статьи   

05.09.2011 (№ 30) Компас потребителя

Подержанный автомобиль. Инструкция по покупке




-

К большому сожалению, покупка новенького автомобиля прямо с салона для многих отечественных автолюбителей пока остается лишь мечтой. Именно поэтому наш рынок вторичных автомобилей это не только возможность сменить свою подуставшую «кобылу», на более свежего «железного коня», но и прекрасная возможность делать деньги. А так как у нас редчайший бизнес может похвастаться своей легитимностью, то и от рынка б/у машин ничего хорошего ожидать не приходится. Тем более что возможностей здесь для обмана наивных покупателей более чем предостаточно. Так на какие же «подводные камни» здесь можно напороться, и как лучше их обойти. Об этом мы и поговорим. 

Да, купить новый автомобиль, тем более иномарку, у нас пока может далеко не каждый. К тому же и рынок автомобилей с пробегом скорее напоминает дореволюционный лошадиный базар, на котором вам могут ловко втюхать хромого коня вместо породистого жеребца. Автомобиль – устройство сложное и внутренние неполадки навскидку даже матерый специалист может и не заметить, а что уж говорить о простом автомобилисте. Иногда под свежей краской могут скрываться не только следы серьезных аварий, но и куда хуже. Как показывает практика, примерно 50% продавцов намеренно укрывают неприглядные факты с биографии продаваемого авто и лишь 10% из них рискуют быть раскрытыми. Поэтому если вы действительно хотите, чтобы купленный автомобиль прослужил вам долго, выбирать автомобиль нужно предельно осторожно.

Начнем с того, что рынок автомобилей с пробегом условно можно разделить на три сектора. Первый – это собственники (частные лица) решившие по какой-либо причине избавиться от своей старой машины. Вторая – юридические лица, а проще сказать автосалоны, торгующие либо автомобилями своих клиентов, доставшихся им по trade in, либо специально пригоняющие автомобили с пробегом из Европы, а иногда даже из США. И третья – «перекупщики», люди покупающие автомобили у собственников и перепродающие их уже на рынке с включенным своим «интересом».

По мнению специалистов, самый лучший вариант приобретения не нового автомобиля – это покупка его у собственника. Ну, во-первых, это хорошая возможность узнать об автомобиле максимум полезной информации: какое его фактическое состояние, какие ремонтные работы проводились во время эксплуатации, где и как хранился, был ли автомобиль в ДТП и т. п. Хозяин машины вряд ли будет уж сильно плутовать да и маскировать неполадки ему только дороже. Дело ограничится неотложным ремонтом и предпродажной подготовкой.

А, во-вторых, он (в смысле хозяин машины) давно уже определил предельную цену, за которую готов расстаться со своей «ласточкой», и если выставляет ее выше намеченной, то это, как правило, лишь для порядка. Поэтому, если вы умелый торговец, то вам удастся «скостить» цену и возможно даже существенно.

Второй вариант – это автосалоны. Здесь биографии автомобилей более или менее правдивые, к тому же если авто и пережило реанимацию, то, по крайней мере, это было на профессиональном уровне. Как утверждают эксперты, автосалоны стремятся дорожить своей репутацией, потому обманывать покупателя, как говориться, «по-крупному» не в их интересах. К тому же документы при такой покупке оформляются по всем юридическим нормам, поэтому если выяснится, что автосалон подсунул вам заведомо неисправный или непригодный к эксплуатации автомобиль, то доказать это будет очень просто. Да и в случае чего, всегда можно вернуть автомобиль и забрать свои деньги обратно.

Недостаток лишь в том, что цена этого автомобиля будет существенно завышена, чтобы не только покрыть все расходы автосалона по его подготовке к продаже, но и получить какую-то прибыль.

Но это совсем не означает, что при покупке в автосалоне вы полностью застрахованы от обмана. Не исключено, что салон, который вы обратились, является лишь ширмой для опытных мошенников – фирмой-однодневкой. Если вам предлагают очень выгодные условия, впору насторожиться. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке. 

Если у вас закрались сомнения, попросите показать вам учредительные документы фирмы и пообщаться с директором. Вы сразу поймете, если продавец начнет юлить и уклонятся от прямых ответов. В такой ситуации лучше не рисковать, ведь не исключено, что когда у вас появятся причины для претензий, на месте бывшего автосалона вы найдете опечатанный офис и пустую площадку.

Покупка автомобиля у перекупщика – вариант самый рискованный. Реально перекупщика не интересует ничего кроме собственной выгоды, поэтому ему нужно купить автомобиль подешевле, а продать его как можно дороже, чтобы разница была существенной. Продать автомобиль выше реальной рыночной стоимости практически не реально, т. к. количество предложений на рынке достаточно велико. Остается одно – купить подешевле.  Дешево купить автомобиль в хорошем состоянии сейчас тоже весьма сложно, т. к. непосредственному владельцу узнать реальную стоимость своей машины не составляет труда (даже не выходя из дома). Вследствие этого проще всего найти автомобиль с недостатками и потом, умело их замаскировав, продать по рыночной цене. 

Самым распространенным обманом является продажа автомобиля после ДТП, вследствие которого была нарушена целостность или надежность кузова. Такой факт тщательно скрывают, а внешние рихтовочно-шпаклевочные работы на некоторое время спрячут его внешние проявления.  Второй не менее распространенный вариант, это  искусственное уменьшение реального пробега автомобиля. Т. е. согласно показаний спидометра будет видно, что автомобиль «намотал» мало, соответственно и износ деталей незначительный, хотя на самом деле мог использоваться нещадно и иметь критический срок эксплуатации. 

Но как показывает практика, это еще не самое страшное. Хуже когда скрывают темное прошлое машины. Это могут быть поддельные документы на владение или фальшивый акт купли-продажи, или того хуже – она просто находится в угоне.

Профессиональные мошенники умеют прекрасно маскировать угнанные машины, даже не увлекаясь перекраской. К тому же они, как правило, хорошие психологи и прекрасно видят по покупателю насколько он готов к сделке. Потом добавляется немного мишуры и дело сделано. А вы, счастливый обладатель машины, купленной по очень хорошей цене, при регистрации в ГАИ узнаете, что машина числится в угоне, и данные продавца на самом деле чистая «липа». Обидно, досадно, хотя… Вспомните, ведь вас сначала насторожила очень выгодная цена, которую вам предложили, но меркантильность в конце концов взяла верх над здравым смыслом.

Поэтому запомните самое главное правило: каким бы ни было выгодным предложение, и какие бы обстоятельства не «помогали» покупке, никогда не берите автомобиль без соответствующей проверки и не только юридической, но и технической.

Ведь после приобретения, «качать права» будет уже поздно, а если продавец окажется к тому же и мошенником, то вряд ли вы его вообще найдете.

Никогда не пренебрегайте помощью профессионалов. Благодаря своему опыту они обычно легко могут определить действительное состояние автомобиля даже на глаз.

Перед покупкой попросите проехаться на автомобиле за рулем или пусть это сделает ваш знакомый водитель со стажем. Обязательно проведите техническую диагностику автомобиля, но ни в коем случае не соглашайтесь делать это у «знакомого механика» продавца. Не исключено, что он также заинтересован в сделке, а значит, правды вам не услышать. Если у вас нет знакомого автомеханика, то лучше заехать на ближайший нормальный автосервис и заплатить за диагностику, чем потом корить себя за то, что купили «развалюху». К тому же если в машине действительно что-то не в порядке, продавец (перекупщик) вряд ли захочет, чтобы это выплыло наружу, и под любым предлогом отменит проверку.

 

Автомобиль с пробегом, который принадлежал заядлому курильщику, больше всего утрачивает в цене при перепродаже. К такому заключению пришли аналитики одной из крупнейших британских компаний по торговле подержанными автомашинами.

Несмотря на то что в условиях кризиса спрос на бывшие в пользовании автомобили значительно вырос, покупатели стали более требовательными и обращают внимание не только на техническое состояние машины, но и на запах в салоне. Между тем даже одна сигарета в день, выкуриваемая в машине на протяжении года, сохраняет стойкий запах, с которым не справляются никакие освежители воздуха. Помимо этого, смолы, находящиеся в табачном дыме, ускоряют обесцвечивание тканей и пластиков, а искры рано или поздно прожигают дырочки в обивке кресел.

Все эти проблемы снимаются профессиональной химчисткой, а при необходимости и заменой тканевых элементов салона. Но эти процедуры весьма трудоемки и дороги, поэтому эксперты рекомендуют удерживаться от курения в автомобиле в течение хотя бы нескольких месяцев перед ее продажей.

 

А теперь несколько практических советов проверки подержанного автомобиля перед покупкой:

1. Если вы уже издалека присмотрели какой-то автомобиль, то пришло время к более детальному осмотру. Начните осмотр с переднего бампера, и медленно двигайтесь дальше, не упуская из виду ни одну из мелочей. Если вы обнаружили какой-то недостаток в виде вмятины, царапины и т.п., покажите, что вы заметили дефект, дотроньтесь до него рукой, но ни в коем случае никак не комментируйте. Не давайте возможность продавцу оправдаться и сгладить ситуацию. Обратите внимание еще на пару мест недоступных обзору продавца, даже если там и нет никаких  изъянов, это даст необходимый психологический эффект. Продавец потеряет уверенность в себе, и сам начнет сомневаться в объективности выставленной им цены. Что, в общем-то, вам и надо…

2. Станьте перед машиной на расстоянии 2-х-3х метров так, чтобы ваш взгляд скользил по боковой части машины. Также стоит проверить и геометрию крыши. Если плоскость имеет видимые искривления, то у машины было не такое безупречное прошлое, как рассказывает продавец. А следы гофрирования верный знак того, что автомобиль был в аварии или вообще переворачивался. После такого факта рассчитывать на то, что рама не повредилась, может только отпетый оптимист. Выяснять ситуацию у продавца нет не малейшего смысла, просто вычеркните этот экземпляр из возможных вариантов покупок и идите дальше.

3.  Не исключено, что найденное искривление имеет локальный характер. Например, было повреждено только крыло или дверь. В таком случае это могло и не повлиять на общую геометрию и надежность кузова. Осмотрите найденное место очень пристрастно. Пусть продавец видит, что место удара обнаружено и при проверке техсостояния на это будет обращено особое внимание. Не начинайте выяснять причины и последствия удара, тените паузу как можно дольше, пусть продавец чувствует себя неуютно. После этого будет проще договориться о скидке.

Возьмите с собой на авторынок небольшой магнит, предварительно завернув его в мягкую, но не толстую ветошь. Он вам поможет определить места серьезной рихтовки. Дело в том, что, как правило, отрихтовать поверхности идеально практически не возможно. Оставшиеся изъяны обычно просто заполняют шпатлевкой, шлифуют и покрывают краской. Определить такие места на глаз очень трудно, но магнит обмануть невозможно – он не будет прилипать к шпатлевке. И если вам удалось вычислить такие места, то у вас есть два варианта дальнейших действий, либо без комментариев уйти искать другой вариант, либо сразу рубить выставленную цену, как говорится, «с плеча».

4.  Следующий этап после «магнитной» проверки, это обследование ходовой. Для этого присядьте в метрах трех сзади автомобиля напротив одного из крыльев. Плоскости переднего и заднего колеса должны находиться на одной линии. Если вы видите, что так не получается, то машина не заслуживает вашего внимания – ее место на свалке.

5. Возможно, на глаз вам не удалось определить «однолинейность» колес. Для этого есть другой более верный способ. При проверке автомобиля на ходу, выберите ровный участок дороги с большой лужей. Езжайте по нему строго прямо. Если следы передних и задних колес не легли в один след - значит ходовая перекошена вследствие серьезной аварии.

Кстати, чтобы вам там не рассказывали и какую шальную скидку не предлагали, знайте, такой дефект исправить невозможно. Поэтому лучше вообще не связываться с таким экземпляром.

6.  Не забудьте заглянуть и под капот. По внешнему виду двигателя можно многое узнать не только об автомобиле, но и о его хозяине. Если двигатель уж слишком сияет, значит он был специально выдраен для продажи. Следовательно, его нужно осмотреть дважды – до испытательной поездки и после нее. Исправный двигатель остается относительно чистым сам по себе, без дополнительной чистки. Т. е. на нем не должно быть никаких потеков или пятен.

Не меньшего интереса требуют и всякие кустарные усовершенствования, типа изоленты, проволочки и т. п. Осмотрите внутреннюю стенку крышки капота. Если на ней черный налет, то это верный знак утечки масла. Стоит обратить внимание и на передаточные ремни, если таковые имеются. При неравномерном износе будут видны нити внутренней арматуры ремня. Это означает, что центровка шкивов нарушена. Все это признаки внутренней неисправности, а стало быть требуют очень внимательного обследования.

И последнее, никогда не соглашайтесь на заявленную цену выбранного автомобиля сходу, даже если его техническое состояние вас устраивает. Помните, базар на то и базар, чтобы торговаться. К тому же если вы проведете правильный осмотр и поездку, то у вас все равно наберется 4-5 пунктов, которые будут говорить в пользу снижения заявленной цены.

Постарайтесь быть тонким психологом. Дайте понять, что автомобиль вам нравится, и вы готовы его приобрести, но объективные недостатки не дают вам возможности согласиться с ценой. В конечном счете, продавец куда больше вас заинтересован в продаже своей машины, чем вы в его приобретении. Желаем вам удачных покупок.

 

Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь