. 

 

Зачем нужна диагностика?

Вопрос этот можно услышать практически от каждого второго посетившего сервисный центр. Все они почему-то считают, что диагностика - это лишь повод выкачать с их карманов побольше денег. Стоит наверно разобраться в вопросе, что же такое диагностика, и какое значение для самого кондиционера она имеет.

Как мы уже говорили выше, в подавляющем большинстве случаев причиной неисправности кондиционера становится утечка фреона. Поэтому главной задачей является обнаружение места этой утечки. Дело это не такое простое, как может показаться.

На современной практике используются два способа обнаружения – электронным течеискателем и ультрафиолетом. Каждый из них вполне надежен, но в связи со сложностью прокладки системы кондиционирования не всегда применим. Средняя их чувствительность достаточно высока и в состоянии реагировать на утечку фреона количеством от 5 до 10 граммов в год.

Электронные аппараты действуют по принципу определения наличия газа, т.е. фреона, в воздухе. Т.е. чем больше концентрация, тем ближе к месту утечки. Но как быть когда две трубки находятся в близости друг от друга? Датчик, конечно, покажет, что утечка имеет место, но указать на какой трубке именно он, увы, не сможет.

В этой ситуации способ диагностики с помощью ультрафиолетового красителя просто незаменим.

Работает она весьма просто. Система заправляется фреоном, в который добавляется особый краситель, который светится в лучах ультрафиолета. Эти красители выпускаются и под фреон марки R-134a и под R-12, есть также и универсальные красители. Эти красители практически не оказывают на работу кондиционера никакого влияния, а значит, не могут повредить его работе. Кстати, некоторые фирмы-автопроизводители заправляют кондиционеры УФ-красителем прямо на заводе.

Обязательным условием такой диагностики является полная заправка кондиционера фреоном и маслом, иначе процедура лишена всякого смысла. Вам остается лишь спокойно ездить и по возможности пользоваться кондиционером как можно чаще. Как только вы почувствуете что «кондишен» стал работать плохо – нужно ехать на станцию.

Дальше все магистрали просвечиваются ультрафиолетовой лампой. Для лучшего результата делается это в темноте и в специальных очках. Места утечек проявляются либо ядовитыми желто-зелеными подтеками, либо туманностями того же цвета.

Но есть у этого метода и одна сложность. К сожалению не все элементы системы кондиционера легко доступны человеческому глазу. Поэтому иногда приходится снимать некоторые элементы детали кузова или интерьера.

Невозможно обойтись и без традиционной заправочной консоли с манометрами. Глядя одновременно на показания в напорной и обратной магистралях, опытный специалист может сориентироваться о состоянии вашего кондиционера почти безошибочно.

Излишне говорить, насколько важен правильный диагноз. Что в медицине, что в ремонте автомобильного кондиционера, особенно если действительно причины для сомнений имеются. Расчет на «авось» как правило, не срабатывает, и мелочная экономия превращается в серьезные растраты на восстановление системы…

Есть, конечно, в вопросе об эксплуатации автомобильных кондиционеров и свои заблуждения, но о них мы поговорим в следующий раз.

 

Продолжение следует.

Подготовила Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь