статьи   

09.03.2011 (№ 6) Компас потребителя

Заковать в цепи




-

Цепи противоскольжения были популярны и являлись едва ли не единственным эффективным  решением для зимних дорог и бездорожья в советское время. Сегодня они также не потеряли своей актуальности для тех, кому нередко приходится преодолевать непростые дорожные условия.

 

Для чего нужны

При всем многообразии выбора автошин по сей день не существует универсальных вариантов, одинаково хороших на шоссе и тяжелых дорожных условиях. Варианты для твердых покрытий, как правило, оказываются неэффективны в глубоком снегу или грязи. Да и на льду такая резина тоже не способна дарить водителю уверенность. Шины с «тракторным» протектором  более сильны вне дорог, но вот на шоссе они сводят на нет управляемость автомобиля на средних и высоких скоростях.

Цепи являются именно тем удачным компромиссом, позволяющим водителю ездить по обычным дорогам на шоссейных покрышках, а на бездорожье дополняющим их развитыми грунтозацепами. Причем эффективность цепей в сложных условиях, как правило, на голову выше любой, даже самой «зубастой» шины. Цепь представляет собой фактически быстросъемный дополнительный протектор на колесе.

Простота монтажа на колеса и достаточно большой ассортимент цепей делает их практически безальтернативными для тех, кому приходится съезжать с асфальта на дороги с сильно укатанным снегом или льдом, дополненные сложным рельефом. Сюда же добавьте глубокую грязь или песок, поскольку цепи противоскольжения могут применяться не только зимой.

Например, цепи однозначно рекомендуются рыболовам, охотникам и всем другим любителям забраться на машине подальше от цивилизации. Цепи могут быть сущим спасением для жителей загородных домов, подъезд к которым в зимнее время превращается в труднопреодолимое снежное поле.

Наконец, учитывая капризы погоды и неспешность реагирования коммунальных служб, такое вспомогательное устройство может выручить просто любого водителя, оказавшегося в сложной дорожной обстановке, на которой даже самая лучшая зимняя резина оказывается почти беспомощной.

 

Какие бывают

Цепи для колес предлагаются двух основных разновидностей. «Жесткие» варианты (рис. 1) имеют в качестве поперечин (собственно, протектора) металлическую цепь. «Мягкие» (рис. 2) предлагаются с грунтозацепами из армированной резины. На вопрос «какие лучше?» ответить можно только вопросом «а где и как Вы ездите?». Полностью металлические цепи («жесткие») больше приспособлены для бездорожья, обеспечивая лучшую проходимость. Но при этом, имеют ограничение в максимальной скорости движения около 40 км/ч. А на асфальт и твердые покрытия им вообще противопоказано выезжать, поскольку при этом происходит интенсивный износ самих цепей и резины, на которые они одеты. «Мягкие» варианты более лояльны к передвижению по твердому покрытию. Максимально допустимая скорость уже ограничена 80-ю км/ч. Хотя все равно надо четко понимать, что асфальт и очень плотный грунт – не их «среда обитания». К слову, «мягкие» цепи в принципе изнашивают авторезину меньше, чем полностью стальные варианты. Но при этом, на серьезном бездорожье «мягкие» цепи могут спасовать там, где «жесткие» будут еще прогребаться.

 

рис. 1 рис. 2

В общем и целом, резюмировать можно примерно так. «Жесткие» варианты больше подходят для водителей, у которых случаются поездки по действительно сложному и крутому бездорожью. Для тех условий, где надо выжать просто максимум из возможностей автомобиля. В тоже время, «мягкие» цепи могут стать отличным вариантом для тех, кому во время поездки часто приходится чередовать дороги с твердым покрытием и проблемные участки (глубокий или укатанный снег, лед, грязь и т. д.). С другой стороны, не стоит забывать, что немалое влияние еще вносит все же и мастерство самого водителя.

«Кандалы» также отличаются рисунком образуемого на колесе протектора. Это может быть рисунок типа «лесенка» или «ромб/соты» (рис. 3 левая и правая соответственно). Первый вариант согласно многочисленным испытаниям способен обеспечить большее эффективное тяговое усилие на колесах. Иными словами говоря, проходимость по серьезному бездорожью у «лесенки» выше. Зато «ромб/соты» гораздо более эффективно удерживают автомобиль от боковых скольжений. Это очень полезное качество на обледенелых и скользких дорогах.

 

рис. 3

Также при выборе цепей следует обращать внимание на размер звеньев цепи. Чем они крупнее, тем выше их внедорожные качества. В тоже время, такие цепи сильнее изнашивают покрышки и хуже ведут себя на ровной дороге.

 

Как установить

Следует отметить, что для подавляющего большинства дорожных ситуаций цепи достаточно устанавливать лишь на ведущих колесах, а не на всех четырех (для моноприводных машин). Ассортимент и конструкция современных цепей позволяет их применять практически на любом типе автомобилей. Даже для спортивных машин с низкопрофильными шинами можно подобрать соответствующие «оковы». Правда, вероятнее всего, это будут цепи «мягкого» типа со специальной защитой ободов колесных дисков.

Разработчиками цепей уделяется особое внимание удобству монтажа и надежности крепления цепи на колесе. Один из способов установки предусматривает следующий алгоритм (рис. 4). Цепь раскладывается перед (или за) автомобилем, после чего машина накатывается на разложенную цепь. Затем колеса «заворачиваются» в цепи, которые очень важно надежно затянуть на шине. Некоторые модели требуют обязательной дозатяжки после 10-20 метром пути.

 

рис. 4

Есть более прогрессивные модели, при которых кататься по цепи нет необходимости – цепь полностью натягивается на неподвижное колесо с последующей самозатяжкой. Помимо меньшего количества телодвижений, такой вариант еще может быть единственно спасительным, в случае если автомобиль уже застрял и цепь можно одеть только без перемещений машины.

Тем не менее, при использовании цепей обязательно старайтесь одевать их до сложных участков дороги. Кроме того, настоятельно рекомендуется после покупки разок-другой одеть их колеса просто для тренировки. Как говорится, тяжело в учении – легко в бою. И не забывайте вместе с цепями возить в багажнике плотные перчатки, а еще лучше даже какую-нибудь сменную курточку. Испачкаться чуть ли не по шею при установке/снятии цепей – пара пустяков.

Демонтаж цепей с колес представляет собой еще более простую операцию по сравнению с установкой. Старайтесь не лениться после каждого использования цепей очистить их от грязи, снега и т. д. Если цепь изготовлена из обычной стали, в обязательном порядке ее необходимо покрывать консервирующей смазкой, иначе коррозия быстро начнет свою работу по уничтожению ваших «оков» для колес. Особое внимание уделяйте замкам цепей.

 

Что выбрать

А выбрать на самом деле есть что. На рынке представлены азиатские производители, Россия и ведущие лидеры рынка – Италия, Германия и Австрия.

Цены на самые недорогие модели цепей из обычной стали начинаются примерно от 150 грн. за пару. Высоким качеством и надежностью такая продукция не отличается, хотя многое в данном вопросе зависит от частоты и длительности пользования цепями.

Если вы готовы потратить не менее 500 грн на данный аксессуар, то можете рассчитывать на товары европейских производителей, главным преимуществом которых будет четкая и удобная установка цепей на колеса, плюс более качественная сталь.

Одним из определяющих факторов при выборе является размер колес автомобиля, на котором будут использоваться цепи. Причем роль играет не только радиус, но и ширина покрышки. Учитывайте также, что, скажем, стоимость пары цепей для 18-тидюймовых колес (кроссоверы, внедорожники) легко может превысить отметку в 2000 грн.

 

Александр Лысенко.

За помощь в подготовке материала благодарим ООО «Певаг Украина».



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь