статьи   

04.10.2011 (№ 35) Советы бывалого

Снова осень… Особенности обслуживания автомобиля после летнего сезона




-

Снова одно и тоже, резонно могут заметить наши постоянные читатели. Но что уж тут поделать, если в окончании упоительного сезона летней беззаботности приходит осень. И вот мы все чаще слышим под своей ногой шелест опавшей листвы, и все чаще наш автомобиль, изрядно «наколесивший» за лето, подает признаки усталости. Это значит, что пора уделить своему «железному коню» чуть больше вашего внимания, пока «унылая пора» не напомнила нам об этом утренними заморозками, промозглым ветром и долгими холодными дождями…

Окончание, начало в № 34.

Ну, что ж, пришло время перейти от общего осеннего «инструктажа» к более конкретным, так сказать, «детальным» рекомендациям. Это статья рассчитана скорее на настоящего автомобилиста, чем на тривиального автолюбителя. Поэтому последним будет куда интересней почитать автоновости, пока мастера автосервиса делают вид, что обслуживают его автомобиль. Ну а мы, с оставшейся публикой, начинаем «пачкать руки»…   

Как известно, главное в автомобиле - это двигатель, и поэтому нет ничего удивительного, что, изрядно потрудившись за лето, он начинает проявлять симптомы утомления. Первым из них может стать синеватый дым из выхлопной трубы при перегазовке. Особенно это заметно когда после остановки на светофоре резко «газануть».  

Ну, это, так сказать, внешняя сторона вопроса. А внутренним его проявлением станет резкое увеличение расхода масла. Иначе говоря, если примерно через каждые 500-600 км вы вынуждены доливать масло, значит, проблема уже существует. И проблема эта – попадание увеличенного количества масла в камеру сгорания.

Кстати, если вместо сизого облачка из выхлопной трубы валит черный дым, то это не одно и тоже. Обычно такой эффект вызывает слишком богатая смесь в карбюраторе. Вызвать такой эффект может неплотное прилегание запорной иглы поплавковой камеры, неверно поставленные жиклеры или засорившийся воздухоочиститель. Показатели СО в этом случае во много раз начинают превышать норму. И если вы сами не начнете устранять этот недостаток, то вам об этом любезно напомнят сотрудники ГАИ и, вероятней всего, не бесплатно. 

С сизым дымком история другая. Его появление никак не влияет на концентрацию угарного газа в выхлопе. А значит, эта проблема надолго может остаться только вашей и решать ее все равно придется вам.  

Так в чем же причина повышенного расхода масла? Ну, если ваш автомобиль уже предпенсионного возраста, то обсуждать все тонкости вопроса просто не имеет смысла. Рекомендация одна – капитальный ремонт агрегата. Износ кривошипно-шатунного механизма, системы газораспределения, колец, цилиндров, поршней и втулок клапанов таков, что полумеры в виде замены поршневых колец просто не имеет смысла.

Не скрою, что из этого правила бывают исключения, и двигатель даже после 200 тысяч километров буде работать вполне прилично. Если подобное «исключение» досталось именно вам, то остается лишь искренне позавидовать...

Если же пробег вашего автомобиля вполне умеренный, то увеличение расхода масла может быть связано с нарушением уплотнения на стержнях клапанов. Это «заболевание» особенно типично для ВАЗов. Конструкционно они напоминают обычные сальники в металлическом корпусе с резиновой манжетой, стянутые кольцевой пружиной.

Как ни странно, но за все время существование завода эту деталь так и не научились делать «по-человечески». Они быстро теряют свою эластичность, а то и вовсе растрескиваются, и тогда масло без всяких помех попадает прямо в отверстие направляющей втулки. Когда клапана подогнаны правильно, масло попадает в камеру сгорания исключительно во время впуска и при том в весьма ограниченном количестве.

Если клапанная группа не «притерта» или отрегулирована неправильно (например, пережата), то герметичность нарушается, и масло по стержню выпускного клапана попадает в камеру. Как результат – резкое увеличение расхода масла, существенное снижение мощности, возникновение перебоев на низких оборотах. 

Кстати, бывают и такие слесаря-самоучки, которые в погоне за бесшумной работой движка преднамеренно зажимают клапана. Итог этой «борьбы за тишину» вам уже известен…

Если двигатель полностью исправен, то следов копоти на внутренней стороне корпуса распределительного вала быть не должно. Любые следы в виде полос или пятен должны вас насторожить. Длительное отсутствие необходимого уплотнения благодаря  негерметичности маслоотражательных колпаков или износа пары втулка-стержень приведет к тому, что детали газораспределительного механизма начнут покрываться вязкой темной массой.

Отличной «лакмусовой бумажкой» в этом деле могут стать свечи. Жирный нагар на электродах и масло на резьбе свечи свидетельствуют о той же проблеме.

Меняя колпачки, не забудьте очистить все детали от черного налета. Это позволит вам оценить, насколько эффективна была замена. Грязь эта прекрасно убирается с помощью любого растворителя для эмали или ацетоном. И рекомендуем не откладывать это дело до наступления морозов, ведь снять эту массу с холодных деталей будет куда сложней.

Как показывает практика, пословица про гром у нас популярнее, чем про сани летом. И поэтому многие проверку движка откладывают до прилета «белых мух». И это в корне не правильно.

В летнее время электроды, благодаря работе свеч на верхней границе допустимых температур, проходят своеобразную самоочистку от нагара. Т. е. в жаркое время года масло, попавшее на электроды из-за протечки, легко сгорает, практически не оставляя следов. В осеннее-зимний период эксплуатации картина меняется. Скоростной режим уменьшается, а значит, снижается рабочая температура и, соответственно, нагрузки на свечи становятся меньше. В такой ситуации они быстро покрываются слоем нагара, увеличивается утечка тока в обход искрового интервала, появляются перебои с искрой.

Появляется постоянная необходимость в очистке или замене свеч.

Следующей деталью, на которую тоже нужно обратить внимание в преддверии холодов является карбюратор. Для многих автомобилистов он представляет по истине «книгу за семью печатями», и поэтому они готовы мириться с любыми его капризами, лишь бы он давал хоть как-то работать двигателю. При такой постановке вопроса имеет ли смысл удивляться, если расход топлива превышает двойную норму, а токсичность зашкаливает.

Справиться с этой проблемой довольно просто – нужно «подружится» с карбюратором. Ведь карбюратор по своей природе далеко не самое сложное устройство и практически любой автомобилист, имея на это желание, может легко его освоить. И если вы решили это сделать, то я советую вам, не дожидаться пока неприятности, связанные с его неудовлетворительной работой, сами напомнят вам об этом.

Если разобрать карбюратор, который пару лет работал без технического обслуживания, то его «внутренний мир» может удивить вас множеством того, что, условно говоря, не содействует его нормальной работе.

Здесь можно обнаружить и грязь, которая скапливается повсеместно от поплавковой камеры до фильтра в штуцере. И следы копоти от попавших через вентиляцию картерных газов. И даже отложения всевозможных примесей бензина, не растворившихся в нем. Весь этот мусор должен быть удален полностью. Сделать это не сложно. Просто промойте ацетоном или каким-нибудь сильным растворителем все каналы карбюратора, жиклеры, распылители, дроссели и заслонки. Во время промывки не забудьте снять эластичные диафрагмы (например, в пусковом устройстве, ускорительном насосе, или приводе вторичной камеры). Если простой промывки будет недостаточно, стоит организовать чистку с помощью обыкновенной старой зубной щетки. После такой обработки ваш карбюратор засияет как новый. Главное помнить, что зачистка должна проводиться как можно тщательней, ведь любой оставшийся даже в малых количествах мусор может нарушить нормальную работу систем карбюратора.

После окончания промывки ни в коем случае не протирайте детали ветошью. Мелкие волокна могут засорить жиклеры или каналы. Просто дайте ему хорошо высохнуть, защитив от попадания мусора и пыли.

Но разобрать и промыть карбюратор это еще полдела. Не менее важно его правильно собрать. Очень часто неопытные автолюбители обменивают местами жиклеры первичной и вторичной камер или неправильно устанавливают рычажки привода дросселей. Итогом такой сборки может стать не просто частичное нарушение работы карбюратора, а и вообще полный его отказ.

Что касается «отечественных», или вернее сказать народных, автомобилей, то не меньшего внимания заслуживает и система отопления. Жидкостная система охлаждения двигателя, безусловно, надежнее и во многом проще, но и она не лишена определенных недостатков.  Связаны они, как правило, с естественным износом системы. Это может быть течь на стыках трубопроводов, через неисправные прокладки или продырявившуюся диафрагму крана отопителя. Течи же в самом радиаторе встречаются крайне редко. В число неисправностей также можно отнести и выход из строя электродвигателя вентилятора.

Кран в этой системе заслуженно считается «слабым звеном», но его ремонт не представляет сложностей для человека далекого от механики. Большинство бывалых водителей вообще придерживаются железного правила: меньше крутишь – дольше ездишь. И в этом есть доля правды. Вполне достаточно открывать кран с началом «отопительного сезона» и закрывать его с приходом весны, а климат в салоне регулировать с помощью воздушной заслонки.

Электродвигатель вентилятора вещь в принципе тоже вполне надежная. Со временем смазка в подшипниках пересыхает и при запуске он начинает издавать неприятные звуки. Проблема эта решается просто. Нужно прокапать маслом и немного покрутить движок на «холостых» оборотах.

На кануне холодов не помешает сменить масленый фильтр и заменить масло. Специалисты советуют в зимнее время использовать масло с пониженным индексом вязкости. Но помните, если вы постоянно используете минеральное масло, то менять его на синтетическое не рекомендуется -  могут потечь сальники.

Не меньшее внимание при подготовке к осени нужно уделять и системе освещения. В эту пору темнеет рано, и если фары у вас в плохом состоянии, вы рискуете нажить себе массу проблем. Некоторые особо «экономные» водители умудряются ездить вообще на одних подфарниках. В условиях хорошо освещенных городских улиц это еще кое-как может себя отправдать, но движение по темной дороге таким способом очень опасно. Ну, во-первых, наши пешеходы не особо склонны соблюдать Правила дорожного движения даже ясным днем, не говоря уже о темном времени суток. А с таким светом заметить его внезапное появление на дороге очень трудно. Какие могут быть последствия, по моему, понятно и без комментариев.

Во-вторых, наша дорога сама по себе полна всяких неприятных сюрпризов, которых-то при хорошем свете фар можно не заметить. От этих ям-невидимок не только страдают дорогие металлокордные шины, но и детали подвески.   

Главная беда фар дальнего света это их правильная регулировка. Часто на дороге можно заметить как встречная машина, идущая на подфарниках, мигает с требованием перейти на ближний свет. Но если ваши фары отрегулированы правильно, то прямые лучи почти не попадают в глаза водителя встречной машины. Поэтому прежде чем «уехать в осень» обязательно проведите регулировку фар дальнего света.

И еще, не откладывая в долгий ящик, залейте в бачок стеклоомывателя незамерзающую жидкость. Как известно, зима всегда приходит неожиданно. Если вода замерзнет, то бачок вы, может быть, и отогреете, а вот с трубками этого может и не получится. Поэтому, наполнив бачок «незамерзайкой», обязательно прокачайте систему, чтобы жидкость прошла по всем патрубкам.

Большое значение для безопасного передвижения особенно в темное время суток имеет и прозрачность стекол, особенно лобового. Если ваши стекла хорошо вымыты, пелена на них все равно осталась, значит это следы от микроповреждений во время длительной эксплуатации. Недостаток этот можно частично устранить, обработав внешнюю сторону стекла специальной алмазной пастой. Если такой пасты у вас под рукой не найдется, можно попробовать сделать эту же процедуру с помощью пасты ГОИ.

Критично оцените состояние ваших «дворников». Если они изрядно разболтались и при движении ложатся набок, царапая плоскость стекла – немедленно смените их. Резиновый скребок, тоже должен быть в идеальном состоянии. Если на нем есть надрывы или другие повреждения щетки также подлежат замене. В противном случае на ваших стеклах всегда будут оставаться полосы, препятствующие хорошему обзору. Крепление тоже должно быть надежным и обеспечивать плотное прилегание к стеклу. До определенной степени это возможно отрегулировать, но если стеклоочистители уже не подлежат регулировки, то их так же стоит заменить.

Некоторые пытаются улучшить прижимные свойства стеклоочистителей за счет модных аэродинамических «крылышек». На самом деле практического эффекта от этих «штук», по крайней мере, при езде в городском режиме, нет и быть не может. Поэтому лучше потратить деньги на новые «дворники», чем на никчемные «понты».

Кстати, ремонт отдельных деталей стеклоочистителей, тоже, как правило, приводит лишь к достаточно небольшим и кратковременным улучшениям.

Ни в коем случае не используйте дешевые щетки. Во-первых, потому что «дворники» работают на трение, и если окажется, что они не качественные, то прослужат они крайне мало. Как итог – вам опять придется тратить деньги. Во-вторых, от хорошей видимости, особенно в плохую погоду, может зависеть ваша безопасность, а с этим, как вы понимаете, не шутят.

Если у вас в машине заднее стекло имеет обогрев, то проверьте его работоспособность до наступления холодов. Если есть подозрения, что система не работает, не забудьте упомянуть об этом мастеру при очередном посещении СТО.

Раз мы уж вспомнили об электрооборудовании, то стоит сказать пару слов и о ремне генератора. Обратите внимание на его состояние. Исправный ремень не должен быть засаленным лохматиться, или иметь трещины. Проверьте также его натяжку. От нормальной работы генератора во многом будет зависеть подзарядка аккумуляторной батареи, на которую в осеннее-зимний период ложиться большая нагрузка.

Немаловажно для осенней езды и состояние ваших шин. В такую погоду сцепление с дорожным покрытием существенно ухудшается. Этому способствует и сырость, и опавшие листья, и даже ранние заморозки. По этой причине состояние протектора должно быть, по крайней мере, в пределах нормы. «Лысая» резина не обеспечит вам должной устойчивости на мокром асфальте, а это может быть чревато серьезными последствиями.

Конечно, это далеко не все вопросы, на которые стоит обратить свое внимание в преддверии зимнего периода. Но даже если вы проведете работы только согласно нашим рекомендациям, то выезжать на осеннюю дорогу будет намного спокойней.

Желаем Вам удачи на дорогах!


Подготовила Оксана Беловол.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь