статьи   

09.03.2011 (№ 6) Правовой ориентир

ДТП: ЕСЛИ АВАРИЯ ПО ВИНЕ ТРЕТЬИХ ЛИЦ




-

Как говорит народная мудрость: «от сумы да от тюрьмы – не зарекайся». Если несколько пересмотреть эту фразу на современный момент, то в список «неизбежных» неприятностей можно с полной уверенностью добавить и ДТП. Вряд ли найдется в нашей стране хоть один водитель с солидным стажем, который в той или иной степени не побывал в аварии. Именно поэтому так важно знать как правильно, т.е. по закону, вести себя в случае дорожно-транспортного происшествия, причем независимо от того виноваты вы в нем или нет. Ведь зачастую от ваших правильных действий может зависеть не только объективность решения этой проблемы, но иногда и жизнь человека.

Чтобы разобраться в юридических нюансах ДТП и его последствиях, мы обратились к нашим партнерам, специалистам компании «Инновационный бизнес консалтинг «УСПЕХ», которые с радостью согласились нам помочь.

  Окончание, начало в №№ 2, 4.

 

Вполне естественно, что каждый водитель, будь он профессионалом или любителем, подвергается риску попасть в дорожно-транспортное происшествие. Ведь дорожный поток довольно сложный организм, в котором небольшая оплошность одного его участника может привести к нешуточным последствиям для других. Разуметься, мы ни в коем случае не желаем вам оказаться в подобной неприятности, но как гласит еще одна античная мудрость – предупрежден, значит вооружен.

В предыдущих номерах мы уже коснулись нюансов, касающихся ДТП, происшедшего по вашей вине. Поговорили и о ситуациях, в которых пострадали вы. Казалось бы все – да не все. Если взять во внимание, что нашей извечной бедой были, есть и, не дай бог останутся, дураки и дороги, то, естественно, нельзя сбрасывать со счетов, что и они могут стать виновниками аварии. Это и некачественный ремонт автомобиля, и плохое состояние дорожного полотна, и какой-нибудь шустрый придурок, решивший, перебегая дорогу, посоревноваться с автомобилем в скорости… да мало ли еще чего. Вся неприятность таких ситуаций заключается в том, что фактические виновники ДТП, как бы не имеют к ней непосредственного отношения, и доказать их вину бывает иногда крайне сложно. И, тем не менее, нет ничего невозможного…

Стоит отметить, что видами ДТП, кроме столкновения транспортных средств, являются также наезд на пешехода, опрокидывание автомобиля, наезд на препятствие. По причинам возникновения аварии, помимо самих происшествий, возникших вследствие нарушений правил дорожного движения, выделяют и происшествия, случившиеся по вине лиц ответственных за техническое состояние транспортных средств, дорог и тому подобное.

Думаю, не лишним будет напомнить, что же такое дорожно-транспортное происшествие, и кто является участником дорожного движения.

Дорожно-транспортное происшествие – это событие, которое произошло во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или травмированы люди, или причинен материальный ущерб.

Участником дорожного движения, согласно Правил дорожного движения Украины, является лицо, которое принимает непосредственное участие в процессе движения на дороге как пешеход, водитель, пассажир или погонщик животных. А Законом Украины «О дорожном движении» расширено указанное выше определение - участниками дорожного движения являются лица, которые используют автомобильные дороги, улицы железнодорожные переезды или другие места, предназначенные для передвижения людей и перевозки грузов с помощью транспортных средств.

Основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности может быть и отсутствие нарушений водителем ПДД, например, попадание в открытый колодец, выбоину, яму, своевременно не ликвидированные преграды и т. п.

Если вы полностью уверены, что повреждения вашего транспортного средства стало следствием состояния дороги, советую соблюсти следующие рекомендации, чтобы такое происшествие не было вменено вам сотрудниками ГАИ как нарушение п. 12.1 ПДД Украины (об обязанности  водителя выбрать безопасную скорость движения с учетом дорожной обстановки, состояния автомобиля, чтобы  иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно им управлять):

1. Соблюдите указания п. 2.10. ПДД Украины (остановите авто, оставайтесь на месте происшествия, включите аварийную сигнализацию).

2. Вызовите сотрудников ГАИ.

3. При составлении сотрудниками ГАИ протокола об административном правонарушении настаивайте на его составлении согласно п. 4.5 Инструкции по оформлению работниками Госавтоиспекции МВД материалов об административном правонарушении в сфере обеспечении безопасности дорожного движения и ст. 140 КУоАП (нарушение норм и стандартов при содержании автомобильных дорог и улиц, непринятия мер по своевременному запрету или ограничению движения или ограничения на автомобильных дорогах и улицах мест проведения работ).

Согласно этого пункта Инструкции  к протоколу об административном правонарушении может приобщаться акт обследования участка улично-дорожной сетки с соответствующими замерами и схемой, в том числе о:

  препятствиях, мешающих дорожному движению, в том числе загрязнения дорожного покрытия;

  состоянии дороги и условиях, угрожающих безопасности дорожного движения;

  нарушение нормативов относительно оборудования на дорогах при проведении ремонтных работ, стоянку дорожных машин, мест размещения строительных материалов, конструкций и т. д.

Учитывая тот факт, что указанный акт к протоколу может и не составляться, советую проконтролировать этот момент и настоять на его составлении. Данный акт должен составляться в присутствии двух свидетелей, которые в последствии его подписывают.

Если протокол все же составляется с указанием нарушения вами п. 12.1 ПДД Украины (т. е. «…при выборе безопасной скорости движения не учли дорожную ситуацию»), обязательно изложите в протоколе свое видение случившегося и укажите, что ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния дороги, за что должна нести ответственность соответствующая дорожно-эксплуатационная организация.

Сделайте фото или видео данного участка дороги. Но имейте ввиду, делая фото- или видеосъемку не забудьте уделить внимание и окружающей обстановке. Чтобы было хорошо видно, что никаких предупредительных знаков или аварийных ограждений на момент происшествия вокруг злосчастной ямы или люка не было. Ведь не исключено, что «по щучьему веленью и начальственному хотенью» они там вскоре возникнут, и без таких свидетельств доказать, что в момент аварии их не было, будет очень сложно.

Кстати, обратите внимание, что к неудовлетворительному состоянию дорог относятся:

  колдобины, ямы;

  препятствия, которые своевременно не ликвидированы;

  скользкая поверхность дорог, которая имеет место вследствие несвоевременной обработки дорог веществами, которые приводят к таянию ледового покрытия или уменьшают скользкость (гололедица и т. п.);

  снеговые заносы, своевременно не убранные дорожными службами.

4. Требовать от сотрудника ГАИ вызова на место происшествия должностного лица соответствующей дорожно-эксплуатационной организации (иначе доказать их вину будет сложно).

Если вдруг инспектор не примет ваши требования во внимание, обязательно запишите все его данные, т. е. номер жетона, Ф.И.О., звание и подразделение, предварительно уведомив его, что эти данные вам нужны для оформления жалобы. Кстати, обычно на дверях служебной машины размещается телефон доверия, по которому можно позвонить сразу, как говорится, «не отходя от кассы» и сообщить о своих претензиях. Думаю, вряд ли гаишнику нужны лишние проблемы…  

5. Своевременно уведомьте свою страховую компанию о случившемся, для страховой компании также будет необходима справка о ДТП - не забудьте о ней.

Определяя оценку причиненного ущерба (размер суммы, необходимой для восстановления авто) не забудьте уведомить о проведении такой оценки соответствующие  дорожно-эксплуатационные организации. Если размер ущерба, причиненного автомобилю, выше лимита ответственности по страховому полису, необходимо взыскать с виновной стороны недостающую сумму через суд. В случае с дорожными службами, полагаю, не стоит увлекаться написанием в их адрес заявлений о добровольном возмещении ущерба, так как вряд ли это даст какой-либо результат, а сразу идите в суд. Для правильного составления искового заявления лучше проконсультироваться с юристом.

Вы уже знаете, что доказательством вины является лишь постановление суда о признании кого-либо виновным  в совершении административного правонарушения (кстати, мы рассмотрим и дела, при которых нет оснований для возбуждения уголовного дела).

Следующим необходимым документом для правильного оформление судебного иска является заключение эксперта о стоимости работ и материалов, нужных для восстановления машины.

Не лишним будет отметить, что помимо суммы на восстановление транспортного средства вы имеете право просить суд о взыскании с ответчика расходов, которые были понесены вами на оплату услуг эксперта, транспортировки авто после происшествия, расходов по извещению ответчика о проведении оценки, стоимости услуг юриста, государственной пошлины и иных расходов, связанных с последствиями аварии. Но любая просимая сумма должна быть подтверждена документально, поэтому сохраняйте все чеки и квитанции.

Если же вы стали участником ДТП по вине третьего лица, не пострадавшего в происшествии, и вероятнее всего, скрывшегося с места происшествия, следует первично выполнить все предписания указанные в п. 2.10 ПДД и до приезда сотрудников ГАИ обзавестись свидетелями ДТП. Иначе доказать, что вы столкнулись с другим транспортным средством, пешеходом, деревом, столбом и так далее из-за внезапно выехавшей машины, выбежавшего пешехода или животного будет крайне сложно. Далее алгоритм действий такой же, как и во всех других случаях: ГАИ (протокол о правонарушении) - сообщение в страховую - заключение независимого эксперта о стоимости причиненного ущерба - получение постановления о признании виновного в правонарушении - обращение в суд за возмещением.

Если же вы стали участником ДТП из-за технической неисправности вашего автомобиля, вследствие недобросовестно выполненных работ сотрудниками автосервиса, то у вас должны быть на руках документы, подтверждающие оказание вам услуг конкретным СТО, по вине которой, по вашему мнению, и произошло происшествие.

А именно:

  сдача автомобиля в автосервис (получение определенной услуги) подразумевает заключение договора между владельцем транспортного средства (ТС) и стороной, осуществляющей заказ;

  если нет необходимости оставлять автомобиль на ответственное хранение у исполнителя или заменять его составляющие, услуги оформляются счетом-фактурой и нарядом-заказом, в котором обязательно делается отметка о гарантийных обязательствах;

  перечень услуг (операций), на которые распространяются гарантийные обязательства  и период гарантии, указаны в Приложении № 4 «Правил предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств»;

  акт приема-передачи автомобиля и его составляющих.

Расчетными документами, подтверждающими предоставление услуги, являются акт приема-передачи транспортного средства; наряд-заказ, все документы подписываются уполномоченными лицами сторон.

Даже если все вышеперечисленные документы будут у вас на руках, вам вряд ли удастся обойтись без автотехнической экспертизы. Лишь она может указать на наличие механических повреждений у транспортного средства, повлекших ДТП и возможную природу их возникновения. Процедура это дорогая и весьма кропотливая, но без акта экспертов вам, мягко говоря, «ничего не светит».

Если факт некачественного проведении работ автосервис с горем пополам возможно и может признать, то нести ответственность за происшедшую по вине поломки аварию явно не захочет.

Говоря иными словами, если повреждения автомобиля не значительны, то возможно у работников СТО и проснется совесть, и они, «посыпав голову пеплом», устранят неполадки. Только вряд ли они сделают это абсолютно бесплатно. Поэтому, чтобы не тратить попусту свое время и нервы, обратитесь сразу в суд с иском о возмещении ущерба и жалобой на них в Общество по защите прав потребителей. Оформляя претензию, вы обязательно должны указать, какую услугу (ремонт) вам предоставил автосервис, устранение какого рода неисправности производилось, номер вашего автомобиля, информацию о заказе-наряде (номер, стоимость работ, сроки исполнения), а также раскрыть суть высказываемых вами нареканий. Вот тут вам и понадобится объективное мнение экспертов.

Кстати не забудьте, что в случае, когда автосервис будет признан виновным в последствиях, вы сможете потребовать с него возмещения всех ваших затрат, в том числе и моральных.

Бывает и такое, вы купили автомобиль с рук вроде бы в хорошем состоянии, а через пару-тройку дней попадаете в аварию по вине его технического состояния. Ситуация не из лучших, ведь фактически владельцем автомобиля уже являетесь вы, но довести машину до такого состояния практически не могли. Как же быть?

Не исключено, что предыдущий владелец и не догадывался, что машина находится в предаварийном состоянии, хотя это маловероятно. Более реально то, что бывший хозяин просто скрыл истинное состояние вещей, для того чтобы продать автомобиль подороже.

Согласно законодательства, владелец транспортного средства должен предупредить покупателя о возможных неполадках, если они могут угрожать его здоровью или причинить вред окружающим. Установить же причину неполадки и взаимосвязь ее со старым владельцем может только все та же техническая экспертиза. Если факт будет подтвержден, то вы смело можете подать в суд на бывшего владельца автомобиля. Но сразу оговоримся, что все это касается лишь тех, кто оформил покупку авто согласно закона, т. е. договором купли-продажи. Если же вы, решив сэкономить, копили автомобиль, как говорят, «по генеральной доверенности», то тут закон вам не помощник. Что уж поделать – скупой платит дважды.      

 

P.S. Конечно, само по себе ДТП - уже большая неприятность, но зачем усугублять свое положение правовым невежеством. Знание законов и контроль над ситуацией зачастую позволяют разрешить все конфликтные вопросы «малой кровью», а помощь квалифицированного юриста и вовсе свести риск к минимуму…

В конечном счете ко всему в жизни стоит относиться по-философски. Ибо, как сказал американский писатель Ричард Бах: «Неприятности - это еще не самое плохое из того, что может с нами произойти. Хуже всего, когда с нами ничего не происходит!».

Мы от всей души желаем вам удачи на дорогах!

 

Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь