статьи   

27.04.2010 (№ 15) Советы бывалого

Что за «зверь» - катализатор




-

Есть в современном автомобиле одна «деталь», которую мы долго обходили своим вниманием, хотя она уже много лет является причиной жарких споров среди автомобилистов. И чем оживленней разворачивается полемика, тем больше аргументов, причем зачастую весьма сомнительных, можно услышать и от тех, кто «за», и от тех кто «против». Виновником этих жарких дебатов является катализатор. Непонятно, зачем он нужен, есть ли от него какая-нибудь польза, и почему автопроизводители так яро его навязывают. И чтобы как-то «разрулить» эту напряженку, мы и решили сами разобраться в этих вопросах. 

Окончание, начало в № 13.

 

Ну а о том, для чего нужен катализатор, возможные поломки и способы его удаления (или замены) мы детально обсудили в прошлом номере. Нам осталось лишь развеять мифы, которыми так плотно окутан, сей загадочный агрегат.

  • Катализатор дожигает несгоревшее топливо.

Это, конечно же, не так. Катализатор работает по другому принципу. Он благодаря специальному покрытию на сотах и с помощью химической реакции, т. е. процесса окисления, разрушает вредные соединения, содержащиеся в выхлопных газах. В их состав входят: CO (угарный газ), CH (сажа), NO и NO2 (оксиды азота). На выходе же исправного катализатора получается относительно безобидная по эко-нормам смесь углекислого газа (CO2), воды (H2O) и азота (N2).

Напомним что «соты», это внутренняя структура катализатора, обеспечивающая большую площадь контакта с выхлопными газами. Они могут быть выполнены из керамики или металла. Напыление состоит из платино-иридиевого сплава – он и выполняет функцию химического катализатора. В ходе этой реакции высвобождается тепло, которое и позволяет работать катализатору продуктивно.

  • Машина с катализатор требует особого топлива.

Это тоже неправда, хотя и есть в этом вопросе свои «но». Первое, это ни в коем случае не использовать этилированный бензин. Он практически мгновенно уничтожает каталитический слой в нейтрализаторе и циркониевое напыление лямбда-зонда. В итоге соты катализатора оплавляются, и проходимость выхлопных газов сквозь него прекращается.

Второе - некачественный («бадяжный») бензин. При его сгорании в выхлопных газах содержится большое количество сажи и остатков недогоревшего масла. Все это также забивает соты и препятствует свободному прохождению газов. Катализатор и в том, и в другом случае быстро придет в негодность, поэтому лучше использовать простой бензин более или менее приличного качества.

  • Катализатор недолговечен и быстро выйдет из строя.

Ну, здесь все зависит от того, что подразумевается под словом «быстро». По сути, катализатор способен надежно и долго работать только с двигателем, оборудованным электронным зажиганием и системой впрыска с микропроцессорным управлением.

В среднем ресурс катализатора колеблется в пределах 80-150 тысяч км пробега. Это при условии исправной работы систем зажигания и питания, а также при использовании качественного топлива. Потом катализатор, который, по сути, выполняет функцию фильтра выхлопных газов, подлежит замене и это само собой разумеется. Нет вечных фильтров.

Но на его долговечность могут влиять и другие причины. Например, механические повреждения. В большинстве применяемых катализаторов соты изготавливаются из керамики, и поэтому они достаточно хрупкие. Удар по катализатору может легко его повредить.

Есть и второй враг керамики – это вода. Температура работающего катализатора достаточно высока. При попадании на него воды соты не выдерживают резкого перепада температур и приходят в негодность.

Металлические катализаторы в этом плане более надежны, но и они не устоят перед переобогащенной топливной смесью, вызванной неполадками в системе питания двигателя.

  • Катализатор «подрезает» мощность двигателя.

Что касается совершенно исправных катализаторов, то это в корне не верно. Хотя он и имеет суммарную площадь поверхности сот примерно 20 тысяч м2, он не мешает прохождению выхлопных газов, и поэтому не может влиять на мощность двигателя.

А вот неисправный или забитый катализатор, в самом деле, снижает проходимость выхлопных газов, в результате чего автомобиль начинает лишаться мощности. Внутри неисправного катализатора температура может возрасти настолько, что керамика оплавляется и полностью перекрывает путь выхлопным газам. Естественно, ничего хорошего это двигателю не сулит. Поэтому и рекомендуется менять катализатор через каждые 100 тысяч км независимо от его рабочего состояния.

  • Катализатор дорогой, потому что предназначен для «крутых» машин.

Это полная чушь. Для современных – да, для «крутых», пожалуй, нет (в дорогих спортивных версиях катализаторы не предусмотрены). Нельзя забывать о том, что наряду с повышением мощности, улучшением комфорта и безопасности пассажиров, конструкторов не менее волнует вопрос повышения экологичности двигателей. И катализатору в этом деле отведено особое место, ведь он, по сути, очищает отработанные газы.

Дороговизна же этого агрегата объясняется его производством. Это достаточно дорогой и сложный в техническом плане процесс. Кроме того, в качестве катализатора используется дорогостоящая платина, которая способна противостоять соединениям серы, а для большей эффективности работы в каталитический слой нейтрализатора к платине добавляют палладий и редкоземельный элемент родий. Поэтому когда мастер вам предложит «почти задаром убрать эту ненужную штуковину», помните, что у него в этом деле есть свой пиковый интерес, он «наварится» и на вас, и на драгметалле с вашего катализатора.

  • После удаления катализатора нужно перепрограммировать «мозги» автомобиля.

Ну, начнем с того, что удалять исправный катализатор – это просто глупость, т. к. ни на что кроме очистки ваших же выхлопных газов не влияет. Ну, если уж вы по какой-то причине решили…

Для автомобилей с системой уровня выхлопных газов Евро-2 ничего перепрограммировать ненужно. Катализатор в них является независимой частью системы и не связан с блоком управления. А вот с системами уровня Евро-3 все несколько сложней. Катализатор просто так удалить не получится. Блок управления нужно перестроить под Евро-2. В противном случае у вас будет постоянно загораться ошибка  «Низкая эффективность катализатора».

Но бывают случаи, когда «борт» специально настраивают на спортивный режим. Тогда действительно лучше снять катализатор, так как, если в настройках отключена диагностика пропусков зажигания, недогоревший в цилиндре бензин начнет поступать в катализатор и догорать там. Это чревато большим перегревом катализатора, который может привести к пожару автомобиля.

  • Катализатор напрямую связан с кислородным датчиком.

Это конечно полная чушь. Просто иногда мастера рекомендуют после удаления катализатора немного подрегулировать контроллер. Делается это для того, чтобы немного обогатить смесь за счет увеличение лямбда-фактора (0,8-0,9). Это дает небольшую прибавку в мощности. При наличии катализатора подобные «шалости» невозможны.

Правда, есть у них и кое-что общее – они оба «умирают» от тетраэтилсвинца. Поэтому мнение, что с удаленным катализатором можно ездить на этилированном бензине не совсем справедливое. Если в системе управления применяется кислородный датчик, то нельзя.

***

Ну что ж, если со всеми «непонятностями» мы более или менее разобрались, дадим напоследок несколько полезных советов.

 

Проверка катализатора на исправность

Проверить катализатор, насколько он работоспособен, можно таким способом:

на холостом ходу выдавите педаль газа до предела, контролируя при этом обороты по тахометру. Если двигатель спокойно раскручивается до максимальных оборотов и срабатывает ограничитель – катализатор исправен. Если же стрелка тахометра не доходит до красной зоны и ограничитель оборотов не включается, то очевидно, что пропускная способность катализатора понижена, и он требует замены. Правда, подобный способ эффективен лишь в том случае, когда работа других систем в норме.

Падение давления выхлопа или полное его отсутствие тоже свидетельствует о неисправности катализатора, но это уже верный признак того, что он «умер».

На СТО существуют свои методы проверки. Как правило, все начинается с проверки лямбда-зонда. В случае его поломки на блок управления подачей топлива подается сигнал об избытке или нехватке кислорода, что соответственно вызывает обогащение или обеднение горючей смеси. Если же лямбда-зонд и другие датчики двигателя полностью работоспособны, то значит проблема именно в катализаторе.

Есть и еще один довольно простой способ проверки – на просвет. Так как соты рабочего элемента катализатора прямые, а стенки весьма тонкие, то его легко можно просветить фонарем. Те области, которые останутся темными, являются забитыми. Недостаток в этом способе один - катализатор нужно снять с автомобиля.

 

Как избежать проблем с катализатором

Чтобы избежать проблем с катализатором, нужно придерживаться следующих правил эксплуатации:

– заправлять автомобиль только качественным бензином;

не запускать двигатель с «толкача», так как попадающее в катализатор несгоревшее топливо может привести к его перегреву и соответственно выходу из строя (поверьте, дешевле купить новый аккумулятор);

– если двигатель не запустился после двух-трех попыток, необходимо сделать паузу, чтобы скопившееся на поверхности устройства топливо успело испариться;

– если при устранении неисправностей электрооборудования требуется включить зажигание, во избежание попадания топлива в выхлопную систему и катализатор необходимо отключить реле питания топливного насоса;

на работающем двигателе нельзя проверять наличие подачи тока высокого напряжения на свечи зажигания, снимая с них наконечники высоковольтных проводов, так как топливо из неработающего при этом цилиндра попадает в катализатор;

– вероятность выхода из строя катализатора повышается из-за выброса в систему выпуска порции несгоревшего топлива при перебоях в работе двигателя из-за отказа одной из свечей зажигания или пробоя высоковольтного провода.

 

Замена катализатора

Самый простой способ – это дилерская станция техобслуживания. Тут вам с великим удовольствием проведут замену, если конечно они есть в наличии. Подобная услуга обойдется вам от 3 до 10 тысяч гривен за агрегат плюс работа. При этом часто катализаторов нет на складе и надо ждать несколько недель. Да и гарантию на новый оригинальный катализатор, как ни странно, не дают.

Можно найти родной катализатор и «под заказ». На этом вы сможете сэкономить до 30%, но вопрос установки все равно остается открытым.

В сервисных центрах специализирующихся на ремонте глушителей, вам могут предложить установить «универсальный» катализатор. Он конечно работает почти вдвое меньше, чем «родной», и стоит аналогично. Сегодня многие фирмы выпускают «универсальные» катализаторы. Среди них и известные бренды выхлопа, такие как Walker, Bosal, Magnaflow, и, разумеется, Китай.

Не нужно забывать, что катализатор в плане производства вещь высокотехнологичная, а  бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и если стоит он (т. е. катализатор) дешево, значит чего-то в него «не доложили». Поэтому ставить такие катализаторы – это всегда лотерея. Он может проработать и полтора года, а может «загнуться» и через две недели. Гарантии на него все равно никто не дает.

Можно пойти и «обманным» путем. Современный рынок сейчас изобилует всевозможными «обманными» устройствами: эмуляторы, контроллеры, корректоры лямбда-зонда, «глушилки ошибок», симуляторы LSU и т. д. и т. п. Некоторые из них работают достаточно долго и добросовестно, иные не работают вообще. Тут без специалиста лучше не соваться.

Встречаются «правильные» обманки, которые преобразуют сигнал второго кислородного датчика, для того чтобы ЭБУ двигателя видел, что катализатор в норме. И есть вредоносные «глушилки ошибок». Машина не едет, а датчик показывает, что ошибок нет, и все хорошо. Поэтому основная задача «обманки», это не допускать появления ошибки по неэффективности катализатора, и ни в коем случае не вмешиваться в остальные функции блока управления.

Здесь совет только один – найдите специалистов, которым вы сможете доверять, и пусть они занимаются не только установкой «обманки», но и проверкой ее работоспособности. В противном случае ваша экономия может обернуться против вас.

 

P.S. Конечно, каждый загрязняет природу в меру своей распущенности. И аргумент, что мимо проехавший Камаз делает это в сто раз больше меня, ничуть не оправдывает ваши действия. Не забывайте, что на этой планете после нас жить еще нашим детям и внукам. И поэтому беречь экологию - долг каждого цивилизованного человека.

Ну а для тех, кому светлые идеалы человечества - лишь пустые слова, есть и другие доводы. Во-первых, согласно новым требованиям, за изменение конструкции автомобиля любой инспектор имеет все права наложить на вас штраф, а в худшем случае вообще поставить машину на штрафстоянку. И, во-вторых, даже если внешний корпус катализатора будет вами сохранен, то любая проверка на токсичность быстренько выявит ваш обман, а это дополнительные и, увы, систематические расходы.

И заметьте, что мы не берем в расчет прохождения техосмотра, который давно превратился в вид налога на бесхозяйственность. Но ведь ситуация и тут может поменяться…

Поэтому, как говорится, берегите природу!

 

Подготовила Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

16.12.2011 22:38:36
Гость
Выкинуть его и не парится,то дезодоранты разрушают озон. В результате выигравает Дюпон то эти катализаторы в результате выигрывает какой ни будь жирный кот,то Киотский протокол. Хорошо отрегулированный двигатель и качественный бензин.Вот залог здоровья.
 
 
10.02.2015 21:51:08
Гость 2
Как поставить лайк оратору выше? Совершенно прав!
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь