статьи   

16.11.2010 (№ 41) Правовой ориентир

Если яма на пути…




-

Где искать правды, если ДТП произошло из-за плохого дорожного покрытия? Вопрос этот далеко не праздный, особенно для тех, кто уже оказался в такой непростой ситуации. Так что, опустить голову и признать, что на Автодор управы нет, или все же отстаивать свои права… причем подчеркну – законные права. Если все-таки вы решитесь добиваться справедливости, то этой статьей мы подскажем вам как это сделать правильно.

О том что состояние украинских дорог, мягко скажем, желает лучшего, знают все. Об этом постоянно говорят и простые автомобилисты, со скрипом и матом преодолевая очередную «полосу препятствий», и народные избранники, взгромоздившись на трибуну Верховной Рады. Но сколько бы ни говорили «воз и ныне там». Нет, временами можно найти островки хорошего дорожного покрытия, но погоды в глобальном понимании этого вопроса они не играют.

С тем, что благодаря бездействию дорожников, автомобилисты обеспечивают жирный кусок хлеба с маслом бесчисленным СТО и автомастерским мы уже как-то смирились. Но когда из-за ямы или ухаба на дороге вы попадаете в серьезную аварию – это уже другой вопрос. И хорошо если обойдется без жертв, а если нет… а если (не дай бог конечно) жертвой станете именно вы?!..

Безо всякого сомнения, спускать «на тормозах» этот вопрос никак нельзя. Виновных нужно наказывать. Но можно ли привлечь к ответственности коммунальные службы или Службу автомобильных дорог. Многие скажут – «судиться с государство – себе дороже», но последнее время все чаще встречаются прецеденты с успехом доказывающие обратное. Пальму первенства в этой нелегкой судебной войне держит столица. За последний год водители выиграли с десяток дел против Киевского автодора. Таких случаев пока немного, но если есть, хоть небольшой шанс на успех, почему не попробовать. Тем более расплачиваться из собственного кармана за оплошности дорожников не хочется никому.   

Поэтому, для того чтобы не оказаться крайним, нужно действовать грамотно сразу после происшествия. И учтите, если вы нарушили Правила движения еще задолго до того как на вашем (или другого участника ДТП) пути попалась яма, то чтобы вы не делали, а свою «безгрешность» вы не докажите ничем.  

Если же ваша совесть чиста, начинаем действовать согласно все тех же Правил. В первую очередь нужно осмотреть место аварии. Если есть пострадавшие, то оказать им первую медицинскую помощь и, если в этом есть необходимость, вызвать «скорую». Потом оповестить сотрудников ГАИ, свою страховую компанию, установить аварийные знаки и включить аварийную сигнализацию.

Не забудьте, что сохранить первоначальную обстановку, которая сложилась во время аварии, до приезда инспектора ГАИ и страховщиков крайне важно. Ни в коем случае не поправляйте оторванные или отломанные детали. Не сметайте остатки битого стекла или следы потеков масла или других технических жидкостей.  Если некоторые детали или обломки мешают беспрепятственному проезду транспорта, прежде чем переместить их  зафиксируйте их положение на видео или фотоснимок. Если специальной аппаратуры для этого нет, воспользуйтесь мобильным телефоном. Сейчас практически каждая модель имеет функцию видео/фотосъемки.

Очень важным обстоятельством может оказаться и субъективная позиция сотрудников ГАИ, прибывших на место аварии. Обычно ГАИшники не берут во внимание «дорожный» фактор – не хотят связываться с коммунальными службами (ну еще бы, «ворон ворону…»). Бывали случаи, когда факт явного повреждения дороги даже не вносили в протокол, хотя разбитая машина в то время находилась именно в дорожной яме.

Поэтому в данной ситуации нужно «держать ухо востро». Если инспектор игнорирует ваши требования о занесении в протокол объективной дорожной ситуации, не бездействуйте. Найдите свидетелей, которые в случае необходимости смогут подтвердить, что дорожное покрытие имело повреждения, которые могли повлечь ДТП. Сделайте несколько видио- или фотокадров. На них должно быть хорошо видно не только состояние дороги, но и место расположение этого повреждения, т. е. местные ориентиры.

Если есть такая возможность, замеряйте размер и глубину ямы, ее расстояние до вашего (или иного авто принимавшего участие ДТП). Чтобы не забыть все детали, набросайте свою версию схемы.

В идеале в графе о причинах дорожно-транспортного происшествия должно быть написано, что оной является повреждение дорожного полотна, но такого добиться крайне сложно. Сотрудники ГАИ часто аргументируют это тем, что авария произошла уже на достаточном расстоянии от препятствия, забывая про элементарные законы физики. Поэтому постарайтесь, чтобы и водители, и свидетели в своих показаниях упомянули эту злополучную яму.

Прежде чем подписать протокол, внимательно прочитайте его, изучите составленную схему дорожной ситуации на соответствие ее действительности (наличие дорожных и предупредительных знаков, соответствующей разметки, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и т. д.). Обязательно укажите паспортные данные свидетелей, которые смогут подтвердить ваши показания. В пустых графах обязательно поставьте прочерки. Если у вас есть замечания, обязательно укажите их в протоколе или изложите на отдельном листе и приложите к нему.

Теперь пришло время установить истинного виновника происшествия. Здесь нужно определить принадлежит ли этот участок дороги ЖКХ или попадает под юрисдикцию местного Автодора.

По Закону Украины «Про дорожное движение» и определенных Кабмином «Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны», общегосударственные дороги, в том числе национальные, международные, межгородские и межобластные, включая и их части в населенных пунктах, находятся под контролем дорожно-эксплуатационных организаций Службы автомобильных дорог Украины. Коммунальные (т. е. внутренние) же дороги находятся в ведении соответствующих дорожно-эксплуатационных учреждений.

Если же основным обстоятельством аварии стали открытые люки или неисправные коммуникации – вам в организацию, которая является ответственным за данный объект.

Согласно требований по безопасности дорожного движения, все дорожные препятствия должны быть помечены специальными предупредительными знаками и ограждены. Но, так как в этом случае пришлось бы перегородить чуть ли не все дороги, этому требованию следуют редко (это значит, что уже один козырь в рукаве у вас есть).

При проезде аварийного участка, заведомо отмеченного предупредительными знаками, водитель должен сам перейти на безопасный скоростной режим и сделать все для того, чтобы избежать возможного столкновения. Но ни ограждение, ни знаки не снимают ответственности с организации за ремонт этого участка. Это означает, что если у вас есть сведения, что данная яма уже длительный срок не ремонтируется, то вы получаете в свой актив еще один козырь.

Но даже все перечисленное еще не дает повод расслабляться. Часто случается так, что и ГАИ, и дорожники в один голос открещиваются от того что виновником ДТП стали именно дорожные условия. В этом случае затевать пылкие полемики в кабинетах бессмысленно – пришло время идти в суд. Вот тут вам и пригодятся и свидетели, и ваши кино/фотоматериалы, и даже личная схема ДТП. Помните, в юридических войнах с государством аматорам не место. Вас просто завалят всякими параграфами, разночтения, примечаниями и допусками. Здесь нужны профессиональные «бойцы». Подобрать такого юриста при современном уровне информации не составит труда. Если он выиграл хотя бы одно автомобильное дело против «коммунальщиков» - он вам подходит.

И помните, чем больше будет подобных исков в суде, тем чаще мы будем видеть дорожников ремонтирующих наши дороги. Дороги, на которые каждый из нас платит налоги, а значит, имеет право ездить по ним без опаски и без аварий.

Удачи вам на дорогах!

 

Подготовила Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь