статьи   

06.09.2011 (№ 32) Правовой ориентир

ДТП в другой стране. Основные аспекты применения международного права в случае аварии




-

Как ни крути, мы все дети, некогда большого государства, название которому Советский Союз. Наверно поэтому путешествия на автомобиле даже для наших соотечественников уже давно стало делом привычным. Многие ездят к своей родне в страны ближнего зарубежья, а некоторые уже пристрастились к автомобильным странствиям по Европе. Все это конечно здорово, но есть одна неприятность, которая всегда как «дамоклов меч» висит над каждым водителем, решившим пустится в дорогу. Это - дорожно-транспортное происшествие. ДТП – дело само по себе неприятное. А если еще вы попали в него на территории другого государства, то тут уж хлопот точно не избежать… 

К международной Конвенции о дорожном движении 1968 года Украина присоединилась уже достаточно давно. Всего количество участников этой конвенции насчитывает 21 государство. Последние же изменения и дополнения Конвенции были внесены согласно Европейского соглашения в марте 2006 года и также давно вступили в силу. Цель этого документа создать некий свод общих правил дорожного движения для всех участников Конвенции, в том числе и для урегулирования правовых вопросов при дорожно-транспортных происшествиях не зависимо от того, на территории какого государства состоялась авария, и какие автомобили в нем приняли участие.

В нашем законодательстве существует документ под названием «О международном частном праве», который во многом пересекается с требованиями вышеупомянутой конвенции. И, тем не менее, существует и ряд исключений, которые на наш взгляд стоит озвучить отдельно.

Сразу оговоримся, что Международная Конвенция не применяется к:

  • праву регресса между лицами, несущими ответственность;
  • праву регресса и уступок настолько, насколько это касается страховых компаний;
  • искам, поданным учреждениями социального страхования, другими учреждениями или государственными автомобильными гарантийными фондами либо к ним, а также любым освобождениям от ответственности, предусмотренной законом, регулирующим их деятельность;
  • ответственности производителей, продавцов или ремонтников транспортных средств и, наконец, ответственности собственников или других лиц за содержание дороги, открытой для движения, или за безопасность ее пользователей.

Что касается последнего пункта, то вряд ли наши автомобилисты, как говорится, испив сполна горькую чашу нашего автосервиса и состояние родных дорог, вряд ли осмелятся сетовать на «их» европейские стандарты. Одно наверно останется неразрешимой загадкой, как нашим удалось протащить в Конвенцию соответствие украинских дорог европейскому качеству?!  

Если в ДТП участвовало лишь одно транспортное средство, которое имеет регистрацию в другом государстве, то к нему используется внутреннее право страны регистрации для установления ответственности относительно:

  • водителя или любого другого лица, которое имеет право распоряжаться транспортным средством или имущественное право на него, независимо от места жительства;
  • потерпевшего, являющегося пассажиром, фактическое место жительство которого находится в другой стране, нежели то, где случилось ДТП;
  • пострадавшего, находившегося на месте происшествия вне транспортного средства, постоянное место жительства которого находится в государстве регистрации.

Если в дорожно-транспортном происшествии насчитывается две и более пострадавших стороны, применяемое право устанавливается для каждого из них в отдельности, на основании пункта «а» 4-й статьи  Конвенции.

Если же к ДТП имеют непосредственное отношение два и  более транспортных средства, то согласно пункта «b» той же  Конвенции, положения, указанные выше, применяются только в том случае, когда все транспортные средства зарегистрированы в одном и том же государстве.

Если вред был причинен лицам, находившимся во время аварии вне ТС, положения Конвенции применяются только тогда, когда все эти лица имеют постоянное место жительства в государстве регистрации (пункт «с»).

Право страны, в котором произошло ДТП, может быть применено касательно пострадавшего пассажира, а также ответственности за вред, причиненный вещам, перевозившимся в транспортном средстве, принадлежавшим пассажиру или доверенным ему по другим имущественно-правовым нормам.

Ответственность за ущерб, причиненный имуществу вне транспортного средства, может регулироваться как внутренним правом страны, где произошло ДТП, так и правом государства регистрации ТС, участвовавших в аварии.

Бывают ситуации, когда автомобиль, попавший в ДТП, не имеет конкретной регистрации либо зарегистрировано в нескольких государства. В этом случае, согласно ст.

6, к таким транспортным средствам вместо права государства регистрации применяется право государства долговременной стоянки.

Это положение также используется, если ни владелец, ни лицо, имеющее право распоряжаться ТС, ни водитель не располагают постоянным местом жительства в государстве регистрации на момент аварии.

Несмотря на то, какой вид права будет применен в конкретной ситуации, при определении степени ответственности берутся во внимание нормы, имеющие отношение к контролю безопасности дорожного движения, действующие в месте происшествия и на момент его совершения.

Вид применяемого в этом случае права определяет:

  • основания и размер ответственности;
  • основания для освобождения от ответственности, какого-либо ограничения ответственности или распределения ее;
  • присутствие и разновидности ущерба, подлежащих компенсации;
  • возможные варианты перевода права на возмещение;
  • круг лиц, которым причинен урон и которые имеют право потребовать его возмещения от своего имени;
  • степень ответственности доверителя за действия своего представителя или работодателя за действия своего работника;
  • сроки давности (в т. ч. нормы относительно начала сроков исковой давности, прерывании их либо полной остановки).

В использовании любого права, применяемого в соответствии с международной Конвенцией по дорожному движению, может быть отказано, если оно противоречит «ordre public» (общественному порядку) в месте происшествия.

Действие пунктов вышеуказанной Конвенции не зависит от условий правовой взаимности. Они не теряют своей силы, даже если используемое право не является правом страны, присоединившейся к договору.

Государство, имеющее унифицированную правовую систему, может не применять правовые нормы Конвенции к ДТП, которые происходящим на его территории и к которым причастны только транспортные средства и лица, зарегистрированные на территории этого государства.

Как вы уже наверно поняли различий между нашим законодательством и Международной конвенцией не так уж много, да и носят они скорее уточняющий, чем радикальный характер. Тогда для чего, спросите вы, вообще присоединяться?.. Тот, кто хоть раз лично побывал в ДТП, знает, что это достаточно серьезное происшествие, как правило, имеющее множество причин и обстоятельств, требующих тщательного выяснения. И юридическое решение этой проблемы бывает не менее сложным и запутанным. Международная конвенция по дорожному движению – это документ, позволяющий в определенной мере привести стандарты национального законодательства к мировым и в том числе европейским. Дает возможность эффективно решать вопросы применения к лицам, причастным или пострадавшим в ДТП, и их имуществу общих положений права.

Не нужно забывать, что мы находимся лишь на самом пороге интеграции со странами Европы, и чем быстрее и глубже она будет происходить, тем более важным становится для нас знание норм международного права, в том числе и в дорожном движении.

 

Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

29.03.2012 22:28:53
Андрей
Автоадвокат. 0994242020, 0973073106,0636128471,7642654. Раньше позвоните - раньше решим.
 
 
29.03.2012 22:29:34
Андрей
И чаще читайте АВТОПРЕМЬЕР...
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь