статьи   

11.08.2010 (№ 27) Советы бывалого

А дорога серою лентою вьется…




-

Лето – время путешествий. И это касается не только тех, кто решил проскакать «галопом по Европам» на своем железном коне, но и тех, кто, переобувшись прямо в офисе в легкие шлепанцы, спешит в конце трудовой недели на любимую фазенду или с друзьями на пикник. Все эти поездки за своей кажущейся безоблачностью скрывают массу причин для беспокойства, особенно если они превращаются в дальние автопробеги. 

Мода на автомобильные путешествия снова возрождается. Только направления диаметрально изменилось. Наши деды с воодушевлением колесили по бескрайним просторам нашей необъятной Страны советов. Нас же все чаще тянет в сторону цивилизованной Европы. К тому же и на просторах родной Батькивщины тоже есть, что посмотреть, даже не беря во внимания желанный сердцу Крым. Благо дорожный сервис хоть и не достиг еще уровня развитых стран, но уже сделал огромный скачек вперед.

Многие автомобилисты, намотав пару лет по городским пробкам и по выходным к ближайшему водоему, считают себя уже готовыми к дальним автопутешествиям. Но трасса живет по своим законам и движется на своих скоростях, поэтому даже самая умелая способность лавировать в плотном автомобильном потоке современного мегаполиса вряд ли здесь пригодится. И впечатление, что промчаться по хорошей дороге от Харькова до Одессы «раз плюнуть» не что иное, как самообман. Поэтому лучше оставьте иллюзии и давайте вместе разберемся, какие проблемы могут возникнуть и как их решить.

Ну, сначала, стоит разобраться, что же стоит считать дальними переездами, а что нет. Здесь все зависит от нескольких факторов: дальность расстояния, которое нужно преодолеть; техническое «здоровье» вашего автомобиля; интенсивность движения на предполагаемом участке, состояние дорожного покрытия и время суток нахождения в пути, ведь в ночное время, особенно с непривычки, ездить сложнее.

То есть, если автомобиль достаточно новый, и на скорости 160-180 км/ч он чувствует себя прекрасно, а проехать нужно всего-то километров 300-350, то вся дорога займет у вас примерно 2-2,5 часа. Вряд ли такую нагрузку для опытного водителя можно считать значительной.

А вот если дорога лежит по пересеченной местности, мимо небольших населенных пунктов, в ночное время да еще, если ваш «железный скакун» имеет солидный стаж и молодецкий галоп ему не по силам, подобная поездочка превращается в настоящую проблему. Поэтому даже при расстоянии в 300 км эта автомобильная прогулка может затянуться часов на 5-6.  Наверно вследствие этого, условным показателем длительности путешествия считается время в пути. Если оно приравнивается или превышает времени рабочего дня, это путешествие по праву можно считать продолжительным.

Главная проблема дальней дороги, это конечно усталость. Как бы ни был комфортен ваш автомобиль, через пять часов сидения в одной позе любой ощутит себя изнеможенным. К тому же однообразная картина за окном автомобиля тоже сильно раздражает психику, поэтому организм пытается игнорировать монотонность и нуждается в переключении внимания.

Поэтому постарайтесь отнестись к каждой поездке за пределы города с должным вниманием. Это не только позволит избежать ненужного разрежения во время путешествия, но и поможет организовать дорогу максимально эффективно.

Первое на что стоит обратить внимание так это правильной укладки дорожного багажа. Он не должен ни препятствовать хорошей обзорности, ни комфортной посадке водителя. Начните с правильной укладки багажника. Если вам не удалось с первого раза все уложить рационально, то лучше повторить попытку. Ведь каждая не попавшая в багажник кладь, автоматически перекочует в салон. А это значит,  что даже если она не будет мешать водителю, расположиться пассажиру удобно точно не даст. Нервозность пассажира особенно в длительной поездке легко может передаться водителю, и тогда в проигрыше окажутся все.

Не забудьте расположить вещи по степени надобности, чтобы не пришлось ради термоса с кофе или пачки влажных салфеток перетрясать весь багаж. Каждая такая остановка «ворует» у вас время, а значит, удлиняет маршрут.

Правильное планирование поездки тоже очень важно. Все кто подолгу проводит за рулем автомобиля, хорошо знают, чем чреват сон за рулем автомобиля. И большой обман считать, что заснуть за рулем можно только ночью. Даже дневной постоянно повторяющийся пейзаж прекрасно убаюкивает, особенно если вы хорошо не выспались перед дорогой. Достоверно известно, что в суточном биоритме человека присутствуют так называемые «сонные часы». Условно это периоды времени с 4 до 5 утра, с 10 до 11 часов, с 16 до 17 дня и с 22 до 23 ночи. Конечно, для каждого человека график может быть индивидуальным, но примерная аналогия все равно прослеживается. Самым идеальным временем для начало путешествия считается 5 часов утра. В это время не только оживление природы содействует лучшему восприятию окружающей среды, но и внутреннее состояние человека способствует его активности и хорошему самочувствию.

Остановки лучше запланировать заранее, например на 10 и 16 часов. В это время нужно перекусить, размяться, а если есть такая возможность, даже подремать в тенечке на травке или на заблаговременно взятой подстилке, вытянув ноги.

Кстати, в свой «завтрак на траве» постарайтесь включить такие продукты как сыр, творог, яйца овощи и зелень. Неплохо бы добавить простоквашу ряженку или кефир. В завершении трапезы выпейте чашечку крепкого чая или кофе с небольшим кусочком шоколада. Эти продукты очень хорошо стимулируют работу внутренних органов и повышают тонус.

Стратегией «вот приедем, тогда отдохнем» вы ничего не добьетесь. Не стоит переоценивать свои возможности. Усталость, так или иначе, даст о себе знать, даже если всеми силами будете изображать из себя полного сил бодрячка. Доказано, если водитель накануне спал менее 6 часов, то усталость в конце рабочего дня у него повышается вдвое. В столько же раз у него появляется возможность попасть в автопроисшествие. Что можно говорить про тех водителей, которые перед продолжительной поездкой ночью совсем не отдыхали? А отдыхать следует не менее чем 7-8 часов.

Если вы действительно стремитесь идти по строго установленному графику движения, то уж лучше постарайтесь сократить время на неплановые остановки. Ну, например, полюбоваться пейзажем, набрать букетик, сфотографироваться у указателя или прикупить всякой придорожной снеди. Именно они незаметно крадут у вас такое дорогое время.

Но кроме усталости, которая подстерегает водителя в дальних поездках, у него есть еще один очень страшный враг – сон. И если днем эта проблема не стоит так остро, то ночью опасность заснуть за рулем, со всеми вытекающими из этого последствиями, возрастает в сотни раз. Достаточно сказать, что 30% аварий, приводящих к смертельному исходу, в Европе случается по причине переутомления водителей. Показатель, согласитесь, очень внушительный. Поэтому бороться с этой проблемой приходится всеми возможными способами и доступными средствами.

Вот лишь несколько из тех, которые на наш взгляд показались самыми действенными.

На первом месте как ни странно, сам сон. Как говорится «клин клином вышибают». Если вы действительно чувствуете, что неравный бой со сном вы проигрываете, а ехать все равно нужно, остановитесь на обочине, и по примеру легендарного Штирлица постарайтесь передремать минут 15-20. На некоторое время вы получите облегчение и сможете спокойно вести машину еще 2-3 часа.

Есть тут правда оговорка. Если вы решили передремать то постарайтесь выбрать для этого подходящее место, ведь случаев грабежей и угонов автомобилей на безлюдной трассе в ночное время более чем предостаточно. Лучше всего подходят хорошо освещенные места с интенсивным движением, посты ГАИ или автозаправочные станции.

На втором, употребление напитков поднимающих тонус. Здесь хороши и классические снадобья типа черного кофе или крепкого чая, и более современные разновидности «энергетиков» (разумеется, безалкогольных). Стоит предупредить, что перебирать с энергетическими напитками очень опасно. В больших количествах они дают солидную нагрузку не только на ваше сердце, но и на вашу печень, и поэтому по состоянию здоровья подходят не каждому.

Не нужно забывать и про «человеческий фактор». Этот метод прост и очевиден – возьмите с собой попутчика, и чем более разговорчивым он окажется, тем лучше для вас. Ведение непринужденной беседы или просто слушание интересного рассказа – отличное средство против сна.

Еда в дороге тоже помогает немного отвлечься от сна. Конечно, я не имею в виду куриную ножку или баночку душистых щей. Речь идет о продуктах быстрого перекуса. Это могут быть семечки, сухарики, чипсы, леденцы с бодрящим вкусом или зеленые яблоки, короче все то, что действует на вкусовые рецепторы раздражающе. Как вы понимаете, чтобы эффект был достигнут, количество подобных припасов должно быть достаточным, чтобы продержать вас в желудочном направлении хоть какое-то время.

Неплохо помогает в пути бодрая музыка. Это не обязательно должен быть набор современного клубного драйва. Тут подойдет любая, главное, чтобы она имела сильную эмоциональную окраску. Треки должны быть разных ритмов и стилей, в противном случае ваш мозг тоже начнет их игнорировать как монотонный пейзаж за окном.  Недурно включить какую-нибудь радиостанцию. Жизнерадостная болтовня диджея не будет давать вам расслабиться.

Если надоело радио, попробуйте попеть самому. У вас в памяти наверно найдется пару-тройку песен, которые вы знаете почти полностью. Этого буде вполне достаточно, чтобы взбодрится. Если же ваш репертуар скуден, попробуйте подпевать радио или любимому диску. Ваши вокальные способности здесь не играют никакой роли, если конечно на заднем сиденье автомобиля не дремлют ваши пассажиры. Пойте громко и с удовольствием, и сон от вас отступит.

Можно попытаться воздействовать на себя психологически. Ну, допустим, вызвать у себя какое-нибудь беспокойство, хотя бы по поводу невыключенного утюга или не сделанного на работе звонка. Можно выключить в салоне часы, которые раздражают и глаз, и мозг своей монотонностью. Попробуйте посочинять короткие стишки или повторить таблицу умножения. Иными словами заставьте свой мозг работать.

Если психологические методы не помогают, то пора переходить к более радикальным. Для начала можно избавиться от комфорта. Измените настройки вашего сиденья так, чтобы вы испытывали некоторое неудобство. Неловкая поза не даст вам расслабиться, но это сработает ненадолго, так что особо рассчитывать на этот метод не приходится. 

Можно кстати применить и «климатический» метод. Поменяйте настройки своего кондиционера так, чтобы вы ощущали небольшой холодок. В прохладной обстановке заснуть сложней. Широко откройте окно. Порывы встречного воздуха тоже имеют отрезвляющий эффект. Только смотрите не переусердствуйте, иначе дорога «с ветерком» может закончиться для вас неделей-другой ОРЗ. 

Неплохо помогают и физические упражнения. Можно начать с гимнастики для глаз. Для этого вам ненужно покидать автомобиль и даже останавливаться. Будет достаточно немного сбросить скорость. Всем известно, что взгляд в одну точку убаюкивает, поэтому выберите для себя на капоте и в салоне несколько объектов, которые находятся в разных направления и на разных расстояниях. Постарайтесь, не поворачивая головы, рассмотреть все эти предметы в хаотическом порядке. 

Если вы особо не торопитесь, то выйдите из машины и сделайте небольшую зарядку. Комплекс упражнений в этом случае значения не имеет. Нагрузка должна быть средней и не сильно продолжительной. Главное, чтобы мышцы ощутили приток крови. Это бодрит безотказно.

Возите с собой несколько бутылок холодной воды. Очень полезно освежить лицо и шею, если начинаешь засыпать. Дальнобойщики советуют вообще умываться «минералкой» -  вода вместе с углекислым газом проникает в кожные поры, отдавая вам еще больший заряд бодрости.

И это еще не все. Если вы думаете,что в наш техногенный век конструкторы ничего не придумали на ниве борьбы со сном, то вы сильно ошибаетесь. Многие автомобильные компании ищут решение этой проблемы. Например, французы разработали технологию, которая реагирует на ослабление мышц кистей рук водителя. Датчики вмонтированы в рулевое колесо, и как только они регистрируют существенный перепад давления, раздается звуковой сигнал. 

Компания BMW совместно с германским университетом Вюрцбурга уже проводит испытания оборудования для своих автомобилей, позволяющего бороться со сном водителя. Специальные датчики будут оценивать состояние водителя на основании особенностей движения век. И если система портового компьютера решит, что водитель устал и близок к тому, чтобы заснуть, она начинает принимать предусмотренные этой ситуацией меры.

Nissan, наоборот, строит свои разработки на принципе автоматического слежения за дорогой. Т. е. как только датчики, получающие информацию со специальных внешних видеокамер, определят, что автомобиль критически отклонился от траектории движения, они подают сигнал тревоги водителю, и если не получают на него ответной реакции, то совсем останавливают автомобиль.

Наши же восточные соседи пошли по простому и, на мой взгляд, самому разумному пути. Они создали устройство под названием «Антисон». Кстати приобрести его даже у нас не составит труда.  Оно крепится за ухом водителя, и если угол наклона головы водителя вперед начинает превышать допустимый, то издает звуковой сигнал. Вот уж правда говорится «голь на выдумку хитра».

Подводя итог, выскажу свое мнение. Любое путешествие должно доставлять удовольствие, и я не вижу ни единого повода, чтобы отказать себе во вкусном ужине и хорошем отдыхе в придорожном мотеле, а утром со свежими силами продолжить вояж. 

Ведь не даром говорит народная мудрость: «поспешай не спеша»…

От всей души желаю вам интересных путешествий и легких дорог!

 

Подготовила Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь