статьи   

05.09.2011 (№ 31) Безопасность

ДТП с участием пешехода. Простые способы избежать неприятностей




-

Авария с участием пешехода – самый большой ужас для любого водителя (конечно, если он не высокопоставленный чиновник МВД). Ведь, в конечном счете, как бы не был виноват в ДТП пешеход, крайним все равно оказывается водитель. Безусловно, машина – средство повышенной опасности и пользоваться этим средством нужно умело. Однако Правила дорожного движения пишутся для всех, и если уж человек ступил на проезжую часть, он также становится участником дорожного движения, а стало быть, и спрашивать с него тоже не мешало бы «по полной»... Но профилактика куда важнее наказания, и будет полезней поговорить о том, как избежать подобных аварийных ситуаций.

Итак, авария с участием пешехода – вещь, мягко скажем, неприятная и по нескольким причинам. Во-первых, водитель, сбивший пешехода, сразу становится врагом номер один для всех окружающих, независимо от того правильно ли вел себя на дороге пешеход или нет. К большому сожалению, для многих передвигающихся «на своих двоих» любой водитель еще с совдеповских времен так и остался, как пел Высоцкий, «очкастый частный собственник…», купивший автомобиль за нетрудовые доходы, а значит вор и обманщик. И поэтому рассчитывать на помощь свидетелей горемыке-водителю практически не приходится.

Во-вторых, согласно нашего законодательства, водитель за свои действия несет ответственность примерно в 10 раз большую (ст. 122-4 КоАП), чем пешеход. И это если пешеходу был причинен незначительный ущерб, а в противном случае ему грозит статья Уголовного кодекса со сроком от 3 до 5 лет.

Кстати, для некоторых мошенников такой, с позволения сказать, «законодательный перекос» стал хорошим поводом для наживы. Не редки случаи, когда такой «зазевавшийся» пешеход сам лезет под колеса. Небольшой удар или акробатический трюк и факт ДТП на лицо, да и свидетель наезда найдется моментально. Чтобы не доводить дело до суда, которого и сам мошенник по правде не желает, водитель готов на месте рассчитаться с жертвой. Что, в общем-то, и было нужно.

И, в-третьих, юридическая практика по таким делам показывает, что суд, как правило, заблаговременно принимает сторону пешехода, так что на снисхождение водителю рассчитывать вряд ли приходится.

  Несомненно, есть контингент водителей, которые относятся к ПДД лишь как к инструкции, требующей соблюдения лишь в зоне прямой видимости ГАИшника. Но согласитесь, мы каждый день сталкиваемся со случаями, когда пешеходы сами грубо нарушают Правила, соревнуясь с машинами в скорости и маневренности. К сожалению, вышеперечисленные причины практически сводят к нулю попытку добиться объективности.

Поэтому будет куда полезнее рассмотреть конкретные ситуации, которые могут повлечь за собой ДТП с участием пешехода.

 

  • Скоростной режим перед пешеходным переходом.

В Правилах дорожного движения, а конкретно в п. 4.7 и 4.9, сказано что «Пешеходы должны переходить проезжую часть по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия - на перекрестках по линиям тротуаров или обочин. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора». Однако на практике очень часто бывает так, что человек, увидев «зебру», не обращает внимание на приближающийся транспорт, а то и просто в наглую лезет на красный свет светофора. 

В такой ситуации не всегда водитель успевает вовремя отреагировать на неожиданно выскочившего пешехода, и тогда столкновения не избежать.

Действия пешехода. Согласно п. 4.14(а) пешеходу запрещается «выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения». А посему, прежде чем проверять, что крепче ваша голова или бампер приближающегося «Лендкрузера» стоит хорошо подумать. 

Действия водителя. Невзирая на то что Правила, по сути, не требуют от водителя специального снижения скорости или остановки перед пешеходным переходом, если на нем нет людей, сбросить газ при подъезде к «зебре» все равно стоит. Также не помешает перенести ногу с педали газа на педаль тормоза. Эта небольшая предосторожность позволит вам в случае чего сэкономить столь важные в такой ситуации четверть секунды.

 

  • Детская коляска на дороге.

Не редки случаи, когда занятая важной болтовней по телефону или еще каким-нибудь неотложным делом мама выкатывает на проезжую часть коляску с ребенком, как говорится, «в слепую», а лишь потом смотрят, не приближается ли машина. Ситуация это не простая, т. к. при ограниченной видимости (например, из-за припаркованной машины) водитель может заметить коляску лишь в последний момент, и тогда столкновения уже не избежать. Чем оно может быть чревато для ребенка никому объяснять ненужно.

Действия пешехода. Если вам дорога жизнь вашего ребенка, никогда не выходите на дорогу не убедившись, что расстояние между вами и автомобилями достаточное, чтобы без проблем преодолеть проезжую часть. На всякий случай разверните коляску другой стороной и тяните за собой. В крайнем случае, у вас всегда будет возможность оттолкнуть коляску в безопасную зону. Если вы переходите дорогу одна, то обязательно остановитесь на середине и убедитесь, что машины встречного потока видят вас и уступают дорогу. Если вы видите, что водитель на светофоре испытывает нетерпение, то лучше пропустите его, дождавшись другого зеленого сигнала. Поверьте, своя жизнь куда дороже, чем чужая поспешность.

Действия водителя. В местах пешеходных переходов особенно внимательно относитесь к наличию у пешеходов коляски. Сбросьте скорость и приготовьтесь к экстренному торможению. Не исключено, что коляска на проезжую часть может выкатиться  самопроизвольно, и тогда все будет зависеть от вашей реакции. Помните, что несколько минут терпения не стоят пяти лет проведенных за решеткой.  

 

  • Движение  в жилой зоне.

Дворы – очень опасные места для передвижения на машине. Во-первых, почти всегда в них очень ограничена видимость из-за кустов, мусорных баков, развешенного белья и т. п. Во-вторых, это зона, где пешеход имеет преимущество над транспортом и поэтому ведет себя менее внимательно. И, в-третьих, активность людей в таких местах, как правило, выше даже в темное время суток, и возможность их появления на дороге в несколько раз выше.

Действия пешехода. Самая главная группа риска здесь это дети, поэтому с ними нужно постоянно проводить разъяснительную работу. Они должны хорошо усвоить, что бросаться под колеса за укатившимся мячом или игрушкой нельзя, а при звуке подъезжающей машины должны уйти с проезжей части и дождаться пока машина проедет или убедиться в том, что ничего не угрожает. В такой же степени это касается велосипедистов, роллеров и самокатов. Объясните ими, как они должны себя вести при появлении машины. Если дети не освоили свое транспортное средство в совершенстве, то постарайтесь сделать так, чтобы они катались в местах не доступных для автомобилей. Это может быть баскетбольная или футбольная площадка или двор, закрытый от проезда машин. И сами будьте внимательны.

Действия водителя. Не забывайте, что согласно ПДД в жилой зоне скорость ограничена 20 км/ч. Двигаться нужно максимально внимательно, всегда будьте готовы к экстренному торможению. Ни в коем случае не сигнальте близко стоящему прохожему, который вас не видит. Испугав его, вы можете нарваться на взрыв негодования, в котором легко может пострадать не только ваш автомобиль, но и вы сами. Перед движением задним ходом обязательно осмотрите пространство, куда вы собираетесь сдавать или попросите кого-нибудь, чтобы он не допустил в зону маневра случайных прохожих или детей. Помните, чтобы не случилось в жилой зоне, вы сразу и безапелляционно будете виноваты на все 100 %.

 

  • Нарушение Правил дорожного движения со стороны пешехода.

У некоторых водителей укоренилось мнение, что если пешеход нарушает Правила, перебегая дорогу в неположенном месте или переходя на красный свет, то, сбив его, он не будет за это отвечать. Увы, это не так. Отвечать будут, даже если пешеход был трижды неправ. Почему - мы по пунктам это уже разобрали в самом начале статьи, но советы все-таки дадим.  

Действия пешехода. Тут правило одно – не нарушай. Ну, во-первых, вы рискуете своей жизнью, которая не идет ни в какое сравнение со стоимостью ремонта покалеченного вами автомобиля. А во-вторых, если суд докажет, что вы действительно нарушали ПДД, а водитель не имел технической возможности избежать столкновения, то вам не только придется «зализывать раны» за свой счет, но и отвечать за свои проделки по всей строгости закона.

Действия водителя. Пункт 12.3 ПДД  Украины гласит: «В случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до полной остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия». Говоря иными словами, какими бы противоправными не были действия пешехода, водитель обязан предпринять все меры, чтобы предотвратить наезд. В противном случае ему не избежать ответственности, а если выяснится, что он при этом располагал и технической возможностью, то дело может дойти до уголовного кодекса. Вот и подумайте, стоит ли доказывать на дороге свое превосходство над пешеходом лишь для того, чтобы в суде вам доказали обратное?..

 

  • Остановка общественного транспорта.

Эти зоны часто становятся местом аварий с участием пешеходов. Пассажиры, выскочив из автобуса или троллейбуса, частенько пытаются прошмыгнуть перед его носом абсолютно не задумываясь, что там может ехать другой транспорт. Стоит сказать и о водителях маршруток, которые по своей доброте душевной, высаживают пассажиров прямо перед пешеходным переходом, тем самым провоцируя аварийную ситуацию.

В такой ситуации водитель автомобиля, едущий за маршруткой или объезжающий ее, не может видеть пешехода до самого последнего момента. Такое столкновение чревато самыми серьезными последствиями.

Действия пешехода. Спешка - плохой советчик, особенно на дороге. Поэтому не забывайте, что переходить общественный транспорт, за исключением трамвая, нужно только сзади, и то, убедившись, что приближающиеся автомобили видят вас и готовы пропустить. Поверьте, если вы попадете под машину, обходя свою маршрутку спереди, вас, несомненно, признают виновным со всеми вытекающими последствиями.

Действия водителя. Приближаясь к остановке общественного транспорта, особенно если на ней идет высадка пассажиров, обязательно сбросьте скорость и приготовьтесь к возможному торможению. Как правило, «в любом стаде найдется паршивая овца», решившая рвануть «напрямую». Даже если они увидят ваше приближение, не факт, что они в испуге не бросятся через дорогу еще быстрей. Поэтому главное это осторожность и внимательность.

 

  • Опасная учтивость.

Бывают ситуации, когда пешеход уже ступивший на проезжую часть решает пропустить подъезжающую машину, а в ответ водитель делает такой же жест вежливости. И когда оба уверены, что другая сторона их пропустит, машина и пешеход начинают движение. Ситуация конечно курьезная, но ее развязка может быть весьма неприятной.

Действия пешехода. Если водитель подъезжающей машины остановился и дал вам понять, что уступает вам дорогу, просто поблагодарите его кивком головы и продолжайте движение. Если же по какой-то причине вы передумали переходить, сделайте демонстративно 2-3 шага назад и остановитесь. Этого будет достаточно, чтобы водитель понял, что вы не будете переходить.

Действия водителя. Безусловно, водитель должен предпринять все меры, чтобы избежать столкновения. Поэтому, остановившись, подайте пешеходу какой-нибудь знак, например, махнув рукой, чтобы он понял, что вы пропускаете его. Если пешеход отказался от вашей любезности, продолжайте движение, не соревнуясь в учтивости. 

 

  • Ограничение видимости при движении.

Ограничение видимости не редко бывает причиной аварий с участием пешехода. Причин для ухудшения видимости может быть масса. Это и погодные условия, и естественные преграды, и соседний транспорт и многое другое. Поэтому такие ситуации требуют особого внимания.  

Действия пешехода. Что касается пешеходов, то в пункте 4.4 Правил сказано: «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы, которые двигаются проезжей частью или обочиной, должны выделить себя, а  по  возможности  иметь  на  верхней одежде  светоотражающие элементы, для своевременного их выявления другими участниками дорожного движения». Сказано вполне понятно. Остается лишь добавить, что если вы видите что видимость неважная, то, во избежание неприятностей, лучше использовать регулируемые или подземные переходы.

Действия водителя. В случае ограниченной видимости очень важно соблюдать безопасный скоростной режим, особенно в местах, не регулируемых пешеходных переходов. Помните, при аварии плохая видимость может стать смягчающим обстоятельством, но никак не оправдательным.

 

  • «Невидимка» на дороге.

Примерно такие обстоятельства мы уже описывали с общественным транспортом. Т. е. из-за препятствия, чаше всего машины притормозившей перед пешеходным переходом в крайнем правом ряду, внезапно появляется пешеход. Водителю во второй полосе движения остается лишь доли секунды, чтобы среагировать, и то лишь в том случае если он внимательно следит за дорожной ситуацией. Это одна из самых распространенных ситуаций приводящих к ДТП с участием пешехода.

Действия пешехода. Если, переходя дорогу, вашему обзору мешает близстоящая машина, двигаться нужно крайне осторожно. Не стоит забывать об этом правиле даже когда вы переходите улицу на регулируемом переходе, ведь действия водителя предугадать трудно. Не исключено, что он захочет «проскочить на красный» пока переход пустой. При наличии у вас в руках какого-либо предмета, (например сумка, зонтик, трость и т. п.) желательно выставить его вперед, чтобы водитель подъезжающей машины мог раньше заметить ваше движение.

Действия водителя. Если вы видите, что автомобиль в крайнем правом ряду остановился перед зеброй, это верный знак того, что на дороге появился пешеход. Сбросьте скорость и примите все меры, чтобы он не оказался под вашими колесами.

 

  • Что делать водителю, если ДТП с участием пешехода все же произошло.

В этом случае водитель, как правило, испытывает сильный стресс. Поэтому самое главное не поддаться панике, собраться и действовать согласно обстоятельствам. Ни в коем случае не уезжайте с места происшествия. Этим вы лишь усугубите свою вину, и это может привести к необратимым последствиям.

Первым делом остановите машину и установите знаки аварийной остановки. После этого осмотрите потерпевшего и окажите ему первую медицинскую помощь. Если при осмотре оказалось, что повреждения малой или средней тяжести, то самостоятельно примите меры, чтобы доставить его в медицинское учреждение. Если повреждения тяжелые – лучше его не трогать, а дождаться приезда «скорой», которую нужно вызвать сразу же после осмотра. После этого возвращайтесь на место аварии и оформляйте ее по всем правилам. 

Если ДТП с участием пешехода все же состоялось - это еще не повод для паники. Нужно принять все меры, чтобы уменьшить его последствия. Во-первых, незамедлительно примите все меры для спасения жизни и здоровья пострадавшего. Во-вторых, при оформлении ДТП укажите все обстоятельства, которые прямо или косвенно будут свидетельствовать в вашу пользу. Это может быть плохая видимость, состояние дорожного покрытия, длина тормозного пути, возможные помехи, показания очевидцев по поводу неправомерных действий пешехода и т. п. В-третьи, обратитесь к адвокату, имеющему опыт в таких делах. Чем он раньше подключится к делу, тем больше вероятность использовать все, для того чтобы сделать ваше наказание менее строгим.

 И в заключении… Водитель и пешеход, невзирая ни на что, оба являются участниками движения. И от их взаимоуважения и умения действовать грамотно, с соблюдением Правил дорожного движения, зависит не только количество дорожных происшествий, но и сама обстановка на дорогах. Поэтому, как говорится, водители и пешеходы – будьте взаимно вежливы!  


Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

15.12.2011 16:28:48
витёк
ситуация произошла такая. я на машине ехал на заправку.на дороге по ходу движения шли два подростка.тротуаров и пешеходных дорожек не было.ребята шли по середине дороги как на прогулке, создавая помехи движению. я их объехал.... Возвращаясь обратно эти-же ребята идут в обратном направлении и опять по ходу моего движения, также вольготно при этом кушая пирожки.Моя скорость была около 30км/ч, когда я к ним приближался , нажал на звуковой сигнал дл
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь