статьи   

04.08.2010 (№ 25) Компас потребителя

Станции Технического Одурачивания или 101 причина, чтобы не доверять автомеханику




-

Мы уже неоднократно подымали тему о том, как нас, автолюбителей, обманывают те, которые наоборот должны помогать и защищать. Наверно таков наш менталитет, утверждающий, что нет на свете большего блага, чем «обуть» ближнего своего. И невзирая на «нехристианский» смысл этой позиции, ее упрямо придерживаются не только банки, страховые компании, инспектора ГАИ, продавцы автомагазинов, но и работники автосервисов. А ведь именно от них зависит и «здоровье» вашей железной лошадки, и состояние вашего кошелька. Пора, пожалуй, приоткрыть дверь, укрывающую от нас смертных простые формулы одурачивания на Станциях Технического Обслуживания.    

Современный автомобиль – механизм не просто сложный, а очень сложный. Он насчитывает несколько тысяч всевозможных узлов, деталей, болтов, гаек, шайбочек и тому подобное. И в этом систематизированном техногенном хаосе под силу разобраться только специалистам. Да и те уже давно поделили автомобиль на «зоны влияния». Говоря иными словами, механика-моториста без толку спрашивать, почему у вас плохо работает кондиционер, ведь его вотчина – это двигатель, и что творится за его пределами уже не его проблема... 

Времена гаражных ремонтов, когда водила мог за свой законный выходной запросто разобрать свою «ласточку» до болтика и также весело собрать, уходят в Лету. Средний автомобилист знаком приблизительно всего лишь с 15-20% устройств своей машины.

А зачем знать больше, спросите вы, ведь есть автосервисы с их высококвалифицированными специалистами… Да, конечно, вы правы, но именно она – наша «техническая малограмотность» и является главным предлогом для обмана на СТО. Наметанный глаз мастера быстро определит, кто перед ним «чайник», или настоящий водила со стажем, а от этого может вполне зависеть, с какой «изобретательностью» механики подойдут к вашему автомобилю.


Секреты мастерства

Как утверждают сами специалисты-автомеханики, чтобы обмануть клиента, достаточно иметь желание, но проще всего это сделать во время ремонта двигателя или планового технического обслуживания (т. е. от замены масла до замены ремней ГРМ). При возврате авто, все механики будут как один мотать головой в подтверждение того, что все работы были проведены как положено, ремни заменены на новые и непременно оригинальные. Но определить так ли это на самом деле простому смертному не так уж легко. Ведь по конструкции все приводные ремни спрятаны от посторонних глаз. 

Та же судьба может постигнуть и процедуру замены масла, причем особенно это касается автомобилей на гарантийном обслуживании. В лучшем случае поставят новый фильтр, да масло дольют до нужного уровня. Ну, скажите, кому придет в голову проверять качество масла сразу после его «замены»?!..

Ремонт топливного насоса, тоже повод для обмана. Это, прежде всего, связано с тем, что расположен он в бензобаке, и проверить новый он или нет весьма проблематично. Для успокоения собственной совести механику достаточно хорошо промыть старый насос и прочистить сеточку забора топлива, а деньги содрать с вас как за новый.

Сайлентблоки, тоже тайна покрытая смазкой. Если их уже впрессовали, то отличить фирменный от китайского уже невозможно. А что говорить про всякие резиночки, пыльнички, пружинки, сальнички, на которых вообще не принято ставить маркировку. Они хоть и стоят не дорого, но качество оригинала заметно отличается от дешевой подделки. Конечно на самой мелочи толком «навариться» не приходится, но зато есть полная гарантия, что следующая встреча не за горами…

Починка коробоки-автомата, так же хороший повод для афер. Ну, во-первых, сама АКП пока встречается не так уж часто, да и покупают такие машины, как правило, люди состоятельные, но плохо разбирающиеся в автомобилях и не имеющие к этому никакого желания. Поэтому и разводить их труда не составляет. Достаточно, например, незаметно сыпнуть в нее немного стальной стужки при замене масла, а потом красочно рассказать владельцу, что «автомат» уже почти рассыпался в труху, и только чудо спасло его от неприятности на дороге. Перепуганный владелец, увидев такую «аномалию», сразу соглашается на капремонт... Остается лишь выдержать паузу недельку-другую и вернуть счастливому владельцу его авто с той же, вполне исправной коробкой, и при этом содрав с него очень неплохой куш. 

Подвеска хороша для плутовства тем, что включает в себя большое количество деталей. Здесь и рычаги, и амортизаторы, и наконечник, и рулевые тяги, и многое другое. Есть тут правда одно препятствие. При большом желании вы можете, загнав машину на эстокаду, проверить те ли амортизаторы поставил мастер, что указаны в листе выполненных работ. Заодно можно проверить и маркировку рычагов. Но все это, как говорится, удел пытливых и настойчивых. Большая же часть поверит мастеру на слово и будет наслаждаться немецким качеством китайских пружин.  


Цена зрелищности

Согласно общепринятых правил, владелец автомобиля имеет полное право присутствовать во время ремонта, если конечно это не противоречит технике безопасности. Как оказалось, эта прихоть заказчика тоже может влететь ему в копеечку. За такой «надзор» механик легко может накрутить 30-40% стоимости работ. Наверно таким образом он компенсирует моральный ущерб за свое неудобство. Конечно, вряд ли кому-нибудь понравиться, когда во время его работы за спиной будет стоять кто-то посторонний, но не слишком ли велика стоимость секретности?!  

На современных СТО оборудована специальная клиентская зона, которая отделена от ремонтной большим оконным блоком. Тут владелец машины может спокойно отдохнуть, полистать журнальчик или выпить чашечку кофе, наблюдая, как мастер колдует над его машиной. Но как нам по секрету рассказали сами авторемонтники, даже грамотный специалист, наблюдая за работой механика, не  сможет заметить подвоха. Он все равно сделает все, так как задумал. Так что в подобном наблюдении нет никакого смысла.

Если ваш автомобиль остается в ремонте продолжительный срок, то будет куда полезней появиться на СТО внезапно, не предупреждая о визите. Автосервис, не секретный объект, и запретить вам глянуть, как обстоят дела, никто не может. Не исключено, что вас там могут ожидать неприятные сюрпризы. Ну, например, вы можете обнаружить, что на вашей машине почему-то снято сцепление, хотя вы заехали просто поменять моторное масло, фильтры и тормозные колодки. Поверьте, это достаточный повод для серьезного разговора не только с самим мастером, но и с начальником станции.  


Гарантийный блеф

Творить подобный беспредел автомеханикам было бы крайне сложно, если бы не было бы лазеек в договорах. Первый и очень надежный аргумент, это пункт где указано, что ремни, ролики, подшипники, колодки, диски и суппорта являются расходными материалами и, соответственно не подлежат гарантийной замене. Иначе говоря, если через пару тысяч километров у вас порвется новый фирменный (по словам механика который его менял), ремень генератора, у которого регламент не менее 15 000 км, то сетовать вам остается только на превратности судьбы, ведь деталь «расходная», а значит не гарантийная.

Конечно, чтобы хоть как-то подстраховаться, вы можете приехать на СТО уже со своими оригинальными запчастями, и мастера не имеют права отказать вам в их установке.

Но и в этом случае не все гладко. Во-первых, нет никакой гарантии, что ваши запчасти действительно попадут в ваш автомобиль. А во-вторых, в большинстве автосервисов вам откажут не только в гарантии на запчасти (даже невзирая на их фирменную маркировку и сертификаты), но и в своей гарантии на всю работу по их установке. И это будет незаконно, так или иначе гарантию на проведенные ими работы они обязаны дать.

К тому же фразой «неправильная эксплуатация транспортного средства», прописанной практически во всех договорах сервисного обслуживания, можно легко оправдать все то, что забыли упомянуть в документе конкретно.

Вот и выходит, что вся гарантия ни что иное, как фикция, воспользоваться которой без «жесткого прессинга» будет практически невозможно.


Фирменный обман

К большому сожалению даже аргумент, что СТО является авторизованной дилерской точкой конкретного бренда, еще не является гарантией того, что даже за солидные деньги, которые принято брать с клиента, там сделают все по высшему классу. Вызвано это большей мере вашей безысходностью, ведь если у вас автомобиль на гарантии, то и ехать вам будет некуда. А значит и все карты в руках автомеханика… 

Как-то в одном из форумов я наткнулась на рассказ одного из владельцев Audi, который только благодаря случайности узнал, что его новенькая модель была жестоко изуродована на фирменном СТО во время прохождения регламентных работ. Техническая экспертиза показала, что весь правый бок был сильно помят и проходил рихтовку, после чего кузов был перекрашен. С момента этой «неприятности» прошло более полугода, и ни в каких ДТП машина за это время участия не принимала. К сожалению, владельцу так и не удалось доказать вину горе-мастеров из сервиса дилерского центра. Что же на самом деле случилось с его железным конем в «фирменном» стойле до сих пор остается загадкой. И такие истории, увы, не единичны.

Управа на «правых»

Безусловно, управу на тех, кто хочет нагреть руки на моторе вашего авто в принципе найти можно, но дело это не для слабонервных. Хотя даже специалисты говорят, что не помнят на своей практике ни одного случая, когда клиенту СТО удалось выиграть дело. Зачастую они просто тянутся годами, т. к. вроде бы и причина на лицо и доказательства халатности или обмана есть, но вот виновных почему-то нет. Не хочет система «предавать» своих, ведь это не единичные случаи, а установившийся годами порядок, который ломать ой как сложно, а главное никому не выгодно.   

Но это не означает, что нужно повесить голову и смириться с сервисным беспределом. Если у вас есть повод побороться за свою честь, то это не просто можно делать, а даже нужно. Не исключено, что именно ваши действия помогут сломать эту порочную систему… Но чтобы не попадать в такие ситуации, воспользуйтесь несколькими простыми, но весьма полезными правилами.

 

Полезные советы

При выборе СТО постарайтесь руководствоваться не только рекламными буклетами и привлекательными предложениями. Посоветуйтесь с друзьями и коллегами по работе, узнайте, где чинят машины они и довольны ли сервисом. Почитайте отзывы о выбранном СТО в Интернете, но учтите, что и там за слишком хвалебным отзывом клиента может таиться все та же корыстная ложь. Поэтому не судите о сервисе по одному мнению.

Если же ситуация сложилась так, что выбора у вас нет, то постарайтесь «навести мосты» с персоналом: найти общих знакомых или расположить к себе мастера.

Никогда не забывайте забрать все документы, подтверждающие факт того, что работы проводились именно на этом сервисе и в определенное время. Это могут чеки, акты, наряды, перечни установленных запчастей и тому подобное. Такая бухгалтерия может послужить хорошим подспорьем в случае разрешения каких-либо инсинуаций.

Как-то одному моему знакомому по почте пришла квитанция со штрафом за превышение скорости. Подтверждением тому был «фотофиниш» радара ГАИ, на котором и был запечатлен его автомобиль, но он точно помнил, что в тот день он не ездил на машине, да и нее мог ездить, так как она была в автосервисе на техобслуживании.

Попытка доказать, что ею воспользовался кто-то из персонала СТО не увенчалась успехом, потому что он не сохранил ни одного документа, подтверждающего этот факт, а на самом автосервисе, узнав причину, стали отнекиваться, да и вообще ставить под сомнение сам факт проведения ими ТО. А без бумажки сами понимаете… Короче, пришлось платить штраф за нарушение, которого не совершал. Хорошо еще так отделался, а ведь могло быть и хуже, ну, например ДТП…

Не вздумайте продемонстрировать механику свою полную некомпетентность в вопросах ремонта. Любой вопрос типа  «Ну что, все так плохо?» или «Это возможно как-нибудь починить?» автоматически увеличивает конечную сумму вашего счета.

И не  ай вам бог признаться в том, что вы самостоятельно пытались устранить неполадки. После этого вы будете объявлены врагом собственного автомобиля №1, чем дадите индульгенцию мастеру на все остальные «грехи». Кроме своего раскаяния вам придется еще и заплатить за это существенный взнос. Не забывайте старую мудрость: «язык твой - враг твой».  

Никогда не перепоручайте забрать свой автомобиль из ремонта другу или жене. Это дополнительный повод мастеру еще раз обгрейдить ваш автомобиль, но уже в худшую сторону.

Кстати, если это автомобиль жены, то лучше предупредить мастера по телефону, что машину заберете лично вы, а не она. Проверено, что женщин на сервисе обманывают более бесцеремонно, чем мужчин.

Приехав на СТО, внимательно осмотрите свой автомобиль. Пусть автослесарь продемонстрирует хотя бы следы выполненных работ. Например, если имело место замена масла, то покажет его уровень и цвет. В общем, сделайте все, чтобы к вам отнеслись серьезно – это будет гарантией того, что вас следующий раз обслужат, по крайней мере, не хуже чем в этот. 

И напоследок, помните, что нет ничего ценнее хороших отношений. Лучше заплатить лишнее в знак благодарности за хорошую работу, чем отдать деньги за вынужденный внеочередной ремонт.

Все это рассказано отнюдь не для того, чтобы очернить всех и вся. Мы убеждены, что есть и хорошие автосервисы и отличные мастера, но, к большому сожалению, пословица: «рассчитывай на лучшее, но готовься к худшему», для нашей страны актуальна как ни для кого. Именно поэтому наш автовладелец должен быть не просто хорошим водителем, а еще немного юристом, чуточку автомехаником и капельку психологом.

Так что учитесь лучше на чужом опыте, ибо, как сказал кто-то из великих, это никогда не поздно. Желаем удачи на дорогах!

 

Подготовила Сана Шильдик.

 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь