статьи   

14.12.2010 (№ 42) Правовой ориентир

Тонировка автомобиля




-

Тонировка стекол автомобиля услуга весьма модная и до последнего времени практически неконтролируемая… в нашей стране. Однако времена этого тонированного бардака подходят к концу. И вопрос тут не столько в том, что нам всем по-человечески интересно, кто и как сидит в соседней машине, а в том, что такая бесконтрольная, а вернее сказать беспредельная, тонировка влияет и на безопасность дорожного движения. Закон принят, и стражи дорожного порядка с рвением бросились его выполнять. Но частенько эти «ратники дорожной безопасности» искренне перебирают с усердием. Вследствие этого тому, кто уже успел или только собирается «навести тень» на автомобиль будет полезно знать, за что и почему его могут наказать и как, в случае необходимости, отстоять свои права.  

Чтобы разобраться в юридических аспектах этой темы мы обратились к специалистам компании «Инновационный бизнес консалтинг «УСПЕХ», которые с радостью согласились нам помочь.

Производя тонировку стекол транспортного средства, и не соблюдая установленных норм, мы можем оказаться «злостными» нарушителями ст. 121 КУоАП, за что предусмотрены довольно серьезные штрафы. Однако, каковы эти нормы? Как в дальнейшем действовать, чтобы не попасть в ситуацию, когда, законно управляя вполне исправным автомобилем, мы можем «напороться» на серьезную неприятность.

Данное положение регламентируется рядом нормативно-правовых актов. Во-первых, в Законе Украине «О дорожном движении» указано, что к участию в дорожном движении допускаются транспортные средства, конструкция и техническое состояние которых отвечают требованиям действующих в Украине правил, нормативов и стандартов, имеющих сертификат на соответствие этим требованиям, укомплектованы в установленном порядке и прошедшие государственный технический осмотр…

Конкретно же в главе 31 Правил дорожного движения Украины указано, что запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии таких технических неисправностей как… «установлены на стекло дополнительные предметы или нанесены покрытия, которые ограничивают обзор с места водителя, и ухудшают его прозрачность» (п. В).

Примечание к данной главе гласит, что на верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут быть прикреплены прозрачные цветные пленки. Разрешается также применять тонированные стекла (за исключением зеркальных), светопроницаемость которых отвечает требованиям ГОСТ 5727-88. Для автобусов также разрешается применять занавески на боковых окнах салона.

Получается что «все дороги ведут» к ГОСТ 5727-88. Он и определяет степень светопроницаемости, который разрешает эксплуатировать транспортное средство, при этом не создавая безопасности дорожного движения ее участникам.

Какие же требования предъявляет этот злополучный ГОСТ? Согласно пункту 2.2.4 ГОСТ 5727-88: «Светопропускание стекол, обеспечивающих обзорность для водителя, должно быть не менее:

- 75% - для ветровых* стекол;

- 70% - для стекол, не являющихся ветровыми, но входящими в нормативное поле обзора, определяющее переднюю обзорность**.

Светопропускание прочих, т. е. не ветровых стекол не нормируется. Стекла со светопропусканием менее 70 % дополнительно маркируются знаком V. Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов».

 

Правила и требования проверки тонированных стекол на дороге

О том, что проверка плотности тонирования стекол должна производиться во время прохождения планового техосмотра, знают, наверное, все. Но возможно немногие в курсе, что сотрудники ГАИ могут проверить плотность тонировки и при остановке автомобиля прямо на дороге.

Кстати в том же ГОСТе кроме степеней светопропускаемости стекол определены и условия, при которых должны производиться замеры, и это очень важно, т. к. погодные условия, мягко сказать не всегда соответствуют установленным нормам. Судите сами:

  • температура воздуха - 20±5оС;
  • давление – 80-106 кПа;
  • относительная влажность воздуха - 60±20%.

Самым популярным (если не сказать единственным) портативным прибором – тауметром, для проверки светопропускной способности стекол на сегодняшний день для сотрудников ГАИ является, так называемый, «Блик». Он через прикуриватель подключается к электропитанию автомобиля и «обязан» давать точные показания при напряжении питания 12V (с погрешностью в 0,6V). То есть если вы откажете инспектору в подключении прибора к внутренней сети вашего автомобиля, сославшись на плохую работу аккумулятора или неисправность «прикуривателя», в этом не будет ничего крамольного, а лишь борьба за «объективность» показаний.

Использование прибора в дождливую, сырую или морозную погоду запрещено по инструкции, а вот освещенность, т. е. время суток, на его работу никак не сказывается.

Кстати, обратите внимание еще на один очень важный нюанс: тауметр высвечивает на экране не степень тонировки, а количество прошедших через стекло лучей в процентном эквиваленте.

На этой «подмене» можно очень легко попасться. Ведь, например, число 80 ГАИшник с удовольствием «истолкует» как степень тонировки, что явно превышает допустимые пределы. А если же эту цифру оценивать как процент прохождения световых лучей, то ваше стекло соответствует ГОСТу. 

Согласно ст. 9 Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности», средства измерительной техники могут применяться, если они отвечают требованиям по точности, определенным для этих средств, в установленных условиях их эксплуатации. Далее в этой же статье указано, что средства измерительной техники, на которые распространяется государственный метрологический контроль, разрешается использовать, выпускать из производства и ремонта и т. п. только при условии, что они прошли поверку или государственную метрологическую аттестацию.

Тауметр «Блик» имеет сертификацию государственной научно-технической комиссии по метрологии и измерительной технике и должен ежегодно проходить госпроверку в местном учреждении по сертификации. После этого он получает соответствующий документ и опечатывается пломбой. Аналогичный оттиск ставится и на свидетельстве.

Все документы на прибор (в том числе и сертификаты проверки), обычно хранятся в отделении ГАИ, поэтому требовать их предъявления у инспектора бессмысленно. Но  метрологическая служба ГАИ обязана оснастить прибор соответствующей маркировкой, на которой будут указаны данные, идентифицирующие этот прибор, дату проведения проверки и конечный срок его действия. Если на приборе отсутствует такой ярлык, просрочена дата проверки или повреждена пломба, то водитель имеет полное право опротестовать результаты замеров, или вовсе отказаться от проверки, указав причины отказа.

Кстати, хочу заметить, что на данный момент можно вздохнуть с облегчением, поскольку в своей телеграмме, начальник Департамента ДАИ МВД Украины Лозовой запретил осуществлять работниками Госавтоинспекции контроль за соответствием светопропускных стекол во время эксплуатации транспортных средств до утверждения необходимой методики.

Решение это действительно разумное, поскольку порядок проверки стекол на светопроницаемость на дорогах тяжело назвать законными, т. к. условия, в которых подобные проверки проводятся, почти всегда не соответствуют требуемым нормам.  Ведь перед тем как начать данное измерения, нужно определить температуру воздуха, давления и относительную влажность, а это еще как минимум три прибора, которых инспекторы ГАИ при себе не имеют, что в дальнейшем дает нам, автомобилистам, неоспоримое право на обжалование действий сотрудников ГАИ.      

 

Способы и сроки обжалования

Если же есть несогласие с результатами проверки и составлен протокол об административной ответственности, а вместе с ним и вынесено постановление, данное решение можно и нужно обжаловать в установленном законом порядке. В КУоАП указано, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ее вынесено, а также потерпевшим.

Бежать с жалобой в органы Госавтоинспекции на наш взгляд будет не целесообразно, поскольку их редко удовлетворяют, ограничиваясь формальными отписками. А в итоге - время потерянно без какого-либо положительного результата. Лучше обращаться с административным иском на действия субъекта властных полномочий - «инспектора ГАИ», который во время несения службы нарушил ваши законные права и собрал доказательства с нарушением закона, прямо в суд. Это в дальнейшем исключит возможность их принимать как доказательства при рассмотрении дела в суде, а значит и вынесение вам меры наказания. Это, прежде всего, обусловлено ч. 3 ст. 70 Кодекса административного судопроизводства Украины, где указано, что доказательства, полученные с нарушением закона, судом при разрешении дела не берутся во внимание.

Также, согласно ч. 2 ст. 71 Кодекса административного судопроизводства Украины, в административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность доказывания правомерности своего решения, действия или бездействия возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска. Остается только задаваться вопросом - «Чем  доказывать?» 

В статье 289 КУоАП указано, что жалобу на постановление по делу об административном правонарушении может быть подано на протяжении десяти дней со дня вынесения постановления. В случае истечения указанного срока он может быть продлен по уважительным причинам, но лишь в том случае, если ответчик предоставит соответствующие документы, подтверждающие обстоятельства, не позволившие ему обжаловать решение в положенный срок.    

Что ж, кажется теперь все точки над «і» расставлены. Осталось перед эпилогом привести несколько любопытных цифр. Например,  чистое лобовое стекло автомобиля ВАЗ 2112 (т. е. триплекс), согласно показаний того же «Блика», пропускает около 80% видимых лучей. А боковые стекла иномарок от 70 до 98%. Вот и выходит что размах тонировочных возможностей не так уж велик: пять процентов для ветровых и до 30-ти на боковые стекла. Кстати, автомастерские, предлагающие все виды тонировок, редко предупреждают своих клиентов о возможных проблемах, считая это сугубо «их личным делом». Поэтому логично чтобы прежде чем начать повальные проверки на дорогах, нужно не только искать крайнего в лице несведущего водителя, а привлекать к ответственности тех, кто заведомо шел на нарушение установленных норм.

Желаем вам удачи на дорогах!


Подготовила Оксана Беловол.

* - ветровые стекла - это стекла, применяемые для остекления переднего проема транспортных средств (ГОСТ 5727-88, приложение 2);
** - передняя обзорность это обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180о в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС (ГОСТ 5727-88, приложение 2).



Комментарии: обновить

08.03.2011 13:15:13
Игорь
Скольки процентную пленку купить,чтобы затонировать все стекла,кроме лобового?
 
 
15.08.2016 14:08:24
Прохожий
Кто-то тонируется, для того, что бы показать, какой он "четкий пацанчик на районе", а кто-то ради своей безопасности. Приведу примеры: - кто ездил (особенно весной) по трассе, когда асфальт хуже зеркала слепит; -зимой та же ситуация; -ночью много баранов ездят не выключая дальний свет; -в жаркую и солнечную погоду салон не так греется (это плюс для тех у кого проблемы со здоровьем (сердцем и головным мозгом)); -меньшая вероятность того, что
 
 
15.08.2016 14:09:22
София
Полностью тонированная машина мне не очень нравиться. А вот когда передние стекла остаются прозрачными , как тут например http://ton.autodop.kiev.ua/ вполне нормально. И не аквариум, и с безопасностью все нормально
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь