статьи   

11.07.2011 (№ 22) Советы бывалого

Автомобильная пробка. Инструкция по выживанию




-

Термин «пробка» уже давно перекачивал из разряда столовых предметов в группу автодорожных бедствий. И как в любой экстремальной ситуации, нужно хорошо понимать, как себя вести в заторе, чтобы не только сохранить свое здоровье, нервы и автомобиль, но и по возможности использовать это выдавшееся время себе на пользу. Вот вам, в некотором роде, инструкция по выживанию в автомобильной пробке.

Итак, поговорим для начала, по каким причинам возникают автомобильные пробки. Обстоятельств тут может быть несколько: недостаточная ширина проезжей части на участке, аварийные ситуации, неправильная парковка автомобилей, ремонт дорожного полотна, большой поток автомобилей в час-пик и т. п. Но как ни крути все они, по большому счету, обусловлены некорректным, а иногда просто неправильным поведением водителей за рулем автомобиля.

Я думаю, многим приходилось наблюдать как какой-нибудь лихач, перестраиваясь с полосы на полосу, выезжая на тротуар или «встречку», пытается обогнать время. Как правило, такая горячка через три-четыре перекрестка заканчиваются тривиальной аварией.зпытается обогнать время.аблюдать как какой-нибудь лихач перескакивая с полосы на полосу поведением водителей за рулем автомоби Но, к большому сожалению, чужие ошибки не производят должного эффекта и «шумахеров» (впрочем, как и проблем от них) на наших дорогах меньше не становится.

 

Сколько стоят «пробки»

Впервые о проблемах ущерба от простоя в дорожных заторах задумались еще в 70-х годах, когда о таких явлениях в Союзе еще даже не задумывались. На Западе сделать это намного проще, т. к. большинство дорог оборудовано специальными датчиками и камерами видеонаблюдения. Результаты оказались удручающими...

У нас, разумеется, такими подсчетами никто не занимался, а вот  российские специалисты уже высчитали, что простой автомобилей на дорогах «Всея Руси» обходится примерно в 4% валового внутреннего продукта страны. А если говорить о крупных городах, таких как Москва, то цифры там выше общегосударственных в несколько раз.

Откуда берется такая большая цифра, спросите вы. На самом деле все просто – она складывается из нескольких составляющих. Начнем с расходов на бензин. Как правило, водители даже стоя в пробке, не глушат двигатель. Это оборачивается в два три литра бензина переработанного впустую. Второй не маловажный аспект, это удорожание эксплуатации автомобиля. Он в принципе создан для скоростного передвижения, а значит на это настроены и система охлаждения, подвеска да и сам двигатель. Ползти небольшими рывками или вообще стоять «под парами» для него не нормально, а значит нагрузка на узлы и детали больше, а износ значительнее. К тому же не секрет, что с каждым годом автомобиль теряет примерно 10-12% своей первоначальной стоимости, это означает что ежедневное стояние в пробке только «льет воду на мельницу» его обесценивания.  

Не нужно забывать и крылатую фразу – «время - это деньги». Т.е. стоя пробке в рабочее время, вы уже условно тратите деньги. Если вы наемный рабочий или госслужащий, то деньги, конечно, не ваши (хотя и это тоже вполне существенно). Если же вы бизнесмен, то потери касаются напрямую вашего кошелька. Я уже не говорю об убытках, связанных с сорванными деловыми встречами, переговорами и опозданиями.

Нельзя не вспомнить и про экологию. По загазованности атмосферы мы конечно еще не входим в список стран с критическим состоянием дел, но у нас еще все впереди. Достаточно сказать, сто согласно цифрам Госкомстата, каждый год в атмосферный воздух Украины выбрасывается более 7 млн. тонн вредоносных отходов, причем более трети выбросов производится «передвижными источниками», то есть транспортом. По сравнению с развитыми европейскими государствами, в которых вопрос борьбы за экологию уже давно является, чуть ли не первоочередной государственной заботой, наши показатели превышают их примерно в шесть раз. Комментарии излишни, но на этом список ущерба не заканчивается.

Дорожные заторы препятствуют передвижению специального транспорта. Это и задержки с вывозом мусора, и опоздание экстренной медицинской помощи, и несвоевременное прибытие пожарных машин. Посчитать точно, чем это оборачивается для нас, простых смертных, и для государства - сложно, но результат вполне очевиден.

Добавьте сюда еще рост количества ДТП, стрессы и множество других мелких неприятностей, которые, сливаясь в одно большое море, и формируют серьезную государственную проблему. И сама она, увы, не решится…

 

Итак, начнем с того, что рассмотрим ряд ситуаций, в которые попадает водитель, оказавшись в автомобильной пробке.

 

  • Двигаемся вперед

Если вы уже попали в пробку и вырваться из нее нет никакой возможности, первым делом нужно успокоиться и настроиться на предстоящую монотонность движения. Без особой нужды не перестраивайтесь и не выезжайте на встречную полосу движения – двигайтесь в своем потоке. Внимательно оцените ситуацию вокруг себя. К группе риска сразу отнесите водителей маршруток, «чайников» со значком «У» на стекле, иногородние машины и девушек за рулем. Постарайтесь не лезть им под колеса и не провоцировать их на неадекватные действия. Если дорога пошла вверх, создайте между собой и идущей впереди машиной дистанцию на три четверти кузова автомобиля. Если впереди вас неопытный водитель, то не исключено, что при попытке тронуться вперед он может откатиться назад. Старайтесь двигаться плавно, легко нажимая на педаль тормоза, так чтобы стоп-сигнал мог сработать.

Если вы все-таки приняли решение выбраться, развернувшись на встречную полосу, удостоверьтесь, что по той же «встречке» вас не обгоняет какой-нибудь умник. Когда убедитесь, что места для разворота достаточно и помех нет, завершите маневр.

 

  • Пытаемся перестроиться

Перестроение в пробке всегда связано с проблемами. Ну, во-первых, в связи с низкой скоростью движения дистанция между машинами сокращена до предела. А во-вторых, почти все окружающие вас «друзья по несчастью» находятся во взвинченном психологическом состоянии, и ожидать от них участия зачастую не приходится. И в-третьих, формально вы обязаны пропустить автомобиль едущий левее вас независимо от того поворачиваете вы или нет («помеха с права»). Но поворачивать все же надо, а значит, готовиться к этому маневру вам нужно заранее.  

Постарайтесь дать понять «левым» соседям, что вам необходимо перестроиться. Включите сигнал поворота, двигайтесь медленно и измените траекторию движения авто так, чтобы ближайший водитель понял, что вы просите уступить ему место. Не исключено что ни первый, ни второй водитель вам не уступит полосу. Не нервничайте и дождитесь того, кто это сделает. После того как маневр будет завершен, обязательно поблагодарите любезного водителя - мигните «аварийкой» или подымите руку в окне.

Не злоупотребляйте добротой, и перестраивайтесь только тогда, когда в этом существует крайняя необходимость.

Кстати, попытайтесь и сами быть взаимно вежливым и уступайте дорогу соседям по потоку.

 

  • Огибаем препятствие

Не менее сложным маневром в плотном автомобильном потоке является объезд препятствия. Препятствием может быть все та же причина затора: участники аварии, ремонт дороги, сломавшиеся посреди дороги машины и т. д. Если вы двигаетесь по свободной полосе, то в принципе никаких проблем нет, т.к. согласно ПДД вы не обязаны никого пропускать. Но те машины, у которых имеется на пути преграда, будут любым способом стремиться перестроиться на свободную полосу. Если долгое время уступить дорогу запертому транспорту никто не хочет, водители прибегают к жестким действиям, что не редко приводит к новым авариям.

Главное в такой ситуации быть взаимно вежливым. Если вы находитесь на свободной полосе, то притормозите и вежливо пропустите вперед одну-две машины из запертого потока. На общее время движения это практически не повлияет. Если же вы оказались перед препятствием, сдвиньтесь как можно ближе к свободной полосе и дайте понять едущим водителям, что вы хотите выехать на их полосу. Не стоит горячиться, если дорогу уступать вам никто не торопится. Во-первых, потому что по закону вы все равно будете не правы, а во-вторых, оформление нового ДТП не поможет вам быстрей добраться до места назначения. Просто подождите, пока рядом не окажется учтивый водитель, который  уступит вам дорогу.

Кстати, в станах Европы, есть на этот счет неписанное правило. Узкое место на дороге принято проезжать «елочкой», т. е. поочередно по одной машине с каждого потока. Это помогает решать проблему без лишних нервов и потери времени.  

 

  • Переезжаем перекресток

Согласно Правил дорожного движения, запрещается выезжать на перекресток, если за ним образовался затор, который принудит транспортное средство остановиться на пересечении улиц. Но как показывает практика, всегда найдется пару-тройку таких индивидуумов, которые считают, что этот закон их не касается. Поэтому через пару минут перекресток превращается в большую разнонаправленную пробку, которую «разрулить» будет крайне трудно. Поэтому если не хотите застрять на перекрестке надолго, постарайтесь быть корректным и строго придерживайтесь ПДД.

 

  • Выезжаем на главную дорогу

Если вы находитесь на второстепенной дороге, а на главной, на которую вы хотите выехать, уже образовалась пробка, то ваши шансы на успех ничтожны, поскольку  Правила требуют пропускать все транспортные средства, едущие по главной дороге.

Вклиниваться в поток «в наглую» не рекомендуется, т. к. в случае столкновения виноваты будете вы. Просто постарайтесь дождаться, когда кто-то из водителей любезно даст вам возможность выехать. Кстати, если впередиидущей машине открыли «окно», не пробуйте проскочить за ней, т. к. водитель, уступивший дорогу, может не рассчитывать на вашу прыть, и все закончится столкновением.  поток в наглую не рекомендуется, т.к. хать уже образовалась пробка, обку, которую разрулить будет крайне трудно.  добраться до

Ну, если с возможными ситуациями на дороге мы более или менее разобрались, то будет вполне уместно напомнить несколько основных правил, которые в пробке будут вам весьма полезны:

  1. Заранее спланируйте свой маршрут. Если вам предстоит дальняя дорога или движение по незнакомому городу, попытайтесь изучить маршрут заранее. Изучите все возможные ориентиры. Спросите об особенностях маршрута у бывалых водителей. Очень может оказаться полезным и GPS-навигатор. В общем, чем лучше вы изучите свой будущий путь, тем проще вам будет выпутаться из затора, если таковой попадется вам на пути.
  2. Удостоверьтесь перед выездом, что ваш автомобиль в полном порядке. Некоторым это может показаться излишней щепетильностью, но как показывает практика, именно она помогает избежать многочасовой потери времени из-за ерундовой поломки. Проверьте:

- достаточно ли у вас бензина, чтобы добраться до необходимого места;

- нормален ли уровень масла и воды;

- хорошо ли накачаны колеса и нет пробоев;

- слышаться ли посторонние шумы при запуске двигателя;

- на месте ли номерные знаки.

  1. Выезжайте заблаговременно. Если вы едите на деловую встречу или на другое мероприятие, требующее пунктуальности, выезжайте заранее. Ощущение что вы опаздываете, будет выводить вас из равновесия, заставит нервничать и действовать опрометчиво. В таком состоянии очень легко ошибиться и попасть в аварию. К тому же если поездка продолжительная, то вам просто необходимо будет делать короткие остановки, чтобы немного отдохнуть или просто утолить жажду. Помните, что всегда лучше приехать пораньше, чем трястись за рулем, переживая, что все пропало.
  2. Соблюдайте Правила дорожного движения. В плотном автомобильном потоке соблюдение ПДД есть основной заповедью. В автомобильной пробке нервы итак у всех накалены. Одно неосторожный поступок может легко привести к столкновению. Поэтому очень важно в любом случае оказаться правым. Это может вам сберечь не только свое время, но и свои деньги.
  3. Заведите для детей строгое правило не мешать вам в дороге. Монотонность движения в заторе вынуждает ребенка, находящегося в машине, искать себе дополнительные развлечения. Самая подходящая для этого кандидатура, это папа или мама, сидящая за рулем автомобиля. Но управление в пробке требует не только определенной ловкости, но и постоянного внимания. Поэтому если вы уже оказались в вялотекущем автомобильном потоке, предупредите ребенка, чтобы он вас беспокоил только в случае крайней необходимости. Кстати, для того чтобы ребенок в дороге не скучал лучше заранее запастись парой-тройкой вещей, которые помогут малышу скоротать время. Это могут быть книги, игрушки, плеер, игровая приставка и т. п.
  4. Проявляйте самообладание. Как гласит народная мудрость, нет ничего хуже, чем ждать и догонять. В этом плане автомобильная пробка – это две неприятности в одном флаконе. Очень важно в такой ситуации уметь держать себя в руках, ведь занятие трепать нервы себе и окружающим скорость движения автомобильного потока никак не увеличит. Если из-за затора у вас срываются какие-то дела, то  попытайтесь найти для их решения другие варианты. Ну, например, попросить помощника подменить тебя на деловой встрече или предупредить жену, что забрать ребенка с тенниса вовремя у тебя не получится. Главное помнить, что безвыходных ситуаций не бывает, а нервные клетки, как свидетельствуют врачи, не восстанавливаются.

Если вы по какой-либо причине выбрались из пробки во взвинченном состоянии, лучше сделайте небольшую остановку и постарайтесь успокоиться, а лишь потом продолжайте движение.

И вот еще несколько не маловажных моментов:

- к движению с места готовьтесь заблаговременно, как только увидите, что у впередиидущей машины погаснут фонари стоп-сигналов;

- двигатель нужно глушить лишь только в том случае, когда вы уверены, что с запуском проблем не будет;

- если у вас механическая коробка передач, то двигаться нужно на первой скорости, и ни в коем случае не стойте с включенной передачей и выжатым сцеплением;

- если ваш автомобиль уже имеет достаточный срок эксплуатации и перегрев двигателя для вас не новость, то необходимо включить вентилятор отопителя и максимально откройте подачу жидкости в печку. Это конечно повысит температуру в салоне, которую, кстати, можно компенсировать, открыв окна, но зато не даст движку закипеть в заторе.

 

Продолжение следует.

Подготовила Оксана Беловол.

 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь