статьи   

23.01.2012 (№ 41) Компас потребителя

Легче гуртом или развод по автоплану




-

Такие слова как «автоплан» и «автотак» хорошо известны автолюбителям. Особенно тем, кто еще только собирается приобрести свой первый автомобиль. Да что там говорить, даже в нашем журнале нет-нет, да и проскочит столь соблазнительный для многих украинцев лозунг: «Новый автомобиль – за 300 гривен в месяц!». Пришла пора разобраться, о чем так сладко «щебечут» менеджеры, и о чем они так скромно умалчивают. И что же на самом деле представляет собой покупка автомобиля в группе…   

Итак, если у кого-то сложил мнение, что автоплан, это чисто украинское изобретение, то хочу вас сразу разочаровать. Эта, как красиво сказано, «Новая эра приобретения автомобилей» началась не у нас. Изобретение это чисто аргентинское. И перекачивало оно к нам из Польши, где тоже в свое время было очень популярно. Кстати, даже несмотря на то что эта система работает в Украине с 1998 года и торгует в основном машинами отечественной сборки (конечно условно), украинской она все же не является. Руководит ей на уровне «администратора» частное акционерное общество «AICE Ukraine», во главе которого стоят отнюдь не наши соотечественники.

Кто конкретно обеспечивает поддержку и покровительство этой системе на родной земле выяснить трудно. Уж больно все завуалировано и кроме слухов никакой конкретной информации нет. Единственно, что является бесспорным фактом так это подписание в 2000 году дилерского соглашения между «АІСЕ Украина» и «Укравто». А ведь «Укравто» является несомненным монополистом в сфере производства дешевых автомобилей в Украине.

И сообщаю я это не из-за каких-либо национальных предрассудков, а лишь для того, чтобы было понятней, откуда, как говорится, «растут ноги».

Международный кризис, первая волна которого неплохо прошлась по нашей стране, сильно подорвало популярность кредитования. У многих жителей Украины финансовая стабильность в такое нелегкое время повисла буквально на волоске. Все меньше находится желающих рисковать и без того шатким благополучием ради кредитной кабалы. Именно поэтому все больше приобретает популярность система приобретения автомобиля в группах, больше известных в народе под вывесками «Автоплан», «АвтоТак» и т. п.  

В основе этой системы лежит простой и демократичный принцип. Кто застал золотые времена Союза, наверно помнят, так называемые, «Кассы взаимопомощи», которые были почти в каждом работающем коллективе. Принцип их работы был до боли прост. Все члены коллектива с зарплаты отдавали в кассу, заранее оговоренную сумму, которая существенно не влияла на семейный бюджет. Собранные со всех взносы превращались уже в солидную сумму, которая позволяла сделать серьезную покупку. Эта сумма передавалась одному из членов этого коллектива. В следующий месяц история повторялась, и деньги получал уже следующий сотрудник, и так пока круг не замкнется и начнется с начала…

На таком же принципе основывается и работа автоплана, только группы формируются из желающих приобрести автомобили примерно одинаковой ценовой категории. Разница заключается лишь в том, что взамен альтруистической системы накопления общественных средств, это стало неплохим бизнесом для организатора таких групп в лице «АІСЕ Украина».  

Вопрос о легитимности такого вида бизнеса стоит уже давно, и не раз подымался и государственными чиновниками и даже правоохранительными органами. Но в нашем законодательстве нет, не только возможности как-то регулировать этот вид деятельности, но и вообще упоминания о таковом.  Даже стремление Государственной комиссии по регуляции рынков финансовых услуг вывести из его тени не завершилась ничем существенным.

Справедливости ради нужно отметить, что приобрести автомобиль благодаря системе «автоплан» вполне реально, вопрос лишь заключается в какие сроки и за какие деньги…

Автоплан рассчитан на недалеких людей, которые ведутся на уговоры менеджеров и рассказы необразованной шушеры о том, как "кент купил машину по автоплану". В селе,  где живут мои родственники, уже человека 2 точно встряли в автоплан и ждут... Никто не читал договоры, всем навешали лапши! Это люди даже без полного среднего образования, о чем можно говорить! Удивительно, что все так юридически четко продумано... якобы и не обманывают, а людей реально разводят!

Инга.

 

Что же касается специалистов, то все в один голос утверждают, что подобная система по всем своим признакам представляет особый вид финансовой пирамиды, в данном случае автомобильной. Кто в девяностые успел поиграть в этот «пирамидальный лохотрон», тому не нужно рассказывать, чем он обычно заканчивался...

Невзирая на очень привлекательную рекламу, сулящую быстро получить автомобиль, выплачивая небольшие ежемесячные взносы, количество людей со всех концов Украины, считающих себя обманутыми, неуклонно растет. Негодование уже давно переполнило интернет и периодически выплескивается за край в виде судебных исков.

Чтобы понять, чем же, в конечном счете, недовольны люди, добровольно пошедшие по пути автоплана, необходимо вникнуть в некоторые детали этой схемы. Первое это как же все-таки определяется в группе счастливчик, получающий автомобиль. Очередность получения авто решается тремя способами: аукцион, бальная система и тривиальная жеребьевка. Причем третий способ, благодаря своей непредсказуемости, применяется крайне редко.

Аукцион работает по принципу – кто больше денег готов внести тот и забирает авто. При бальной же системе очередность определяется по количеству накопленных баллов за ежемесячные фиксированные взносы. Ни тот ни другой способ не гарантирует, что в первую очередь счастливчиками, получившими автомобили, в обещано короткий срок, окажутся подставные лица.

Некоторые участники «Автоплана», с которыми в ходе подготовки материала удалось пообщаться лично, рассказывали, что несколько раз присутствовали на розыгрышах и аукционах машин в рамках плана, но ни разу за несколько лет не видели в лицо реальных победителей.

Наверно поэтому простому смертному приходится ждать свой автомобиль 5-7 лет, причем при условии, что он будет все это время исправно платить взносы. А последний из группы, которая по своей численности обычно составляет не менее 150 человек, а то и гораздо больше, вообще рискует получить свой автомобиль лет через 10. И это первая, но далеко не последняя ложка дегтя в бутафорской бочке автопланового меда.

Даже если вам повезет, и автомобиль вам достанется быстрее, кроме значительных переплат вас еще ожидают серьезные испытания. Дело в том, что сама процедура получения автомобиля по автоплану содержит большое количество всяких условностей, которые, как правило, становятся большим сюрпризом для их клиента.

Например, в случае удачи, вам будет необходимо «оббежать» более десятка всяких инстанций и собрать целую кипу всевозможных документов. Если вам по каким-либо причинам это не удастся, то о получение машины можно забыть. Как говорится – кто не успел, тот опоздал. Согласитесь, весьма странный принцип для получения автомобиля, который тебе достался вполне законно…

К тому же если даже после получения автомобиля вам удастся быстренько заплатить оставшуюся сумму, то «открестится» от автоплана вам все равно не получится. С вас все равно будут тянуть деньги.

Мне не повезло дважды: поимели материально и нервы потрепали изрядно. Решила жена купить дочке авто и непременно в автоплане, ведь недорого и обещают через месяц (!!!). Вот и встряли по самое «нехочу»: авто 33 000 +услуга(?) 35% от авто + 6,5% страхование жизни +5% страх.авто + вступительные + за право получить + оформление у нотариусов + текущие расходы. Через месяц узнали, что если хочешь авто, то плати 50% сразу. Заплатили  +17% за услугу(?). Через неделю получаем приглашение, приезжаем и узнаем, что выбранную нами модель якобы сняли с производства, и никакой автобазы у них нет и выбрать не из чего. Да у них даже цветных картинок автомобилей, на которые можно рассчитывать в будущем, не оказалось. А денег не отдают. Выбрали другую модель, доплатили разницу 17 000 без стоимости услуги...  Право на получение было к Новому году, машину пригнали на 8 Марта. Именно пригнали на регистрацию без права на выбор. Содрали денег на бензин (за 100 км) и обязательное страхование (170 грн)…И до сих пор дочка какие-то квитанции по автоплану оплачивает.

Но все равно вроде как повезло, оказалась не местной сборки, и договор заключили 27 сентября получили уже к 8-му марта. Считать всю потраченную сумму боюсь – иначе сердце станет, да и разве все упомнишь… Так что прежде чем влезать в такой лохотрон, лучше хорошо подумать.

Николай.

 

Еще один сомнительный момент, который практически лежит на поверхности, но многие его просто игнорируют, а зря. «АІСЕ Украина» - организация коммерческая (т. е. созданная для получения собственной прибыли) и имеет совсем не маленький штат, а других доходов, кроме как взносы от участников программы у нее нет. А это означает, что часть денег якобы переданных вами на покупку автомобиля уходят на содержание админаппарата. И поверьте, эта сумма во много раз превышает ваш первоначальный 3-х процентный взнос. Если вам интересно, какая дружная компания «кормится» из вашего кошелька, зайдите на сайт «Автоплана» и посмотрите на плотные ряды автоплановских «тружеников».

Некоторые скажут, что ничего странного в этом нет. Ведь сотрудники «Автоплана» занимаются формированием групп, сбором денег, покупкой автомобилей и т. д. Да по сути ничего странного. Разница состоит лишь в том, что посреднические услуги, коими, по сути, является участие автоплана в покупке автомобиля, по своей стоимости как минимум в десять раз (примерно 35-37% от стоимости авто) превышают обычную стоимость такого рода услуг.  

Попал на этот развод пять лет назад, слово акция на наших людей действует притягательно, менеджеры пообещали, что получу машину в следующем месяце, но до конца акции осталось два часа, договор прочитать не дали, да и что можно понять за два часа, прочитав толстую пачку документов да еще на украинском языке. Сказали, мол договора у них закончились, но пока вы заплатите первоночальный взнос, мы успеем его распечатать, к слову, распечатали его только на следующий день, но меня поздравили и пообещали встречу с руководителем Автоплана и получением машины в следующем месяце. В общем, я обещания слышал на протяжении еще полугода, когда же я понял, что попал, попытался разорвать договор, мне сказали, чтобы я открыл сберкнижку и сообщил им реквизиты… Все рассказывать долго, но по сей день вопрос открыт, а прошло уже четыре года, на моей сберкнижки нет ни копейки.

Дмитрий.


Если уж мы заговорили о посреднических услугах, то стоит упомянуть принципиальные различия между приобретением автомобиля в кредит и покупкой в группе.

Первое, это то, что в случае с кредитом вы не закупаете автомобиль у банка, а берете деньги на приобретение его в автосалоне, т. е. у представителя автопроизводителя реально из первых рук. В случае с автопланом вы фактически передаете деньги посреднику, который от вашего имени (разумеется, с учетов своих личных финансовых интересов) приобретает автомобиль у того же автопроизводителя.

Второе – при кредите вы выплачиваете сумму долга исходя из стоимости автомобиля на момент покупки, т. е. не зависимо от дальнейшего удорожания модели. При покупке в группе ситуация другая. Вы приобретаете автомобиль не по цене существовавшей на момент внесения первоначального взноса, а на момент его получения. Говоря иначе, если вашему «одногруппнику» сейчас достанется LADA 2113 условно за 60 тысяч гривен, то через пять лет вам (когда подойдет очередь) этот же автомобиль с учетом инфляции обойдется процентов на 20-25 больше, хотя первый взнос был внесен вами в одно и тоже время.

Третье – якобы высокая кредитная ставка банка, которой очень часто взахлеб пугают менеджеры автоплана, в конечном счете, оказывается куда более щадящей по сравнению с долгосрочной небольшой выплатой по договору автоплана.

И четвертое, пожалуй, самое существенное, при кредите вы платите за автомобиль, который хоть пока и не полностью, но принадлежит вам и находится в вашем распоряжении. Что же касается автоплана, вы просто отдаете деньги «дяде» за автомобиль, который в случае форс-мажора, предусмотрительно прописанном в договоре, вы можете вообще не получить.   

Как показывает практика, примерно 80 процентов участников «Автоплана» уже через два-три месяца сомневаются в правильности принятого решения и жалеют о сделанном. У кого-то хватает духа расторгнут договор и вернуть хоть какие-то свои средства, другие же, понимая, что серьезно «вляпались» по своей воле, смиренно продолжают платить, в надежде хоть когда-то получить свой автомобиль. 

Я до сих пор в автоплане, но не жалею. Деньги, которые вкладываю, никуда не деваются, а человеку со средним достатком собрать сумму в сто тысыч гривен непросто. Тут же проще - хочешь не хочешь, а плати. Так бы деньги просто транжирились. Я за полтора года заплатил тридцать пять тысяч грн. Даже не знаю, куда раньше девались такие доходы, а все просто - пиво, сигареты, кино, кафе, вечеринки…

Правда, вот своего автомобиля пока не видел, но надеюсь что дождусь.

Сергей.

 

Безусловно, основным коньком такого «развода по-доброму», является юридически грамотно составленный договор. Ознакомившись с ним не торопясь, понимаешь, что над ним поработал не один грамотный юрист и психолог. Объемный договор просто изобилует всевозможными специфическими терминами и оборотами, как будто специально вставленными, чтобы довести клиента до полного исступления.

Да еще и менеджер, постоянно галдящий на ухо о том, что проводимая акция подходит к концу и упустить такую возможность (например, получение автомобиля буквально в течение месяца) просто глупо… Тут уж не до размышлений, а тем более не до детального изучения текста договора. Вы же наверно по себе знаете, как магически действует на нас слово «Акция!».

Да-с-с, персоналу таких организаций стоит отдать должное. Дрессировка, которую они проходят на специальных курсах и семинарах, дает возможность «укатать» практически любого допустившего в свою голову мысль, что покупка автомобиля по автоплану это не так уж и плохо.

И вот договор подписан и с этого момента начинается самое интересное…

Продолжение следует.

Сана Шильдик.

Прим. редакции:  В статье использованы мнения конкретных людей, взятые из открытых интернет-форумов.



Комментарии: обновить

17.12.2012 9:18:41
олег
Автомобиль получил через месяц, новый, а не б/у. Надо подготовиться, а потом "встрявать".
 
 
20.08.2013 12:32:13
игорь
Автоплан=ЛОХОТРОН. Могу только так сказать. Переплата на машину до 60%. Поют сладко , но как только выплатил всю сумму остаёшся со всеми проблемами один на один.
 
 
21.04.2016 15:50:47
Саша
Заключил договор с "Автопланом" 25 августа 2008 года на машину авео, внес туда деньги в итоге машину ждал 2 года тогда отказался, а деньги вернули только 2015 году и то не всю даже половины нет.
 
 
07.03.2017 16:45:35
Ирина
Саша а как тыденьги вернул ?
 
 
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь