статьи   

26.09.2011 (№ 33) Безопасность

ДТП за границей. Как «разрулить» ситуацию с минимальными убытками




-

Тему ДТП за границей мы уже подымали в прошедшем номере, но это была скорее юридическая теория, чем практические советы нашему бедолаге, «въехавшему» в неприятности вдали от Родины. Сегодня мы постараемся обсудить эту ситуацию, как говориться, ближе к телу. То есть, что делать, как делать и сколько это может вам обойтись.

Начнем, пожалуй, с того, что прежде чем вырваться за пределы до боли родного государства «на своих четырех», вам придется застраховать свою ответственность перед остальными участниками движения. Речь идет о получении «зеленой карты» и это обязательная процедура.

Что же касается страховки «каско» - это дело добровольное даже при выезде заграницу. Если конечно ваша машина не взята в кредит. Если же каско у вас есть, но его условия не распространяются на прогулки за пределами Украины, вам придется переоформить имеющийся полис или составить дополнение к договору. Тут тоже есть свои нюансы. Расширение границ страховки, например, для стран Европы вам обойдется бесплатно, а вот за страны бывшего союза, включая балтийские, вам скорей всего придется доплатить. Связано это с тем, что по сведениям статистики по ДТП Европа значительно уступает нашим соседям, и поэтому страховые компании не хотят лишний раз рисковать своими деньгами.

В случае если договора каско у вас нет, но вы твердо решили подстраховаться на период поездки, можно обратиться в страховую компанию и заключить временное соглашение на предполагаемый срок вашей поездки. К сожалению, такой вид страховки представляют далеко не все СК, поэтому прежде чем «бить ноги» предварительно выясните этот вопрос по телефону.

Возможно, у некоторых возникнет вопрос: на сколько необходим полис каско за границей? Ответ на этот вопрос зависит от вашего подхода к делу. Если вы имеете при себе, например, электронную карту Golden Visa и 15-20 штук «евриков», чтобы замять неприятность, для вас не такие уж большие деньги, можно двигаться и без полиса. Но если ваш бюджет, мягко скажем, ограничен, то вспомните старую пословицу о том, что «береженого бог бережет» и отправляйтесь в СК.

Помните, что «зеленая карта» — не панацея от всех бед, и поэтому прежде чем начинать «качать права», внимательно ознакомьтесь с условиями страховки. Это позволит уберечь вас от дополнительных неоправданных финансовых трат.

Для выезда на своем автомобиле за рубеж у вас должны быть следующие документы:

  • водительское удостоверение государственного образца;
  • водительское удостоверение международного образца;
  • документы, подтверждающие ваше право владения или управления автомобилем (при выезде в страны Европы желательно иметь нотариальный перевод этого документа на английском языке);
  • технический паспорт на автомобиль;
  • полис страхования ответственности «зеленая карта»;
  • страховой полис каско (на ваше усмотрение).

Итак, предположим, что вы успешно преодолели границу и с удовольствием путешествуете. Неспешно осматриваете местные красоты, наслаждаетесь национальной кухней, неторопливо переезжаете из города в город, аккуратно складывая сувениры, и вдруг – бац!.. вы участник ДТП.

Здесь, как известно, может быть два варианта: вы виновны и вы не виновны. Если вы попали в аварию не по своей вине, то половина проблемы решится сама собой. Сохраняйте спокойствие и вызывайте полицию. Представитель дорожной полиции обязан собрать все необходимые данные на водителей, участвовавших в аварии, и составить протокол. Протокол должен быть составлен на двух языках. Первый – на языке той страны, на территории которой вы попали в ДТП. А второй - на английском, копию которого вам должны выдать на руки. Учтите, что вы должны с ним обязательно ознакомиться, прежде чем ставить на нем свою подпись. Ни в коем случае не подписывайте документ, если содержание его вам не понятно.

Учтите, если вы обладатель «полного каско» именно от правильности заполнения полицейского протокола будет зависеть получите вы компенсацию за поврежденный автомобиль или нет.

Если у вас возникли сомнения или претензии по поводу правильного составления документа, а местного языка вы не знаете – требуйте переводчика. Это ваше полное право и отказать в нем никто не может.

Если вина за дорожно-транспортную аварию лежит на вас, то проблем будет куда больше. На возмещение ущерба, равно как и восстановления своего автомобиля, можете не рассчитывать (если конечно вы заблаговременно не оформили полис каско). В этом случае также не обойдется без протокола, который придется подписывать. Иначе пострадавшая сторона не получит возмещение ущерба.

Когда в ходе аварии был причинен ущерб не только автомобилю, но и водителю и пассажиру, то страховщик со стороны виновника берет на себя обязательства разобраться и с этим. Но ни стоит забывать, что страховой полис предназначен лишь для возможного покрытия нанесенного вреда. Если ваша вина окажется куда серьезнее, он не защитит вас от уголовной ответственности. Так что если, например, вы сбили пешехода и причинили ему серьезный вред, то можете очень легко угодить под арест.

По своему принципу правила оформления ДТП во многих развитых странах мало чем отличаются. Особенно это касается тех государств, которые подписали Конвенцию о дорожном движении (см. предыдущий № АП). И все же напомним алгоритм:

Необходимо вызвать полицию и скорую медицинскую помощь. В странах бывшего Союза это делается так же как и у нас. Что же касается стран Европы, то там предусмотрен единый для всех номер 112. В некоторых странах по нему бывает почти невозможно дозвониться из-за перегруженности линии. Посему прежде чем отправляться в путь составьте себе списочек телефонов всех аварийных служб тех стран, в которые вы планируете заехать. Это вам поможет быстрее вызвать помощь.

Как правило, во всех странах Европейского содружества в call-центрах имеются операторы, свободно общающиеся на английском, поэтому если у вас есть хотя бы поверхностные знания этого языка, то проблем быть не должно.

К сожалению, представители дорожной полиции, особенно во франкоговорящих странах могут оказаться не настолько эрудированными и даже из-за чувства патриотизма могут сделать вид, что не понимают вас. Даже если английский вы осваивали в Оксфорде.

После того как аварийные службы оповещены, независимо от того виновны вы или нет, обменяйтесь с владельцами других машин, оказавшихся участниками ДТП, данными по Green Card. В первую очередь точно перепишите номера и название страховых компаний выдавших «зеленую карту» оппонентам.

Если есть возможность, сделайте видео- или фотосъемку (а лучше и то и другое) всех повреждений, имевших место в ходе аварии. Это позволит в случае чего объективно оценить причиненный ущерб. Не забудьте провести и съемку места аварии со всеми имеющими отношения к делу предметами. Это может быть близлежащий бордюр, выбоина в асфальте, пешеходный переход, светофор, остановка общественного транспорта и т.д.

Если вы в момент аварии находились в автомобиле один, то постарайтесь найти свидетелей аварии и записать их  имена и контактные данные. Если возникнет спорная ситуация в определении виновного, то их показания помогут установить истину. Не игнорируйте свидетелей даже в том случае, если противоположная сторона полностью признает свою вину и считает составление протокола ненужной формальностью.

При составлении протокола убедитесь, что все ваши показания записаны правильно, фамилии и паспортные данные свидетелей занесены в документ. Не забудьте забрать с собой положенную вам копию протокола.

Если ваш автомобиль застрахован по каско, постарайтесь связаться со своей страховой компанией, и попросите дать вам детальные инструкции. Конечно, многое будет зависеть от порядочности и профессионализма вашего страховщика, но переоценивать их возможности, а главное желание вам помочь все же не стоит. На таком расстоянии даже угрозы судом и Международным арбитражем помогают слабо. Помните хороший советский юмор - «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».  

Но если вы думаете, что после определения виновных и составления нужных документов ваши проблемы заканчиваются, то это далеко не так. Все интересное только начинается.

И первый вопрос, который возникнет, после того как впечатления от самой аварии улягутся: что делать с разбитой машиной? Если вы сторона пострадавшая, все затраты по восстановлению вашего автомобиля возьмет на себя Национальное страховое бюро того государства, в котором вы находитесь, на основании Green Card виновного.

Другое дело если виноватым окажетесь вы. Естественно авто пострадавшего починит все то же Национальное бюро, но уже по вашей «зеленой карте», но что же делать со своей машиной?..

Если страховки каско у вас нет, то у вас есть два простых решения. Первое – это поехать в ближайший сервисный центр и привести машину в порядок за свой счет. Справедливости ради отметим, что цены на ремонт и запчасти в странах Европы в принципе сопоставимы с нашими, хотя качество значительно лучше. Что же касается азиатских стран, то там могут возникнуть проблемы с наличием запчастей, а это означает, что вы потеряете время в ожидании ремонта. Есть и второй выход. Если повреждения вашего автомобиля незначительные и позволяют более или менее спокойно передвигаться по дорогам общественного пользования, уезжайте домой. Как говорится, «дома и стены помогают». 

Теперь рассмотрим ваши действия при наличии у вас договора каско, покрытие которого включает страну вашего злосчастного пребывания. Как уже говорилось, рассчитывать на то, что страховая компания моментально бросится «расхлебывать» ваши проблемы однозначно не стоит. Вероятней всего, ваш страховщик даст вам пару общих советов, особо не вдаваясь в подробности. Т.е. искать общий язык с дорожной полицией вам придется самостоятельно. Когда все документы по факту аварии будут готовы и копия окажется у вас на руках, незамедлительно приступайте к поиску эксперта. Не исключено, что с вызовом такого специалиста вам сможет помочь полисмен, прибывший на место аварии. Он должен оценить степень повреждений вашего автомобиля, и размер нанесенного ущерба (вернее сумму, которая будет достаточной для его восстановления).

Услуги специалиста автотехнической экспертизы, в зависимости от сложности оценки, колеблются от 500 до 2000 евро, но, как правило, 5-7 сотен бывает вполне достаточно. Проведение самой экспертизы обычно занимает не более часа, но получение ее результатов может затянуться на пару дней. Зато на руки вы получите безапелляционный документ по всем международным нормам.

Заверенную, а при возможности и переведенную копию этого документа нужно незамедлительно отправить в свою страховую компанию. Там его обязаны изучить и принять решение о целесообразности проведения ремонта на месте и выплате для этих целей необходимой суммы. Страховщики, обычно, не торопятся с ответом, и поэтому готовьтесь к тому, что вам придется, чуть ли ежедневно стимулировать их память и действовать им на нервы.

Предположим, случилось чудо, и вы получили ответ от СК и можете смело отправлять машину в сервисный центр. Казалось бы, все проблемы решены и «хэппи энд» не за горами, ан нет… Дело все в том, что недостаток любого путешествия - что оно имеет способность кончатся раньше, чем нам бы хотелось. И в данных обстоятельствах это самый неприятный момент.

Может получиться так, что ваша виза на исходе, а заключения эксперта на руках еще нет. В этом случае готовьтесь доставлять свое авто самостоятельно и за свой счет. Вариантов тут несколько. Первый – менее хлопотный, но более дорогой. Вы заключаете договор с любой местной логистической компанией (лучше с филиалом международной) и после этого все вопросы по доставке вашей машины домой будет решать она. Услуга эта может обойтись в две-три тысячи евро. Другие способы включают в себя грузовую доставку, самолет, поезд и даже паром. Чем быстрее способ передвижения, тем дороже он вам обойдется. К тому же вам придется самостоятельно доставить ваш автомобиль в зону загрузки, а это означает еще дополнительные расходы на эвакуатор.  

Если вы вынуждены уехать раньше, чем СТО справится с ремонтом вашей машины, за автомобиль придется внести значительный залог, размер которого будет зависеть от состояния авто.

Кроме того, на таможне вас вероятней всего, обяжут положить на депозит солидную сумму, которая будет служить гарантией того, что автомобиль вы все-таки заберете. Размер залога также будет определяться исходя из стоимости вашего автомобиля.

Так или иначе ситуация не очень благоприятная и к тому же дорогостоящая, особенно если учесть тот факт, что далеко не каждая страховая компания возместит вам расходы на доставку машины домой. И все-таки, формируя пакет документов о ДТП для страховщика, стоит приложить транспортные квитанции и чеки. А вдруг повезет…  

Кстати, для получения возмещения по каско вам необходимо представить в СК следующие документы:

  • копию полицейского протокола на английском о факте и причинах происшествия;
  • заключение эксперта;
  • счета об оплате экспертных услуг и ремонта машины, если таковой проводился;
  • копии всех вышеперечисленных документов, переведенные на русский или украинский язык в бюро переводов и заверенные по всей форме.

Ну, с машиной, которую еще можно починить, мы кое-как разобрались, а если она повреждена очень сильно и восстановлению не подлежит? Поверьте, это проблема ни чуть не меньше, чем ремонт на чужбине. Просто бросить автомобиль в «чистом поле» ни в одной развитой стране вам никто не позволит.

Как правило, законодательством любого государства предусматривается некоторая лояльность к иностранному автомобилисту, и тем не менее единое правило таково: если вы ввезли автомобиль в страну, вы обязаны его и вывезти. Независимо от того, в каком состоянии он оказался. Это означает лишь одно – готовьте деньги.

И как в предыдущем случае вы вольны в выборе вариантов. Первый – машину можно отправить на переработку. Для этого необходимо доставить останки вашего железного коня к месту его «кремации» (примерно 350-500 евро). И заплатить за утилизацию автомобиля. В Европе эта сумма составляет около 200 евро. После этого со спокойной душой можно отбывать на родину. Второй, еще пригодные к работе узлы и детали можно попробовать продать. Это делать достаточно хлопотно хотя бы потому, что вам придется с вырученных денег в обязательном порядке заплатить налог, который может в отдельных странах достигать 30%. Да и вообще проводить торговые операции в стране, которую знаешь только по туристическим буклетам очень непросто, но решать, в конечном счете, вам.

Будет неправильно умолчать еще о некоторых нюансах, касающихся этой темы. Ну, например, если машина, на которой вы попали в аварию, была взята напрокат, то все проблемы по ДТП будет решать бюро проката. Платить за разбитый автомобиль вам тоже не придется, если конечно не выяснится, что вы грубо нарушили правила дорожного движения (например, сели за руль в нетрезвом виде или скрылись с места происшествия).

Если ваш автомобиль угнали во время зарубежной поездки, без заявления в полицию вам не обойтись. Полиция обязана выдать вам документ, который засвидетельствует факт угона машины и возбуждения по этому поводу уголовного дела.

При наличии полиса каско это будет основанием для выплаты вам страховой компенсации.

Случается так, что вашу машину повредили во время вашего отсутствия, например на стоянке супермаркета или мотеля. В такой ситуации тоже необходимо вызвать полицию. Как правило, при таких условиях запись в протоколе будет примерно такая: «ДТП произошло при невыясненных обстоятельствах». Такая формулировка очень хороший повод для страховой компании отказать вам в выплате. Поэтому прежде чем «заламывать руки» внимательно изучите свой страховой договор. В нем, обычно, такая формулировка как причина в отказе на выплату не указывается. Это означает, что при подаче судебного иска на страховую компанию у вас есть все шансы отсудить свои денежки.

В общем как наверно уже поняли, участие в ДТП за границей – удовольствие не из дешевых, особенно если виноваты вы сами. Поэтому куда дешевле и безопаснее соблюдать Правила дорожного движения, даже если в родной стране вы считаете их лишь прейскурантом для ГАИшников.

Желаем вам удачи на дорогах!


Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь