статьи   

23.01.2012 (№ 40) Телетекст

Модная игрушка. Toyota Prius




-

По материалам телевизионной программы «АвтоПремьер».

Гибридные автомобили – это самая модная тема в современном автомобильном мире. Однако следует признать, что, хотя гибридомобили выпускает все больше и больше производителей, все они по большому счету ориентируются на один и тот же пример – Toyota Prius, самый массовый гибрид на планете. В любом из своих поколений он – образец для подражания!

Если второе и третье поколения Toyota Prius, дебютировавшие в 2002 и 2009 годах соответственно, весьма заметно отличались внешне, то в технической начинке они похожи практически как близнецы-братья. Ведь представив в 1997 году на первой генерации этой модели революционную фирменную трансмиссию Hybrid Synergy Drive, тойотовцы дальше предпочли путь усовершенствования, когда вся гибридная начинка лишь дополнялась и улучшалась. Потому у всех без исключения Prius схема-связка моторов и колес практически одинакова.
Есть бензиновый двигатель, есть пара электромоторов, один из которых исполняет роль генератора, а другой является тяговым, и есть планетарная коробка передач, которая распределяет на передние колеса потоки мощности. Нельзя забыть и про никельметаллгидридные батареи в подполе багажника, а также систему рекуперации, которая при каждом торможении собирает частицу энергии этого процесса и отправляет туда же, в батареи, подзаряжая их, чтобы потом было чем подживить тяговый электродвигатель.
Эта система построена по так называемой параллельной гибридной схеме: моторы могут работать как по отдельности, так и параллельно друг с другом. А потому машина может, например, беззвучно, на скоростях до 50 км/ч, ехать на одной электротяге (особенно удобно на малых скоростях), мчать по трассе на бензиновом моторе или же напористо разгоняться со светофоров, используя объединенный потенциал всех силовых агрегатов. При этом переключение между этими режимами автоматизировано до предела – от водителя требуется выбрать режим работы трансмиссии при помощи небольшого джойстика, а дальше включение или выключение того или иного двигателя будет происходить плавно и абсолютно незаметно…
Но в частностях разница между поколениями, конечно же, есть. Так, нынешний Prius заметно мощнее предшественника – суммарная отдача его силовой установки достигает 136 сил против прежних 111. Это объясняется увеличенным с 1,5 л до 1,8 л бензиновым двигателем, что дало рост с 76 до 98 сил, а также расшитым до 14.000 оборотов электромотором – соответственно этому увеличилась и его мощность. Зачем? Ведь основной упор разработчики гибридов делают на экономичности, а лишние лошадки – это и дополнительные сожженные литры топлива, разве не так? Нет, не так – и тойотовцы подтверждают это на практике.
По своей конструкции основной, бензиновый мотор остался прежним – он, как и раньше, работает не по циклу Отто, как подавляющее большинство двигателей внутреннего сгорания, а по циклу Аткинсона. В нем в самом начале сжатия впускные клапаны остаются открытыми, а потому часть топливо-воздушной смеси выталкивается обратно, во впускной коллектор. Это позволяет мотору работать на стандартном 95-м бензине без детонации даже при очень высокой степени сжатия. Отсюда и экономичность – минусом мотора является лишь нестабильная работа на низких оборотах, что и компенсирует подключающийся в таком случае электродвигатель… Но это все неизменно от поколения к поколению Prius, а в третьей генерации важнее именно увеличенный литраж. Ведь в таком случае за счет большего крутящего момента двигатель в большинстве ситуаций работает на меньших оборотах. А это – и есть уменьшение аппетита двигателя!
Впрочем, сокращали расход топлива в третьем Prius тойотовцы и в менее очевидных моментах. Так, и без того отточенная аэродинамика стала еще лучше – и за счет оптимизированного днища коэффициент лобового сопротивления снизился до рекордных 0,25! И пусть этот хэтчбек вряд ли назовешь красивым, зато эффектным – точно. Чего в этом вопросе стоят, например, появившиеся диодные фары головного света: они не только эффектны, но и эффективны. Ведь такие лампы потребляют на 30% меньше энергии, а служат вчетверо дольше… Хотя, если уж на то пошло, то по-настоящему эффектен Prius все же внутри – вот там действительно все так, как у автомобиля будущего. Приборы по центру, парящая центральная консоль, обилие кнопок…
Кстати, стоит отметить любопытный нюанс. Если во втором «Приусе» картинка распределения потоков энергии в режиме реального времени выводилась на большой цветной экран, то теперь ее место – на узеньком дисплее под лобовым стеклом. Мол, намек от Toyota: что там смотреть-то, это ж уже не диковинное шоу, а обычная повседневная работа…
И это на самом деле так – смотреть на распределение потоков по большому счету излишне. Какая разница, что сейчас происходит внутри силовой установки? Главное – что автомобиль уверенно едет вперед. И как едет-то! Фразу «удовольствие от вождения» за рулем Prius понимаешь иначе, нежели обычно. Так, внутри очень тихо: двигателей почти не слышно, а аэродинамические шумы не досаждают даже на высокой скорости. Реакции на фирменный для Prius овальный руль, оснащенный электроусилителем, сглаженные, а подвеска абсолютно всеядна – и глотает любые дороги незаметно для сидящих внутри.
Азарта тут минимум, крены в поворотах великоваты, а реакция на педаль газа более-менее живая только в режиме «PWR», где принудительно задействуется максимум возможностей силовой установки – быстрее, чем за 10,5 с, до сотни хэтчбек не доедет. Но гнать на этой Toyota и не хочется! Размеренная и очень спокойная, прямо-таки умиротворяющая езда – вот основной козырь Prius. И, если уж совсем честно, едва ли не единственный. Ведь экономичность экономичностью, но с учетом весьма высокой цены самого автомобиля, а также запасных частей к нему окупать себя эта Toyota будет далеко не один год… Так что как ни крути, а Prius все еще остается высокотехнологичной и очень приятной в обращении, но все же – игрушкой.

Евгений Пушкарев.
 

Технические характеристики:

  • Габаритные размеры: 446 х 174 х 150 см
  • Снаряженная масса: 1370 кг
  • Двигатель: бензиновый I4 объемом 1,8 л, электромотор
  • Суммарная мощность: 136 л.с. при 5200 об/мин
  • Крутящий момент: 142 Нм при 4000 об/мин
  • Максимальная скорость: 180 км/ч
  • Разгон 0-100 км/ч: 10,4 с
  • Расход топлива: 3,9 л на 100 км
  • Запас топлива: 45 л


Телевизионную программу «АвтоПремьер» смотрите:  

  • телеканал А/ТВК – вторник (22:00)
  • телеканал Фора – воскресенье (21:30)
  • телеканал Фаворит – суббота (19:00), воскресенье (11:00), вторник (14:00)
  • кабельная сеть «Триолан»
  • раздел «Видео» на сайте www.auto.premier.ua


 



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь