статьи   

24.12.2008 (№ 49) В ТЕМУ

Электронный помощник водителя




-

Большинство современных автомобилей оснащаются заводом-изготовителем бортовыми компьютерами. В случае отсутствия такого устройства, его можно докупить и установить отдельно. А вот какой именно приобретать, как использовать, да и вообще для чего он нужен — это те вопросы, на которые автолюбители не всегда получают вразумительные ответы даже в специализированных магазинах или СТО.

 

Что такое бортовой компьютер автомобиля знают многие автомобилисты. Многие, но не все. Поэтому, давайте для начала разберемся, что же это за «штуковина» и для чего она вообще нужна в автомобиле.

Бортовой (или как его еще называют «маршрутный») компьютер — это устройство, которое позволяет водителю оперативно получать информацию о ряде эксплуатационных параметров. К таким параметрам, как правило, относятся: средний (иногда еще и мгновенный) расход топлива во время поездки; остаток топлива в баке в литрах, либо в километрах пробега; средняя и максимально достигнутая скорость за поездку; время поездки; расстояние, пройденное за поездку. Информацию для всех этих параметров компьютер получает от блока управления двигателем, обрабатывает и выводит на специально предусмотренный для этого дисплей. Думаю, что любой водитель согласится с тем, что контроль большинства перечисленных параметров в поездках совсем нелишний. А стало быть, и польза от бортового компьютера тоже становится очевидной.

 

А что собой же представляет бортовой компьютер, который предлагается как отдельный аксессуар для автомобиля? Это устройство, оснащенное процессором для обработки данных от блока управления двигателем, информационным дисплеем, блоком кнопок управления и проводкой для подключения. Все это, как правило, выполнено в едином корпусе. Отметим также, что большинство предлагаемых бортовых компьютеров разработано под конкретные модели автомобилей. Это касается внешнего исполнения устройства и типа блока управления двигателем, к которому подключается тот или иной компьютер. Т.е. установка компьютера в торпедо или приборную панель обходится с минимальными переделками (а часто и вообще без них). А полная совместимость по электронной начинке позволяет получать водителю максимальное количество всевозможных технических и эксплуатационных параметров. Скажем больше — некоторыми из этих параметров пользователь может даже управлять с помощью все того же бортового компьютера. Наконец, стараниями дизайнеров устройство гармонично вписывается в интерьер автомобиля и становится его украшением.

 

Вообще, функциональные возможности практически любого дополнительного бортового компьютера на порядок выше, нежели у штатного заводского устройства. К уже перечисленным функциям добавляются цифровой спидометр, стоимость поездки, аварийный сигнализатор нештатных режимов работы двигателя (опасный перегрев двигателя, недопустимое напряжение бортовой сети, превышение скоростного лимита и т.д.). Кроме того, у Вас появляется возможность считывать коды ошибок в системе управления двигателем (те самые, о которых обычно сигнализирует лампочка «Check Engine») и даже сбрасывать их без всякого визита на СТО! Плюс масса приятных мелочей вроде часов, будильника, календаря, показаний температуры воздуха на улице, программирования сроков ТО, автоматического октан-корректора, диагностических параметров работы двигателя и т.д. Скажете, все это никому ненужное баловство? Может быть, только вот говорят так, как правило, только те, кто никогда подобными устройствами просто еще не пользовался....

Итак, предположим, что после всего прочитанного выше (плюс, вероятно, пара-тройка часов изучения статей и форумов в интернете) вы решили установить себе в автомобиль бортовой компьютер. С чем же вам предстоит столкнуться на этапе выбора подходящей модели?

 

Ассортимент компьютеров, предлагаемых на рынке Украины, достаточно широк. В большинстве своем, это устройства российского производства. Справедливости ради, отметим, что функциональное оснащение у них имеет мало отличий друг от друга. А вот цена на предлагаемые аналогичные модели может отличаться в два и более раз. Связано это с тщательностью проработки программного обеспечения, используемого в компьютере, качеством комплектующих, плюс общий уровень исполнения устройства. Поэтому, если при дальнейшей эксплуатации вы рассчитываете видеть надежную и корректную работу вашего бортового компьютера, не рекомендуется останавливать выбор на самых дешевых предложениях. Но в этом обзоре мы не будем расписывать те модели, которые не стоит приобретать. Лучше выделим явных лидеров, заслуживающих вашего внимания.

 

Прежде всего, вам необходимо будет выделить для сравнения ассортимент устройств, предусмотренных под вашу модель автомобиля. Дело в том, что производители предлагают большой выбор компьютеров для автомобилей ВАЗ, ЗАЗ, ГАЗ, Daewoo/Chevrolet, кое-что есть на УАЗ и ИЖ. Если же вы обладатель какой-либо другой марки, то придется, скорее всего, обходиться универсальным устройством.

 

В этом случае можно порекомендовать присмотреться к модели Multitronics RI-500. Совместимость данного компьютера насчитывает более 300 моделей автомобилей, оснащенных как бензиновыми, так и дизельными моторами. Устройство выполнено в формате 1DIN, т.е. оно устанавливается в штатное место магнитолы. Существует возможность его подключения только через штатную диагностическую колодку, что упрощает процесс установки и при этом делает доступными все необходимые данные для эксплуатации. Кроме того, Multitronics RI-500 имеет даже съемную переднюю панель для предотвращения кражи устройства! Плюс в нем есть встроенный элемент питания, который позволяет отключать кратковременно (до 30 минут) аккумулятор без потери настроек компьютера. Высококонтрастный RGB-экран может выводит одновременно до шести параметров контроля. Стоимость устройства в среднем составляет 1100 грн.

 

В аналогичном формате выполнена модель Multitronics SE-50 — она также подразумевает монтаж в 1DIN-окно. Устройство совместимо со многим бензиновыми автомобилями, причем в самом простом варианте подключения достаточно только сигнала от датчика скорости и форсунки. Модель SE-50 оценивается примерно в 900 грн.

 

Если свободного 1DIN-окна у вас в автомобиле нет, тогда можно рассмотреть три других варианта универсальных компьютеров.

Multitronics TC-50UPL и VG1031UPL как и RI-500 работают с бензиновыми и дизельными моторами, но, в отличие от последнего, поддерживают работу с протоколом CAN. Корпус компьютеров сделан из пластика черного цвета. Модель TC-50UPL устанавливается на торпедо сверху в любое удобное место, а монтаж модели VG1031UPL предусмотрен на лобовое стекло. Эти варианты компьютеров полностью идентичны по функциям и предлагаются в среднем по 950 грн.

 

Похожим как внешне, так и функционально выглядит устройство Prestige V55 от российской компании «Микро Лайн». Эта модель также «упакована» в компактный симпатичный корпус, имеет очень широкий спектр возможностей, управлять которыми для пользователя не представляет особого труда. Правда, в отличие от Multitronics VG1031UPL, крепеж V55 сделан поворотным на 180 градусов, так что установить компьютер можно как на лобовое стекло, так и на торпедо. Плюс ко всему, устройство может быть укомплектовано одним из пяти вариантов переходных шнуров для подключения к различным моделям автомобилей — это значительно расширяет поддерживаемые компьютером функции. А совсем недавно производитель выпустил версию компьютера V55 CAN, поддерживающую протокол диагностики OBDII-CAN. Стоимость модели V55 составляет порядка 600 грн, а за новинку V55 CAN просят до 700 грн.

 

Далее в обзоре речь пойдет о модельных бортовых компьютерах. Хотя сразу отметим, что все перечисленные до этого модели компьютеров также применимы к автомобилям, о которых поговорим ниже.

Владельцам внедорожника УАЗ «Патриот» можно порекомендовать Prestige U12. Данная модель полностью адаптирована под устанавливаемые на «Патриот» контроллеры, оснащена функцией голосового сопровождения отображаемых параметров, плюс есть возможность обновления программного обеспечения компьютера. Устанавливать устройство разработчики предлагают вместо центрального сопла воздуховода в торпедо. Цена модели U12, как и других моделей Prestige, сравнительно невысока — 620-650 грн.

 

Российская компания Ferrum-Group в конце осени обновила одну из своих моделей Gamma GF-240. Этот компьютер предназначен для установки в автомобили Daewoo (Chevrolet) Lanos/Sens. Так вот, после последнего обновления (теперь он идет под модификацией 1.4) устройство можно безоглядно устанавливать в данные автомобили, независимо от типа двигателя и блока управления. До этого, автолюбителю часто приходилось «экспериментировать» с прошивкой компьютера, чтобы добиться полного взаимопонимания между «Гаммой» и контроллером машины. Теперь необходимость в этом отпала. Кроме того, теперь эту же модель компьютера можно устанавливать на инжекторные «Таврии» и «Славуты», только вот придется немного «помудрить» с местом установки, т.к. изначально компьютер рассчитан по торпедо «Ланоса». Продается Gamma GF-240 за 700-750 грн.

 

На эту же группу автомобилей компьютеры представлены еще четырьмя моделями. Это Multitronics M76/М76v и Prestige D12/L12. Сравнение этих устройств с «Гаммой» начнем с ложки дегтя — универсальность сопряжения компьютера с блоком управления двигателем автомобиля, которая есть у «Гаммы», «Мультитрониксу» и «Престижу» не доступна. По крайнем мере, пока. Т.е., вполне вероятны после покупки устройства поиски подходящей вам прошивки.

Теперь о «плюсах». Prestige D12/L12 также, как и Gamma GF-240, устанавливаются вместо ниши, которая расположена на торпедо под магнитолой. При этом модель D12 подходит еще и на Daewoo Nexia и Espero. И цена: «Престиж» обойдется владельцу примерно на 150 грн дешевле «Гаммы».

 

Multitronics M76/М76v выполнены в формате 1DIN. Это объясняется тем, что данные модели также применимы на ВАЗ-2107 и 2110, ИЖ «Оду» и «Славуту», а это требует универсальности монтажа. А вот на Daewoo Lanos его подключить не удастся — только Sens и только с контроллером МИКАС 7.6 (либо придется перепрошивать компьютер). Зато версия М76v имеет встроенные модель полифонических мелодий и речевого информатора, что дает возможность озвучивания голосом всех выводимых параметров. Цена такого удовольствия порядка 500 грн. А за «обычный» М76 просят всего 350-400 грн.

 

Владельцам автомобилей ГАЗ предоставляется больший выбор компьютеров. Но начнем опять же с «Гаммы». Модель GF-231 (предлагается с синей или зеленой подсветкой дисплея) предназначена для автомобилей «ГАЗель» и устанавливается в торпедо под магнитолой. Интересное отличие от других компьютеров — это возможность раздельного учета расхода бензинового и газового топлива. Стоимость такой модели — 550-600 грн.

 

Компания «Мультитроникс» для «ГАЗелей», «Соболей» и «Баргузинов» предлагает компьютер «Газель М15». Внешний вид и размеры у него такие же, как у Multitronics M76, тот же широкий набор функций, плюс возможность подключения к карбюраторным «ГАЗелям». Правда, в этом случае, количество предоставляемой компьютером информации существенно уменьшится. «Газель М15» предлагается также в версии с голосовым сопровождением. Цены на устройства аналогичны моделям M76/М76v.

 

Для автомобилей «Волга» предусмотрены модификации модели Multitronics VG1031UPL — это VG1031G с прошивкой под двигатель ЗМЗ или Chrysler. Кроме того, VG1031G дополнительно комплектуется специальным подиумом для установки компьютера на потолок между солнцезащитными козырьками. Стоимость VG1031G составляет 570 грн.

«Микро Лайн» предлагает для ГАЗов два варианта компьютеров — Prestige G105 и G27, причем сразу отметим, что оба варианта также существуют в версиях под двигатель ЗМЗ или Chrysler. Модель G105 — брат-близнец «уазовского» компьютера U12: такие же функции, тоже монтаж вместо сопла воздуховода на торпедо («Волга»), либо вместо заглушки на торпедо («ГАЗель») и такая же цена.

 

Prestige G27, в общем-то, тоже откровением не назовешь. Внешне — почти точная копия Prestige D12, только по размерам он уже предусмотрен под место магнитолы (1DIN). Работает со всем семейством ГАЗ («Волга», «ГАЗель», «Соболь» и «Баргузин»), есть функции раздельного учета расхода бензина и газа и голосового оповещения. Кроме того, производителем заявлена возможность установки данного компьютера (в версии ЗМЗ) на автомобили ВАЗ-2170 («Приора») и 2110 с новой панелью приборов. Цена — сильная сторона этого устройства. Всего 450-500 грн.

 

Продолжение следует. Александр Лысенко.



Комментарии: обновить

16.01.2009 0:50:08
Миша
Спасибо за статью жаль нет широкого описания зарубежных моделей что подойдут к Вазам
 
 
01.03.2009 2:16:23
Сергей Fikus
Огромное СПАСИБО за статейку, очень помогла и намного облегчила выбор!
 
 
22.11.2010 20:54:10
Baiz
хочу купить GAMMA GF 240 0 99 439 4403
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь