статьи   

03.02.2009 (№ 3) Автохронограф

На дорогах станет просторнее?..




-

Повышение ставок налога с владельцев легковых авто в 2,5-10 раз (в зависимости от объема двигателя), вступившее в действие 10 января текущего года, повергло нашу автообщественность в состояние, близкое к шоку. Особенно больно это ударило по кошелькам владельцев подержанных машин с большим объемом двигателя. Да так, что сама целесообразность их эксплуатации ставится под вопрос...

 

Такой несправедливый подход уже вызвал негодование украинских водителей. В середине января по Киеву даже прокатилась волна протеста, но, как считают сами ее участники, чтобы их заметили, нужно провести еще более масштабную акцию с привлечением автовладельцев из других городов. В парламент уже направлено обращение Автомобильного сообщества Украины. На Интернет-форумах, посвященных автомобильной тематике, оживленно обсуждается эта проблема. Автомобилисты предлагают конкретные действия и сроки проведения всеукраинской акции протеста с приглашением максимального количества как региональных, так и центральных СМИ.

Трудно сказать, возымеет ли это должное действие на правительство и будет ли отозван закон для дальнейшей проработки с учетом ситуации, сложившейся в украинском автомире. Но пока, как говорится, лед не тронулся, владельцам авто желательно знать, как обстоят их дела на сегодняшний день.

 

Ответить на наши вопросы согласился заместитель начальника отдела ГАИ по обслуживанию г. Харькова, подполковник милиции Валерий Витальевич Липчанский.

 

— Валерий Витальевич, чем, на ваш взгляд, вызвано столь высокое и несколько неожиданное повышение тарифов?

 

— 25 декабря 2008 года Верховной Радой был принят Закон Украины № 797-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения». Именно он и внес поправки в статью 3 Закона Украины «О налоге с транспортных средств и других самоходных машин, механизмов».

Почему произошел такой скачок? Думается, это все-таки экономический кризис. И вышеупомянутый закон был принят вместе с общим пакетом Антикризисной программы в Украине именно в этот период. Надо полагать, законопроект преследует чисто фискальные цели – пополнить бюджет за счет владельцев транспортных средств, чьи автомобили оснащены двигателями с более крупным объемом. Прекрасно понимаю возмущение и негодование водителей. Любое изменение в сторону подорожания – это всегда неприятно, тем более такое значительное, но… закон – это закон, и его надо выполнять.

 

— Есть, однако, опасения, что с такими «драконовскими мерами» на автомобили казна вместо роста доходов получит огромный минус… Что вы можете сказать по этому поводу? Насколько это реально?

 

— Нет, в данной ситуации подобные опасения мне кажутся необоснованными. В ГАИ существует специальная картотека – компьютерная база, где все находит свое отражение: там отмечается ход прохождения техосмотра. Такая же база есть и в налоговой инспекции. Поэтому владелец автомобиля в любом случае должен оплатить налог, вне зависимости от того, садится он за руль или нет. Опять же, только при наличии оплаты владелец может пройти техосмотр. Любое уклонение создаст ему немало проблем. Например, без оплаченного налога водитель уже не сможет, в случае необходимости, снять свое транспортное средство с учета и продать его.

 

— Хотелось бы узнать поподробнее об этих нововведениях. Что останется без изменений? В каком размере будет взиматься ежегодный налог с владельцев транспортных средств?

 

— Изменения коснулись только лишь легковых машин. Налогообложение не затронуло ни грузовой транспорт, ни автобусы. Поэтому для хозяев авто с малым объемом двигателя (1500 см3) налог существенно не изменился. Разница есть, но она не слишком ощутима – например, если раньше для двигателя 1500 см3 сбор составлял 60 грн в год, то теперь – на 15 гривен больше.

 

А вот для транспортных средств, объем двигателей которых превышает 2200 см3 и 3000 см3, перемены, можно сказать, кардинальные. Если прежде за 2,2 л взималось 10 грн со 100 см3, то сейчас уже 75. А для тех авто, у которых двигатель больше 3 000 см3, новый налог составляет 120 грн со 100 см3, тогда как раньше ставка была всего 25 грн. Конечно же, очень неприятно, что в эту категорию попали автомобили еще советского производства с объемом двигателя почти 2 500 см3 – теперь за такие средства передвижения придется отдавать почти 1800 грн. Например, старая «Волга» (ГАЗ-21, ГАЗ-24 и их модификации) сама по себе стоит недорого, а вот сумма налога на нее явно выходит за пределы разумного. Для таких собственников это, безусловно, серьезный удар. Однако если эти авто поставлены на учет до 1990 года, то для них остается неизменным льготный тариф 50 %. Так же несладко придется теперь обладателям импортных машин с большим объемом двигателя, даже если они и приобретены ими давно: к примеру, «БМВ», «Форд», «Мерседес». Здесь налог оказывается просто несоизмерим со стоимостью самого автомобиля.

 

Налог с транспортных средств

2008 год

2009 год

До 1 000 см3

3 грн с 100 см3

До 1 000 см3

3 грн с 100 см3

От 1 001 до 1 500 см3

4 грн с 100 см3

От 1 001 до 1 500 см3

5 грн с 100 см3

От 1 501 до 1 800 см3

5 грн с 100 см3

От 1 501 до 1 800 см3

7 грн с 100 см3

От 1 801 до 2 500 см3

10 грн с 100 см3

От 1 801 до 2 200 см3

10 грн с 100 см3

От 2 501 до 3 500 см3

25 грн с 100 см3

От 2 201 до 3 000 см3

75 грн с 100 см3

От 3 501 см3 и больше

40 грн с 100 см3

От 3 001 см3 и больше

120 грн с 100 см3

 

— Расскажите, пожалуйста, какие сроки предусмотрены для прохождения данной процедуры? Где и как это будет делаться? Какие документы должен иметь при себе водитель?

 

— Как известно, в каждом районе Харькова есть свое районное ГАИ, куда граждане могут прийти на прием во вторник и четверг с 09.00 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 14.00),  а в субботу с 09.00 до 13.00, и проконсультироваться по этому вопросу. Чтобы узнать расчетный счет и заплатить соответствующую сумму, необходимо обратиться либо в сберкассу, в банк либо в ГАИ, в котором зарегистрировано ваше транспортное средство. Налог владелец автомобиля оплачивает самостоятельно, и все оригинальные квитанции остаются у него на руках.

 

Перечень необходимых документов тот же, который требуется и при техосмотре, а именно: паспорт гражданина Украины либо иной документ, удостоверяющий личность; протокол проверки технического состояния, выданный уполномоченным субъектом хозяйственной деятельности; регистрационные и другие документы, подтверждающие право использования данного транспортного средства; удостоверение водителя, которое дает право управлять ТС соответствующей категории, и талон к нему; медицинская справка; полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности; на ТС, на которых установлено газовое оборудование, предъявляется документ, подтверждающий право его эксплуатации.

 

Налог следует оплачивать либо ежегодно, либо непосредственно перед техосмотром раз в два года. Например, раньше за 1500 см3 водитель вносил в кассу 60 грн. Если в 2008 году он эти деньги уплатил и в наступившем году тоже успел внести плату до вступления нового закона в силу, то при предъявлении квитанций об уплате никаких вопросов к нему не возникнет. А если он придет на техосмотр сейчас, то ему придется заплатить 150 гривен за два года, т.е. дважды по 75 грн.

 

— Сохраняются ли при этом льготы для пенсионеров, участников ВОВ и т. д.?

 

— Для льготников ничего не изменилось. Прежние привилегии остаются в силе для ветеранов ВОВ, участников боевых действий, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, ветеранов труда, инвалидов (вне зависимости от группы инвалидности) и для тех, у кого автомобили поставлены на учет до 1990 года. Это все касается граждан, владеющих одним легковым авто с объемом двигателя до 2500 см3 или одним мотоциклом (до 750 см3). На 50 % освобождаются от податей граждане, в собственности которых находятся автомобили с объемом двигателя до 2500 см3, если они поставили их на учет до 1990 года включительно, и грузовые автомобили с объемом двигателя до 6001 см3 (также зарегистрированные до 1990 года).

 

— Что могут повлечь за собой эти сборы? Как вы считаете, сможет ли непопулярная мера каким-то образом помочь отечественному производителю? Ведь сегодня речь практически идет не об ограничении импорта, а о сознательном уничтожении рынка…

 

— Согласно статистике, количество транспорта, приобретаемого населением, с каждым годом растет. Поэтому в данный момент те, кто хотел купить себе машину, уже это сделали. Рынок насыщен автомобилями на любой вкус и кошелек, и думаю, что вряд ли человек, который ездил на добротной иномарке, отвечающей более высоким требованиям безопасности, комфорта и надежности, cтанет пересаживаться в авто  отечественного производства.

 

 — Скажется ли новогоднее повышение транспортного сбора на стоимости автомобилей, независимо от того, новые они или уже кое-что повидали на своем веку?

 

  — Думаю, что к новому транспорту это вряд ли будет иметь отношение. А вот с видавшими виды машинами, с большим пробегом — такими, как ГАЗ-24, УАЗ, иномарки, а это в основном авто с крупным объемом двигателя, при продаже-покупке могут возникнуть проблемы. Вне всякого сомнения, что зимой 2009 года любой автолюбитель, прежде чем купить такой «лимузин», крепко задумается, стоит ли ему выкладывать за «старичка» дополнительные (и немалые) денежки, и, скорее всего, говоря образно, призрак высокого налога приостановит покупку авто с большим объемом двигателя.

 

— Как вы думаете, можно ли говорить о том, что изменение налогообложения автотранспорта – это шаг, направленный отчасти на улучшение экологической ситуации?

 

— Экологию, несомненно, хотелось бы улучшать, но делать это такими методами вряд ли возможно. Говорить о том, какой двигатель наносит больше вреда, сложно. Это зависит от конструктивных характеристик каждого авто, хотя, естественно, и так ясно: чем меньше двигатель – тем меньше выбросов. Такой контроль ведется при техосмотре, на диагностических станциях, когда проверяется соответствие экологических требований количеству выбросов вредных веществ в атмосферу. Поэтому, если у автомобиля в выхлопных газах будет зафиксировано превышение содержания СО или других вредных компонентов, то водитель  не сможет получить протокол технического состояния и, соответственно, не пройдет техосмотр в ГАИ.

 

Если же задаться целью улучшить экологическую обстановку, то, видимо, имеет смысл максимально стимулировать ввоз и эксплуатацию экономичных и экологичных автомашин и сделать все, чтобы их было очень выгодно покупать. Это позволит сократить потребление топлива, и будет способствовать оздоровлению окружающей среды.

 

— Да, к сожалению, наши домашние реалии пока что мало утешительны, но все же напоследок хотелось бы услышать что-нибудь жизнеутверждающее. Чем вы можете порадовать наших читателей?

 

 — Как оптимист могу сказать только одно: после недавних увеличений штрафов за нарушения ПДД резко сократилась аварийность на дорогах, меньше гибнет людей    по сравнению с прошлым годом количество ДТП снизилось на 42 %. Объяснить это тем, что на автотрассах уменьшилось количество автотранспорта – нет, такого не наблюдается. Просто водители стали внимательнее управлять своими автомобилями, добросовестнее относиться к соблюдению Правил дорожного движения. В Харькове в последнее время на проезжей части  довольно ощутимо чувствуется порядок, водители зауважали пешеходов и других участников дорожного движения, что не может не радовать.

 

P.S. Что ж, возможно, на дорогах после введения нового налога через какое-то время станет даже просторнее. Но не потому, что ставка уж больно велика, и кто-то оставит своего четырехколесного приятеля отдыхать в гараже, а при условии, что собранные деньги будут потрачены на реконструкцию наших автомобильных магистралей.

Увы, кризис затронул не только Украину, но и другие страны, и нам остается только пережить эти трудные времена и надеяться, что все идет к лучшему в этом лучшем из миров.

 

Лидия Шабельская.

 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь