статьи   

07.07.2011 (№ 21) Компас потребителя

Заботы о прохладе…




-

В жаркие летние дни, когда столбик термометра превышает отметку «плюс тридцать пять в тени», для комфортной поездки в автомобиле обязательно необходим кондиционер. А что же нужно делать для того, чтобы, нажав кнопку кондиционера, вы ощутили приятную прохладу в салоне вашего железного коня, а не никому не нужное шипение и запах сырости?..

Ни для кого не секрет, что система кондиционирование воздуха в автомобиле, состоящая из нескольких компонентов, требует определенного ухода. Безусловно, накануне сезона необходимо, чтобы ее проверил специалист с целью своевременного обнаружения и устранения неисправностей в работе. Хотя отдельные самые простые меры по сохранению работоспособности весьма недешевых узлов кондиционера или климат-контроля можно проделывать и самостоятельно. Что ж давайте попытаемся разобраться, что необходимо делать, чтобы автомобильные охладители воздуха служили как можно дольше…

Первый узел, которому стоит уделить внимание – это радиатор-конденсор. Он чаще всего расположен в моторном отсеке впереди радиатора системы охлаждения мотора. Посему в теплое время года конденсор часто забивается, например насекомыми, тополиным пухом, сухими листьями, а это может привести к ухудшению теплообмена и повышению нагрузки на компрессор. Зимой тоже имеется опасность в виде дорожной соли, которая, попадая на радиатор кондиционера, начинает разъедать его поверхность, в итоге возможна разгерметизация и потеря хладагента.

Поэтому радиатор-конденсору необходим особый уход: обязательно перед началом сезона эксплуатации его необходимо чистить (и желательно с обеих сторон), например, слабой струей воды или одежной щеткой. Но помните, металл данного узла очень тонкий, и в нем могут образовываться невидимые глазу микротрещины от механического воздействия или коррозии. Также необходимо знать, что конденсор может быть уязвим и от отлетающих из-под колес впередиидущей машины веточек и камушков. Если ваш радиатор уже можно отнести к группе «состарившихся», то его лучше всего заменить, ну а если данная деталь не так уж много проработала, то пробоину можно попробовать заварить. И еще позвольте дать вам небольшой, но весьма дельный совет: установите перед конденсором мелкую сетку – это облегчит очистку от пуха и насекомых, а также защитит от мелких механических повреждений.

Особого ухода требует также и радиатор-испаритель (теплообменник), который спрятан под торпедо. Он весьма уязвим для коррозии (это касается тех моделей автомобилей, которые лишены салонного воздушного фильтра). Попадая на испаритель, пыль и мелкий мусор собирают влагу, которая в свою очередь способствует процессу разрушения металла. Но это еще не все… Данная влажная среда – это рассадник микробов и плесени, которые и являются причиной неприятного запаха в салоне автомобиля. Чтобы избавиться от этого запаха, необходима ультразвуковая биологическая читка испарителя и прилегающих воздуховодов. Эта процедура проводить с помощью специального аппарата, который способен превращать моющее средство в пар, подавая его в систему при включенной рециркуляции воздуха. Помимо того, что «пахнущие» микробы в ходе данной процедуры будут нейтрализованы, еще на внутренней поверхности деталей создается специальная пленка, препятствующая появлению новой плесени в течение года. Отметим, что данная процедура не из дешевых – ее стоимость около 400-500 грн. Если вы не в состоянии выделить такие деньги на ультразвуковую читку, то можно применить иной способ – аэрозольный баллончик, стоимость которого от 100 до 150 грн и провести чистку самостоятельно. Содержимое данного баллончика подается по рубке к испарителю, тем самым очищая его.

Самым сложным узлом системы кондиционирования является компрессор. Он расположен под капотом на двигателе, и его основная задача – это перекачивать хладагент, создавая в системе необходимое давление. В данном узле чаще всего изнашивается поршневая группа, а это влечет за собой снижение эффективности охлаждения воздуха и может привести к заклиниванию прибора с последующим обрывом ремня привода навесного оборудования. Кроме того довольно часто встречается нарушение уплотнения в местах стыка частей корпуса и выхода вала. По этой причине происходит постепенная утечка хладагента, и соответственно система начинает терять свою эффективность -  не исключен и полный отказ работы. Еще одним слабым местом является шкив привода компрессора. В нем изнашивается подшипник (об этом свидетельствует постоянное гудение) и отказывает электромагнитная муфта включения (кондиционер не включается). Данные детали подлежат замене.

Все компоненты системы кондиционирования соединяют между собой трубопроводы. Они расположены в основном под капотом, частично – в салоне автомобиля. Данные магистрали тянутся иногда и под днищем кузова, например у внедорожников и минивэнов со вторым испарителем в задней части салона. Вот именно эти металлические трубки чаще всего и приходят в негодность, так как на зимних дорогах на них попадает соль, и как следствие - их съедает коррозия. Такие поврежденные трубопроводы специалисты советуют заменить на более долговечные резиновые шланги, нежели заниматься их пайкой. Также помните, что эластичные уплотнения соединительных штуцеров могут пересохнуть и потерять герметичность, если они продолжительный период времени не орошаются маслом вместе с хладагентом, который циркулирует по системе. Посему рекомендуем независимо от температуры окружающей среды и времени года каждые две-три недели ненадолго включать кондиционер.

О том, что менять фильтр-осушитель нужно в идеале один раз в два сезона знают не многие владельцы автомобилей. Данная деталь необходима для удаления избытка воды из системы кондиционирования. Фильтр-осушитель представляет собой емкость с гранулами силикагеля, способными собирать в себя влагу. О данном устройстве вспоминают очень редко, а данный фильтр, переполняясь влагой, забивает магистраль, тем самым расстраивая нормальную циркуляцию хладагента, повышая его давление и нарушая всю работоспособность кондиционера. Помните, у «емкости» гранул имеется свой определенный предел, и как любой другой фильтр, осушитель также необходимо периодически менять.

Теперь, думаем, самое время четко разобраться в необходимости проведения диагностики системы кондиционирования автомобиля… Данный процесс включает в себя, во-первых, проверку работоспособности, во-вторых, параметры давления и также выявление утечек хладагента. При полностью исправной системе кондиционирования температура воздуха на выходе из дефлекторов не превышает 8-10 градусов по Цельсию. Что касается давления хладагента в низком и высоком контурах, то оно определяется парой манометров: если давление ниже нормы, то это может свидетельствовать о поломке компрессора либо же часть рабочей жидкости улетучилась. Утечка может происходить через неплотности, которые вызваны естественным повреждением магистралей, коррозией деталей, изнашиванием и старение материалов уплотнений (сальников, втулок). Места утечки можно определить по следам потения на деталях, которые оставлены маслом, содержащимся в хладагенте. В процессе диагностики специалисты добавляют в хладагент специальный краситель, который светится в лучах ультрафиолетовой лампы. Проводить регулярный профилактический осмотр у современных автомобилей необходимо, так как компрессор их климатической установки работает постоянно и поэтому компоненты системы изнашиваются намного быстрее. На специализированных СТО для диагностики и заправки системы кондиционирования и климат-контроля очень часто применяют специальные стенды. Эта установка автоматически определяет количество хладагента и масла в системе, способна вакуумировать ее и заправить необходимое количество упомянутых выше компонентов.  

 

Подготовил Евгений Рейсер.

 

 

Кстати…

Что необходимо делать, чтобы не простудиться от использования кондиционера в автомобиле.

По заверениям медиков, самым безопасным для здоровья человека мгновенный перепад температуры воздуха должен составлять 3-5 градусов. Посему, при частом и быстром переключении «жара-прохлада» (а это происходит, когда, например на улице пекло и на термометре 35 градусов в тени, а в помещении или в автомобиле благодаря эффективной работе кондиционеров температура воздуха 20-23 градуса) организм человека испытывает огромный стресс, последствиями которого оказываются разного рода простудные заболевания. Хотя избежать таких неприятностей, или же свести их к минимуму можно – просто необходимо соблюдать простые правила…

Зайдя в помещение или сев в автомобиль, не включайте кондиционер сразу на полную мощность (16-18 градусов), начните постепенно снижать температуру (вначале установите ее на отметке 25-26 градусов, а затем через 15-20 минут прибавляйте «холод»). Хотя, думаем, при тридцатипятиградусной жаре на улице, температуры 24-25 в салоне вполне достаточно, чтобы ощутить прохладу. Да к тому же помните, даже самые навороченные системы климат-контроля могут ошибаться и создавать в салоне температуру немного ниже той, что указана вами в настройках.

Думаем, необходимо отметить тот факт, что наиболее оптимальной для жизнедеятельности человека и самой лучшей для сохранения здоровья считается температура окружающей среды в +22-24 градуса по Цельсию (при нормальной влажности).

Включив кондиционер, обязательно закройте окна. В противном случае получается «двойной сквозняк», а он для здоровья, понятное дело, не полезен. Да и такая эксплуатация кондиционера неправильна чисто с технической точки зрения: ведь кондиционер рассчитан на определенный объем салона автомобиля, а когда он начинает еще охлаждать воздух «за бортом», то система подвергается повышенной нагрузке и может попросту выйти из строя.

Не направляйте струю холодного воздуха, который выходит из решетки обдува себе в лицо. Лучше всего переведите обдув немного в сторону.

 Обязательно вовремя проводите замену воздушного фильтра, и раз в сезон делайте санацию системы кондиционера. Многие автовладельцы этого не делают, считая, что если система кондиционирования работает, то значит все в порядке. А ведь в воздушных каналах кондиционера скапливаются различные микроорганизмы, которые и могут стать причиной острого респираторного заболевания, либо же помогут спровоцировать его.

И еще несколько полезных советов:

  • После долгой стоянки автомобиля на солнце, чтобы быстро охладить салон вашего железного коня вначале откройте все окна и проветрите салон несколько минут. Затем поставьте режим рециркуляции «только салон» и включите кондиционер на полную мощность примерно на 5-6 минут. После чего переведите рециркуляцию в режим «внешний» и выставляйте необходимую температуру.
  • При продолжительной стоянке под солнцем в знойную погоду с работающим внутри на полную мощность кондиционером стекла машины могут попросту треснуть. Причина проста - тепловое напряжение вследствие сильной разницы температур.
  • Обязательно следите за шкалой температуры двигателя. При длительной и медленной езде в городских пробках, система климат-контроля и охлаждения двигателя испытывают весьма повышенные нагрузки.
  • Поддерживайте чистоту радиатора кондиционера.

 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь