статьи   

30.05.2011 (№ 16) Советы бывалого

Восстановленные запчасти: перспективы или вчерашний день




-

О восстановлении изношенных запчастей, без преувеличения, знает большинство автомобилистов, но далеко не каждый рискнет поставить такую деталь на свой автомобиль. И дело тут не в том, что наша «национальная гордость» не позволяет чинить свою видавшую виды «ласточку» второсортными деталями, а в том, что у нас в крови заложено не доверять всему, чего не понимаешь. А между тем в продвинутой, но очень практичной Европе, использование восстановленных запчастей – обычная практика. Поэтому будет вполне резонно и нам разобраться в этом вопросе более детально.   

Согласно проведенного анализа фонда запчастей, снятых с автомобилей и агрегатов в ходе ремонта, выяснилось, что всего 20 % от общего числа можно признать полностью непригодными к эксплуатации. Еще 30 из них можно использовать при определенных условиях, добрую половину можно восстановить.

Известно также, что главное место среди всех отказов автомобилей занимает двигатель — до 45 % отказов. А причиной выхода из строя  деталей является, в первую очередь износ их рабочих поверхностей. Это составляет более 50 %. За ним идут случаи механического повреждения – 17-20 %. На третьем месте возникновение трещин и сколов – 8-12 %.  Интересны будут и еще некоторые цифры:

  • приблизительно 85 % запчастей при износе не более 0,3 мм, восстанавливают свою работоспособность полностью.
  • доля восстанавливаемых наружных и внутренних цилиндрических поверхностей составляет примерно 54 %, резьбовых — 12 %, шлицевых — 8 %, зубчатых — 11 %, плоских — 7 %, все остальные — 8 %.

Технологии восстановления деталей по праву считаются ресурсосберегающими, т.к. в сравнении с производством новых деталей уменьшает затраты более чем на 70 %. Как вы понимаете основным источником экономии в этом случае выступает материал, т.е. метал, применяемый в производстве.  Обычные затраты на материалы при изготовлении деталей составляют 38%, а при восстановлении — 6,6 % от всей себестоимости. Для восстановления работоспособности сношенных запчастей требуется в 5-8 раз меньше технологических операций по сравнению с производством новых деталей.

Надеюсь, вышеприведенные цифры говорят сами за себя. Но тогда в чем же причина такого недоверия к восстановленным автозапчастям. Ну, во-первых, если говорить применительно к нам, технологии качественного восстановления деталей доступны далеко не всем. Да и стоимость их из-за малых объемов достаточно велика. Поэтому купить вполне хорошие турецкие (а то и китайские) запчасти проще и дешевле, чем восстановить деталь, да и по качеству они не уступают восстановленным. Во-вторых, наш рынок вторичных автозапчастей настолько хаотичен, что зачастую под понятием «восстановленные» подразумевают просто отремонтированные, хотя это далеко не одно и тоже. И проигрывают при такой подмене в первую очередь потребители. И, в-третьих, авторемонтники тоже не питают особой симпатии к восстановленным деталям, т. к. качество их может быть весьма сомнительно, а гарантию за них приходится брать на себя. Что же касается самих производителей автозапчастей, они и вовсе настроены крайне отрицательно к таким технологиям, т. к. это прямой удар по их карману.

Между тем, как уже говорилось в самом начале, в Европе очень популярна такая сервисная услуга как «Exchange» - т. е. обмен неисправного агрегата на восстановленный, причем изношенный узел идет в зачет стоимости восстановленного. В последствие он сам станет объектом восстановления и будет использован так же вторично.

Это и экономично и достаточно практично, так как позволяет существенно уменьшить время простоя автомобиля. Замена узлов занимает куда меньше времени, чем соответствующий ремонт. К тому же, это является гарантией эксплуатационной надежности, ведь при восстановлении в заводских условиях качество изделия будет отвечать новому.

Но для того, чтобы хорошо понимать, какая деталь оказалась у вас в руках, стоит разобраться в терминологии, применяемой для маркировки в международной классификации методов восстановления запчастей.

Remanufactured («воспроизведенные»). Детали, прошедшие восстановление непосредственно на производственных мощностях заводов-изготовителей. Обычно повторно используется только корпус, если конечно на нем нет механических повреждений. После обработки в него монтируются новые комплектующие, после чего агрегат помещается в фирменную упаковку и снабжается соответствующими инструкциями по монтажу.

Rebuilt («восстановленные»). На сегодняшний момент является самым популярным способом восстановления сложных и дорогостоящих автозапчастей. Производится на крупных предприятиях со своим поточным производством и специальными технологиями. Вначале агрегат полностью разбирается. Корпус очищается пескоструйным аппаратом, а потом проходит мойку ультразвуком.  Химическим способом наносится новое защитное покрытие. Вторично используется только корпус и узлы, не подверженные износу, разумеется, при отсутствии у них механических повреждений. Все же детали, пришедшие в негодность, заменяются новыми. После сборки агрегаты проходят специальную стендовую проверку. Далее они упаковываются в фирменную коробку вместе с правилами по установке и гарантийным талоном. Кстати, за большую популярность данного способа в Европе, специалисты еще частенько называют его «Евровосстановление».

Здесь, пожалуй, стоит провести условную линию, которая разделяет два понятия, касающихся качества восстановленных деталей – «надежность» и «ненадежность».

Перечисленные выше технологии гарантируют, что свойства таких агрегатов практически не уступают новым, т. к. исполнены из качественных комплектующих. Производители дают на них гарантию, которая не вызывает сомнения. Следующие группы как раз относятся к категории тех, которые и обеспечивают негативное отношение к восстановленным деталям и агрегатам.

Reconditioned («отремонтированные»). Этот процесс восстановления автозапчастей не требует сложного технологического оборудования. Корпус детали обычно проходит ручную очистку металлической щеткой и после обезжиривания покрывается «серебрянкой». Увы, при такой обработке часто краска попадает и на те области агрегатов, где краски быть не должно вообще.

На место сломанных деталей ставятся либо новые комплектующие, неоригинальные, либо уже бывшие в употреблении, но прошедшие проверку. Также полной смене подлежат только детали, подвергающиеся интенсивному износу. К ним относятся: резинки, сальники, щетки, втулки, подшипники и т. д. Ни у паковка, ни инструкции к таким запчастям, как правило, не прилагаются. Тестирования на стендах такие изделия не проходят, и гарантия, на них дается не более месяца. Этот принцип «восстановления» более свойственен для нашего авторынка, а также стран ближнего зарубежья. Очень часто такие агрегаты можно встретить в местах, где торгуют запчастями б/у. В Европе или США такую технологию практически не используют.

Repaired («отремонтированные») – это приблизительно тоже самое, что и предыдущая группа, но в этом случае новые комплектующие не применяются совсем, т. е. для сборки рабочего агрегата используются исправные детали с других аналогичных узлов. Т.е. из двух-трех неисправных агрегатов комплектуется один, но рабочий. Это такой типичный вариант восстановления «по-гаражному». О гарантии тут и речи быть не может, но некоторые мастера, для поддержания своего престижа, могут дать вам две-три недели под честное слово.

Used («бывшие в употреблении») – название здесь уже само говорит за себя. Это детали и агрегаты, снятые на авторазборках с неисправных, разбитых, а иногда и просто краденых автомобилей. Покупая такой агрегат, вы получаете «кота в мешке», т. к. сколько он протянет, и рабочий ли он вообще не знает никто. Если повезет, вы можете получить хорошую деталь за вполне умеренные деньги. Гарантии тут конечно никакой нет. Максимум вам дадут 2-3 дня для проверки работоспособности.

Вот, пожалуй, и вся классификация. Вполне очевиден факт, что чем качественнее технология восстановления, тем надежнее и долговечнее «возрожденная» деталь.

Теперь, понимая какие разновидности восстановления существуют, стоит поговорить о тех мифах, которые окружают эту тему.

  • Первый и самый распространенный: выгоднее купить китайский аналог, чем использовать восстановленную деталь.

Здесь конечно все относительно. Все зависит от того, что и с чем сравнивать. Что касается китайских производителей автозапчастей, тут тоже не все так однозначно. В Китае есть фирмы, которые с успехом работают на мировом рынке. Качество и надежность их продукции соответствует всем мировым стандартам и ничуть не уступает европейским или американским производителям. Их цены не намного ниже западных аналогов и вполне сопоставимы со стоимостью запчастей восстановленных по промышленной технологии.  Главное здесь не промахнуться в выборе. Но разобраться в таких делах под силу только специалисту, хорошо знающему китайскую продукцию.  

Другое же производство, попросту называемое «контрафактным», в особых комментариях не нуждается. Это чистые подделки, несоответствующие не только никаким нормам, но и характеристикам. Зачастую именно они упаковываются аналогично мировых производителей, но не имеют никаких специальных маркировок. Главный козырь таких деталей – доступная цена. Если вы рискуете пользоваться такой продукцией, то лучше готовьтесь к сюрпризам заранее.

  • Второе, не менее распространенное убеждение: восстановленные детали всегда хуже новых.

Это конечно справедливо, но лишь отчасти. Если восстановление проходило промышленным способом, то жаловаться на качество и надежность такого агрегата вам вряд ли придется. К тому же есть отличная возможность сэкономить, ведь новый узел, а тем более «фирменный» обойдется вам гораздо дороже восстановленного. Главное в этом случае убедится, что к вам попал действительно заводской сертифицированный агрегат, а не местный «ширпотреб».

Кстати, как уже говорилось, в Европе к процессу восстановления относятся очень серьезно. Здесь взято в систему забирать вышедшие из строя узлы и агрегаты прямо из мастерских и отправлять на предприятия для восстановления. Уже на месте специалисты решают, подлежит ли данная деталь восстановлению или нет. Годные экземпляры чистятся, сортируются и готовятся к повторному использованию, «неликвид» – на переплавку.

Иногда восстановленные узлы импортируются совместно с новыми. В этом нет ничего удивительного, ведь они прошли все необходимые тесты и завод отвечает за их качество, гарантируя срок эксплуатации ничуть не меньший, чем у новых блоков.

  • Третье – восстановленные запчасти не пользуются популярностью у автомобилистов.

Это не так. Практика показывает обратное, как утверждают специалисты сервисов, одних только восстановленных стартеров для иномарок  (читать отремонтированных) реализуется почти в три  раза больше, чем новых. В зависимости от агрегата на восстановленные детали дается гарантия от шести месяцев до года (т.е. почти такая же, как на новые), а цена по сравнению с новой аналогичной деталью ниже на 20-50%. В условиях нашей экономической ситуации – аргумент веский.

  • Миф четвертый: отремонтировать агрегат обходится дешевле, чем восстановить.

По сути, ремонт мало чем отличается от восстановления. В том и другом случае, если конечно они оба выполняются на достаточно высоком профессиональном уровне, необходима полная разборка агрегата, чистка, диагностика и дефектовка всех комплектующих с заменой их, в случае необходимости, на новые. Но замена уже собранного и проверенного агрегата технологически проще, чем его ремонт и к тому же требует меньших трудозатрат. А это значит, что сама замена может обойтись автовладельцу дешевле, да и с меньшей потерей времени. Вопрос лишь в том, что поставки настоящих восстановленных агрегатов к нам пока весьма не значительны, да и сервисы не очень хотят с ними работать, но я думаю, время это изменит.

  • Миф пятый: восстановленные детали идеально подходят для подержанных автомобилей.

Этот миф культивируется не столько автомобилистами, сколько самими реализаторами восстановленных запчастей. В принципе все логично, для двигателя, который уже имеет достаточный срок эксплуатации, восстановленная деталь как бы своя «родная», т.к. тоже уже была в работе и не нуждается в «притирке». Но если говорить о заводском восстановлении, при котором старым остается только корпус (да и тот чистится «до бела»), все эти аргументы разлетаются в пух и прах. Любой мастер вам скажет, что идеальным вариантом для любой машины является использование новой детали, но насколько это бывает экономически оправдано?.. 

Другое дело, что найти новые детали к некоторым автоэкземплярам, ездящим по нашим дорогам, порой практически невозможно. И тогда становится дилемма: брать восстановленную, или идти на авторазборку. Если с восстановленным агрегатом все более или менее понятно, то разборка - это чистая лотерея, и не факт, что удача будет на вашей стороне.

  • И последнее, восстановление автозапчастей благоприятно влияет на экологию.

Если говорить в глобальном смысле, то это без сомнения так. Экономия ресурсов, снижение энергозатрат, применение современных технологий, утилизация некондиционных узлов и деталей – все это благоприятно сказывается на окружающей среде. В развитых странах проблема экологии стоит на одном из важных мест. Нам пока говорить об этом рановато, т. к. в стране есть достаточно много других более жизненно важных проблем, но мысль о том, что, приобретая восстановленную деталь, вы вносите свой вклад в сохранение нашей планеты, должна греть вам душу.

В заключение хочется сказать, что такой процесс как производственное восстановление запчастей у нас в стране на данный момент практически не налажен, а экспорт их из других стран не может не сказаться на их цене. Но перспективы для развития такого бизнеса в Украине все-таки есть. Тому подтверждение сотни мелких предприятий, проводящих ремонт и восстановление узлов и деталей на уровне слесарных мастерских. Остается лишь надеяться, что внедрение у нас новых технологий будет идти быстрее, чем будут стареть наши машины. 


Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь