статьи   

23.12.2008 (№ 49) Автохронограф

Техосмотр: что нового?




-

Безопасность движения на дорогах во многом зависит от состояния технического «здоровья» вашего автомобиля. Определит его процедура техосмотра, обязательная для всех...

 

Мировая статистика гласит: в 15 % случаев главной причиной ДТП являются технические неполадки. И хотя в Украине их доля всего 3-4 %, это вовсе не означает, что наши машины ухоженнее. По данным последних двух месяцев, уважение водителей к ПДД возросло прямо пропорционально размеру новых штрафов за их нарушение. В результате ДТП у нас стало намного меньше. Но аварии на дорогах зависят от многих причин.

 

Сейчас постсоветские государства, перенимая европейский опыт, вводят практику проведения техосмотра не только на станциях ГАИ, но и на частных СТО. Не осталась в стороне и Украина. Все больше автомобилей проверяется на станциях со спецоборудованием на предмет исправности, а значит, безопасности для всех участников дорожного движения.

 

Для сохранения гарантийных обязательств автопроизводителей техосмотр должен проходить в их сервисах по графику, который зависит от пробега или времени эксплуатации автомобиля. Увеличение пробега никак не влияет на суть ТО. Внеплановый осмотр может быть вызван только необходимостью диагностики и ремонта возникших неисправностей. Не секрет, что процедура прохождения техосмотра не вызывает бурной радости у водителей, но, грамотно к ней подготовившись, вы сведете возможные неприятности к минимуму.

 

1. Купите новый огнетушитель объемом не менее 2-х литров, если у вашего истек срок годности.

2. Проверьте аптечку. Все лекарства должны быть в наличии и годны к использованию.

3. При необходимости отрегулируйте СО и СН вашего автомобиля.

4. По установленным производителем нормам должен быть отрегулирован люфт руля.

5. В машине не должно быть ржавых деталей — все, что за год подверглось коррозии, необходимо покрасить или заменить.

6. Всю необходимую комплектацию (аптечку, знак аварийной остановки, огнетушитель).

7. Не забудьте вымыть машину — снаружи, внутри, колеса и двигатель, номера двигателя и кузова.

 

Первым делом инспекторы проверят наличие и соответствие требованиям аптечки, знака аварийной остановки, замков дверей, огнетушителя, стекол и зеркал заднего вида, обогрева и обдува ветрового стекла, стеклоочистителей и стеклоомывателей, грязезащитных фартуков и ремней безопасности, противосолнечных козырьков, тягово-сцепного устройства, сидений, звукового сигнала, у автобусов и грузовиков — наличие противооткатных упоров.

 

Второй этап — обследование токсичности выхлопов. К «старичкам» до 1986 года выпуска ГОСТ относится очень лояльно, и проверка идет в режиме холостого хода на содержание СО, которое не должно превышать 4,5 %. Если ваш железный конь моложе, но не оснащен нейтрализатором, то его проверят на СО и СН в двух режимах — на холостом ходу и при повышенных оборотах.

Следующая стадия — ревизия тормозной системы. Согласно ГОСТу, проверяются герметичность тормозных шлангов, общая удельная тормозная сила, усилие на органах управления, коэффициент неравномерности тормозных сил колес осей, система сигнализации тормозного привода.

 

Контроль рулевого управления включает в себя проверку гидроусилителя руля (при его наличии), суммарного люфта в рулевом управлении, зазоров в соединениях деталей, оплетку рулевого колеса и отсутствия заеданий или рывков при вращении рулевого колеса.

Далее проверяются двигатель и его системы, содержание в выбросах вредных веществ, герметичность систем питания и выпуска отработанных газов.

 

Затем определяется состояние колес — дисков и шин, давление воздуха и высоты рисунка протектора, состояние рамы, крепление карданной передачи, люфтов в шаровых опорах, состояние рессор. Если осмотр проводится зимой, вас могут попросить снять шипованную резину. Прямого запрета на «зимнюю обувку» нет, но инструкция предусматривает прохождение испытания без шипов.

 

Проверяется и все светосигнальное оборудование — фары, направление светового пучка, режим работы, сила света, сигнализаторы выключения.

Если есть неисправности, то прежде чем ехать к инспекторам, необходимо провести ТО в автосервисе, где все эти изъяны будут устранены, и вы получите соответствующий документ.

 

Для прохождения техосмотра вам понадобятся:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность владельца автомобиля.

2. Водительское удостоверение на право управления данным ТС.

3. Медицинская справка установленного образца (действует в течение 3-х лет со дня получения).

4. Действующий страховой полис ОСАГО.

5. Свидетельство о регистрации ТС.

6. Документ, удостоверяющий право владения или распоряжения автомобилем.

7. Если на автомобиль установлены спецсигналы — звуковые или световые, нанесена реклама, на стеклах тонировка, а на капоте рисунок — на все это нужны разрешения. При их отсутствии автомобиль к эксплуатации не допускается.

8. Квитанции об оплате налога на автомобиль и за проведение ТО (или документ, удостоверяющий право на льготы об освобождении от налога).

 

При соблюдении всех перечисленных требований у вас не должно возникнуть никаких проблем.

Однако скоро надо ожидать некоторых изменений. В июле этого года Кабинет Министров Украины принял два новых постановления: №606 от 09.07.2008 г. «Об утверждении Порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств» и №607 от 09.07.2008 г. «Об утверждении Порядка предоставления субъектам хозяйствования полномочий на проведение проверок технического состояния колесных транспортных средств во время государственного технического осмотра».

 

Первое постановление вступает в законную силу с января 2009 года. Согласно ему, проверкой техсостояния автотранспорта смогут заниматься фирменные или специализированные станции диагностики, имеющие соответствующее оборудование и получившие полномочия от ГАИ. В компетенции ГАИ осталась проверка правомерности эксплуатации ТС, уплаты владельцами транспортного сбора и штрафов за административные нарушения ПДД и др.

Именно ГАИ — конечная структура, которая после всех необходимых проверок выдает талон о прохождении ТО.

 

За комментариями мы обратились к подполковнику милиции, начальнику отдела автотехнической инспекции Управления ГАИ, Главного Управления МВД в Харьковской области, Валерию Николаевичу Бондаренко.

 

— Валерий Николаевич, украинских автомобилистов очень интересует: что год грядущий им готовит?

— 9 июля Кабмин Украины утвердил новый порядок прохождения технического осмотра. Суть его — в комплексном подходе к этой процедуре. Теперь, помимо вопросов, так сказать, к машине (кому она принадлежит, соответствует ли ГОСТам и пр.), будут заданы вопросы и самому владельцу транспортного средства, прибывшему на техосмотр (к примеру, уплачены ли им штрафы за нарушение ПДД, имеются ли иные прегрешения в контексте действующего законодательства и т.п.).

 

Согласно последнему постановлению Кабмина, право на проверку технического состояния принадлежит субъектам хозяйствования. Т. е. владелец авто или лицо, имеющее право им управлять, приезжает на техосмотр в органы ГАИ со всеми необходимыми документами, с протоколом технического состояния или справкой о том, что машина прошла технический контроль на станции, аккредитованной в органах ГАИ. Пройти техконтроль автовладелец может по всей территории Украины на соответствующих станциях или приехать по адресу регистрации для прохождения техосмотра. Он обязан предъявить свидетельство о регистрации ТС, страховку, медицинскую справку и ряд других документов — все будет вноситься в карточку учета прохождения ТО. Туда же будет внесен и протокол технического состояния, полученный на СТО.

 

Кстати, проверку техсостояния по-прежнему можно будет пройти и на станциях диагностики ГАИ — при условии, что они также будут уполномочены на проведение данных мероприятий. По новым правилам, техосмотр новых автомобилей будет проводиться Госавтоинспекцией без проверки их технического состояния. Соответственно им будет выдаваться талон ТО сроком на 2 года, и первый раз проверят их техсостояние только спустя два года.

 

Талон техосмотра будут изымать в случае механического повреждения ТС, если оно угрожает безопасности движения, например, после аварии, а также при выявлении неисправностей, при которых эксплуатация запрещается. Работники ГАИ не выдадут талон техосмотра даже на полностью исправное ТС, если владелец не расплатился со штрафами.

 

— Какие требования предъявляются сегодня к аккредитованным станциям?

— Аккредитуются лишь те станции, которые сами изъявят желание участвовать в этом виде деятельности. Им предстоит получить соответствующие полномочия и запастись необходимым оборудованием. Сотрудники должны иметь не просто среднетехническое образование, а желательно с автомобильным уклоном.

При соблюдении всех этих условий территориальная комиссия, в состав которой входят Минтранс, ГАИ, «Госпотребстандарт», после надлежащего обследования СТО выносит заключение о возможности предоставления полномочий на проверку техсостояния при государственном ТО.

 

— Можно надеяться, что эти нововведения помогут изменить к лучшему ситуацию на дорогах?

— На мой взгляд, задумка неплохая. Несомненно, это шаг вперед. Ушли в прошлое времена, когда госавтоинспектор выходил с зеркальцем в руке, чтобы визуально осмотреть автомобиль, не углубляясь в «самочувствие» того или иного агрегата. Некоторым водителям было даже смешно: у меня, мол, иномарка, а вы смотрите в зеркальце на рычаги и узлы да еще хотите доказать, что авто технически неисправно. Теперь инспектор ГАИ получит вердикт СТО, которая и будет нести полную ответственность за исправность или неисправность вашего автомобиля.

 

— Насколько вероятно, что такой вердикт станет гарантом безопасности для участников движения?

— Наверное, так ставить вопрос еще рано. Ведь тут задействовано столько всяких факторов — от человеческого до чисто технических. Есть, например, такое понятие, как усталость металла. Кто возьмется определить ее уровень? Думаю, что в каждом отдельном эпизоде исходить следует, прежде всего, из правовых норм. В случае ДТП или других неприятных обстоятельств места и образа действий будем обязательно выяснять, кто проводил техосмотр, кто выдавал протокол технического состояния, детально разберемся, насколько поверхностным был техосмотр, повлияла ли данная техническая неисправность на конкретную ситуацию или это просто печальное стечение обстоятельств.

 

— В связи с этим представляется уместным такой вопрос: существуют ли проблемы с самими средствами диагностики и прочим оборудованием?

— Проблем и каких-то особых сложностей здесь абсолютно нет. Думаю, что любой уважающий себя водитель не прочь хотя бы раз в два года получить исчерпывающую информацию о состоянии здоровья своего авто. Сейчас и скоростные режимы не сравнить с веком минувшим, и интенсивность движения настолько насыщенна, что лучше знать о себе побольше и поточнее, нежели надеяться на авось.

 

— Расскажите, пожалуйста, о новых сроках прохождения технического осмотра.

— Два раза в год техосмотр будут проходить ТС, предназначенные для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более девяти (с местом водителя включительно), и спецсредства для перевозки опасных грузов.

Раз в год — ТС для перевозки грузов с максимально допустимой массой свыше 3,5 т, а также специализированные ТС: автокраны, такси, машины скорой помощи, пожарной охраны и т. д.

 

Раз в два года — ТС для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более девяти (с местом водителя включительно) и для перевозки грузов с максимально допустимой массой до 3,5 т, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства в следующем порядке: в год, оканчивающийся нечетной цифрой — ТС, последняя цифра г. в. которых нечетная, в год, оканчивающийся четной цифрой и нулем — ТС, последняя цифра г. в. которых четная или ноль.

Допускается проведение ТО прицепов, прицепов-роспусков и полуприцепов, независимо от года их выпуска, одновременно с тягачом.

 

С 15 января по 15 декабря — для ТС, техосмотр которых проводится раз в два года или раз в год, с 15 января по 30 июня и с 1 июля по 15 декабря — для которых ТО обязателен два раза в год. В талоне будет указана дата прохождения и окончания осмотра. Водитель должен подготовить к этому моменту и свои документы, и транспортное средство. Если, к примеру, в нынешнем году автовладелец, как и полагается, прошел ТО до 31 июля, то через два года он сможет предоставить свое ТС на технический экзамен также не позже июля, но никак не до 15 декабря.

 

— А как решаются проблемы техосмотра за рубежом?

— По-разному. В некоторых странах отсутствие страховки влечет за собой и проверку технической исправности автомобиля, что может привести даже к запрещению его эксплуатации. А вообще техническое состояние транспортного средства идет как бы вторым эшелоном. Я считаю, что наши отнюдь не драконовские строгости в этом плане работают только на благо водителя и пешехода. Никто не ставит целью измучить автомобилиста процедурой техосмотра, цель в другом — сделать ее прозрачной, удобной и даже в определенном смысле желанной!

 

— Коснемся и правового поля — много ли еще остается в нем «белых пятен», юридически не проясненных ситуаций?

— Если вести речь об административном законодательстве, то, думаю, здесь еще можно поспорить по некоторым пунктам. Что же касается выяснения техсостояния транспортного средства, то в этой сфере все более-менее разложено по полочкам: и этапы прохождения осмотра, и перечень потребных документов, и возможные вопросы к водителю — все известно. Отсутствие страхового полиса несет за собой административное наказание, так же, как и отсутствие свидетельства о регистрации ТС с отметкой о праве совместной собственности, подчеркиваю — свидетельства, а не доверенности. Проверка техсостояния ТС, наличия необходимых документов, в том числе и страховки, — все это как было раньше, так и остается сегодня, практически ничего не добавляется, только некоторые позиции ужесточаются в отношении проверяемых и проверяющих, как, например, дополнительная проверка уплаты ранее наложенных штрафов.

 

— А что интересного скажет нам статистика — в частности, по автопарку?

— Число автомобилей в области постоянно растет — приблизительно на 15-20 тысяч ежегодно. В настоящее время на Харьковщине зарегистрировано почти 545 тыс. авто, принадлежащих юр. и физ. лицам. Да плюс к этому транзит, который тоже по своим объемам на месте не стоит.

 

Наш бич в том, что многие водители до сих пор не избавились от устаревшего стереотипа: обойти как-нибудь стороной техосмотр: авось, проскочу! Но такой подход чреват ДТП и другими огорчительными непредвиденностями. Владельцы авто должны знать, что если в течение пяти и более лет они не проходили техосмотр, то, согласно вышеупомянутому постановлению Кабмина, их просто снимут с учета, в принудительном, так сказать, порядке. Ничего хорошего это не даст. Если, например, в дальнейшем, такой водитель захочет продать свою машину, у него непременно возникнут проблемы.

 

— И в заключение — какой вы хотели бы видеть интересующую нас процедуру в идеале?

— Мы делаем все для того, чтобы упорядочить, улучшить, гармонизировать всю технологическую цепочку: водитель — ГАИ — СТО. Регулярно проводим совещания с участием перевозчиков, руководителей предприятий, хозяйственников. Но в конечном итоге все решает самосознательность водителя. Он должен знать: все наши старания сводятся к одному — чтобы не было аварий на дорогах, а значит, и человеческих жертв. Поэтому мы, работники ГАИ, очень рассчитываем на понимание людей, которые сидят за рулем автомобиля или мотоцикла. Успех всех наших усилий зависит от них, от их, как было принято когда-то говорить, высокой сознательности. В идеале она должна быть стопроцентной!

Лидия Шабельская



Комментарии: обновить

22.01.2009 4:38:01
Роман
Ну чё теперь всем жопа,давайте может просто каждый месяц будем все проходить техосмотр,потому что с такими требованиями ни одна машина не пройдёт осмотр,даже новая(кроме машин сотрудников ГАИ и их родственников).А если поехать на СТО то за такую диагностику и ремонт можно без штанов остаться.Они на европу смотрят, лучшеб посмотрели на чём ездят они, а на чём простой народ и после этого уже поднимали штрафы и требования при прохождении техосмотра.
 
 
22.01.2009 12:03:28
егорка
жопа - это не то слово! я бы это назвал пиром вовремя "чумы" (читай кризиса). вместо того, чтобы как то простимулировать законопослушных граждан, они всех их гонят в тень. Заставляют придумывать различные отмазки. а в результате появляются "разводные" статьи , типа "как себя вести если вас остановил ГАец". хотя ни в одном коментарии не говорится, о том, а имел ли право вообще останавливать, и сколько ГАйцов понесло ответственнсть за безпричинную
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь