статьи   

23.01.2012 (№ 39) Безопасность

Как лучше тормозить…




-

Основной задачей тормозной системы является замедление автомобиля или полная его остановка. Как вы сами понимаете ее исправная работа – это залог не только вашей безопасности, но и других участников движения. Посему, думаем, любому автомобилисту важно понимать, хотя бы в общих чертах, как устроена тормозная система автомобиля. Это позволит не только избежать неприятностей на дороге, но и сэкономить деньги. В конце концов, чем больше будет знать автомобилист, тем лучше он будет заботиться о своем «железном коне».

 

  • Тормоза в теории

Тормоза преобразуют кинетическую энергию движения машины в тепло. Говоря проще: они служат для того, чтобы остановить автомобиль, а если быть более точным, то тормоза останавливают колеса. Как раз в этом и состоит огромная разница, так как даже самые мощные тормоза не способны остановить автомобиль в том случае, если существует минимальное или же вообще нет сцепления с поверхностью. Если до упора вдавить в пол педаль тормоза, то в большинстве случаев колеса перестанут крутиться, а вот сама машина будет весело продолжать катиться юзом. Водителю в такой ситуации совсем не до веселья. Большинство автомобилистов полагают, что занос машины происходит в результате «отказа работы тормозной системы». Но фактически причина этой ситуации заключается в ошибке водителя, который не понял условий сцепления и не смог вести автомобиль надлежащим образом.

 

  • Основы торможения

Стандартная тормозная система «пассажир-автомобиль» является относительно простой и понятной. Водитель, нажимая на педаль тормоза, передает усилие на главный тормозной цилиндр. Этот цилиндр оснащен поршнем, который оказывает давление на гидравлические трубки, ведущие к каждому колесу автомобиля. В гидравлических трубках залита тормозная жидкость, оказывающая давление на тормоза. На тормозные колодки, которые сжимают диск или барабан колеса, воздействует поршень главного цилиндра.

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, тормозные диски сжимаются, трутся о барабан или диск. В процессе эксплуатации автомобиля тормозные колодки истираются, и возникает необходимость их замены на новые. Если этого не сделать, то колодка может стереться полностью, металлические шайбы начинают «визжать» при нажатии педали тормоза. Такой звук должен насторожить водителя, и он должен обязательно поменять тормозные колодки на своем автомобиле. Запомните, стертые колодки не только очень сильно понижают эффективность работы тормозной системы машины, но и нанести серьезные повреждения роторам, барабанам или другим частям. И даже если вы – заботливый автовладелец, и регулярно меняете тормозные колодки, то все равно после дальних поездок может все-таки потребоваться небольшое дополнительное сервисное обслуживание. Дело в том, что поверхность барабанов и дисков даже при нормальной эксплуатации стирается неравномерно, посему периодически необходимо проводить повторную машинную обработку, дабы они нормально работали и дальше.

Также автовладельцам важно знать еще одну причину неэффективной работы системы торможения. Это попадание воздуха в гидравлические трубки. Эта неисправность устраняется элементарно – воздух необходимо стравливать.

Современные тормоза значительно мощнее, чем двигатель машины, поэтому даже при полностью открытом дросселе можно легко остановить даже очень мощный автомобиль, просто нажав на педаль тормоза. Все автомобили также имеют стояночный тормоз (его еще называют ручной тормоз). Он работает независимо от основной тормозной системы машины. Стояночный тормоз, как правило, воздействует на задние колеса автомобиля. Его можно привести в действие вручную в том случае, когда гидравлическая тормозная система перестает работать.

 

Ремонт тормозной системы автомобиля необходим в следующих случаях:

– при повышенном ходе педали тормоза;

– при проваливании педали тормоза в пол, или если она пружинит;

– если колеса притормаживают;

– при снижении эффекта торможения или если педаль тормоза жесткая;

– если при торможении авто уносит в сторону;

– если тормоза стучат;

– если тормоза греются во время движения автомобиля;

– если колесо тяжело проворачивается рукой или накладки не отделяются от диска;

– если замечена пульсация тормозов;

– если ручной тормоз функционирует неточно.

 

  • Как лучше тормозить…

Многочисленные инженерные изобретения смогли значительно улучшить работу и надежность тормозной системы. Почти для всех современных легковых автомобилей стандартными являются механические тормоза. Они применяют энергию мотора для усиления работы тормозов, поэтому водителям не приходится выполнять всю работу при торможении, нажимая правой ногой на педаль. Современные автомобили оснащены двумя параллельными тормозными системами (каждая система контролирует два колеса машины). Поэтому, если одна из систем во время движения полностью откажет, то другая тормозная система в любом случае сможет остановить машины, хотя и сделает это менее эффективно.  

Как вы сами понимаете, с годами тормозные системы претерпевают также существенные улучшения. Еще несколько десятилетий назад весьма широко применялись тормоза барабанного типа. Да они и сегодня устанавливаются на задние колеса у многих марок автомобилей. Эти тормоза используют в своей работе узел в виде барабана, вращающийся вместе с колесами. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, внутри барабана так называемые «башмаки» совместно с фрикционным материалом (он заменяем) сильно прижимаются к барабану. Таким образом и происходит торможение. Тормоза барабанного типа зарекомендовали себя весьма неплохо. Хотя при этом возникает сильное тепло, которого может хватить, чтобы снизить эффективность торможения, если водитель нажмет на педаль тормоза очень резко. Именно при резком перегревании и происходит снижение эффективности работы барабанных тормозов. Мощность торможения ощутимо падает, да и тормозные детали и колодки могут также прийти в нерабочее состояние.

Значительному улучшению условий торможения способствовало изобретение дисковых тормозов. На сегодняшний день дисковые тормоза устанавливаются на передние колеса практически всех марок легковых автомобилей.

Дисковые тормоза лучше охлаждаются, чем барабанные, так как воздух в них может свободно циркулировать между диском и поверхностью колодки. Имеются также вентилируемые диски, у которых две фрикционных поверхности. Они разделяются перемычками, позволяющими воздуху попасть вовнутрь диска, и таким образом тепло отводится еще лучше.

Важным преимуществом дисковых тормозов также является то, что они способны самоочищаться от воды, грязи и продуктов износа:  при вращении газы и загрязнения «сбрасываются» с диска, а вот на барабане, например, продукт износа колодок - пыль наоборот очень легко налипает.

Самыми главными преимуществами дисковых тормозов над барабанными является стабильность характеристик и большие возможности для регулировки их работы, которые приводят к улучшению торможения, а в итоге — к повышению безопасности движения.

 

Из истории развития тормозных систем автомобиля

Первые тормозные системы начали применять еще на гужевом транспорте. Дело в том, что лошадь могла разогнать повозку до относительно большой скорости, а затем сама не могла справиться с ее остановкой. Первые механизмы тормозили колесо благодаря ручному рычагу либо же системы рычагов. Колодка, изготовленная из дерева, иногда — с обитой кожей поверхностью прижималась к ободу колеса, затормаживая его. В сырую погоду это было малоэффективно.

С тех пор тормозной механизм сильно изменился в лучшую сторону. Наибольшее развитие в разработке тормозных систем произошло с появлением автомобиля.

На первых автомобилях использовали такой же колодочный тормоз, что и на конных экипажах. Например, на первых автомобилях Бенца колеса останавливались именно колодками, обитыми кожей. Этот  способ был малоэффективным, да к тому же кожа быстро истиралась, и на протяжении даже одной поездки иногда приходилось несколько раз менять кожаные накладки. Усовершенствованный вариант данного механизма используется и в наше время на наиболее простых и малоскоростных велосипедах, правда колодки теперь делают из металла, накладки — из фрикционного материала, и располагают их по бокам от обода колеса (на более дорогих и скоростных моделях используют уже дисковые тормоза).

 

  • Управляющий блок ABS

В конце 60-х годов прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки фирмой Bendix было разработано еще одно важное усовершенствование – антиблокировочная система тормозов -  ABS (анг. Anti-lock Braking System). Впервые данная система предлагалась как дополнительное (опционное) оборудование на автомобилях Imperial корпорации Chrysler в 1971 модельном году. ABS представляла собой трехканальную компьютеризированную электронную систему. Аналогичные по функциональности механические системы применялись и раньше, например в авиации  - с 1929 года, однако они были очень ненадежными и дорого стоили, поэтому и не получили массового распространения на серийных автомобилях. Что же касается Европы, то подобные системы здесь начали широко применять лишь в конце семидесятых годов.

Антиблокировочная система стала жизненно необходимой  по причине массового распространения вакуумных усилителей в тормозных системах и эффективной, быстродействующей дисковой системе торможения. Вместе они легко позволяют при нажатии на педаль заблокировать колесные тормозные механизмы. Сами же колеса при этом перестают крутиться и, как показали исследования, эффективность торможения автомобиля при этом (имеется в виду движение «юзом», то есть, скольжение неподвижных колес по асфальту) значительно уменьшается если сравнивать со случаями, когда колеса медленно, но все же катятся. Кроме того, очень важным моментом является то, что в такой ситуации автомобиль становится неуправляемым, так как направление движения практически не зависит от того, куда повернуты передние колеса, если они не катятся, а скользят.

 

В последнее время актуальными становятся электромобили и автомобили с гибридными силовыми установками. В них все чаще используют рекуперативное торможение – при котором, энергия, вырабатываемая при торможении, преобразуется в электрическую, и затем подзаряжает аккумуляторы. Так, например, в Toyota Prius тормозные колодки используются для удерживания автомобиля на месте и для экстренного торможения, а основную роль в торможении играют моторгенераторы, поэтому тормозные колодки у гибридных автомобилей служат в несколько раз дольше, чем у обычных.

 

ABS делает практически невозможной блокировку за счет управляемого электронным блоком снижения давления в контурах колес, подверженных в данный момент блокировке, таким образом поддерживая их так сказать «на грани» блокирования: торможение в такой момент является самым эффективным. Но тем не менее, антиблокировочная система при некоторых условиях, а именно: при движении по грязи, по песку, по гравию или же глубокому слою снега) все-таки может увеличивать тормозной путь по сравнению с действиями специально подготовленного водителя, который использует на автомобиле без ABS специальные приемы торможения. Важным является и то, что автомобиль, оснащенный ABS, не теряет управляемости при торможении, его не заносит в одну сторону при блокировке одного из передних колес.

Технический прогресс не стоит на месте и в настоящее время происходит постоянное совершенствование тормозных систем автомобилей. В качестве примера можно назвать такие системы, как ESP, TCS, EBD и так далее. В результате происходит дальнейший рост активной безопасности. Хотя не забывайте, что самым важным фактором безопасности, было и остается все-таки умения и навыки водителя.

 

Подготовил Евгений Рейсер.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь