статьи   

15.05.2012 (№ 47) Советы бывалого

Невидимый борец за экологию. Особенности конструкции и эксплуатации салонных фильтров




-

Что такое салонный фильтр наверняка слышал каждый автомобилист. Те, кто зимой и летом прекрасно обходятся без кондиционера, будут утверждать, что это «лишние понты». Тому же, кому удалось своими глазами увидеть отработанный салонный фильтр, вряд ли согласится с их мнением. Такое нехитрое устройство в условиях запыленности наших городов становится не просто атрибутом повышенного комфорта, а настоящей необходимостью в борьбе за сохранение собственного здоровья. Именно поэтому стоит поговорить о салонных фильтрах более подробно.   

Стандартная система вентиляции, вопреки устоявшемуся мнению, не занимается очисткой воздуха, она только обеспечивает его циркуляцию в салоне. К большому сожалению окружающий нас воздух уже давно далек от необходимого нам идеала. Недостаток чистого воздуха может пагубно сказываться не только на самочувствии водителя и его пассажиров в период пребывания в машине, но и на здоровье в целом. Типичными проявлениями такого состояния могут быть головные боли, ощущение дискомфорта, аллергические реакции и многое другое. Болезненное состояние водителя может также привести и к аварийной ситуации на дороге, которая чревата угрозой жизни не только ему, но и другим участникам движения. Вот почему, такое незначительное на первый взгляд устройство как салонный фильтр, все больше приобретает свою актуальность.

Немного об истории… Добиваясь максимальной эффективности работы двигателя внутреннего сгорания, человеку пришлось позаботиться о чистоте его «дыхания». Так появились автомобильные воздушные фильтры. Но чем дальше развивался технический прогресс, тем чаще люди задумывались о том, чем же приходится дышать им самим. В современных городах воздух уже давно перестал быть достаточно чистым. При химическом анализе из него можно собрать почти всю таблицу Менделеева. Микрочастички грязи, пыли и сажи, различные вредоносные бактерии, цветочная пыльца, споры растений и многое другое содержащееся в воздухе представляют серьезную опасность для здорового дыхания человека. А если говорить об автомобиле, то в его салоне концентрируется в несколько раз больше вредных веществ, чем в окружающей среде.

Именно поэтому ведущие автомобильные производители стали разрабатывать и устанавливать в салонные вентиляционные системы специальные фильтры. Для начала их  конструкция была довольно проста и, по сути, очень близка к воздушным фильтрам для двигателей. Поток воздуха проходил через специальный фильтрующий материал из целлюлозы или синтетического волокна. При этом частички сажи, грязи и пыли оседали на структуре и не попадали в салон.

Следующим этапом эволюции салонного фильтра было появление двухслойных конструкций. Добавление еще одного слоя с наэлектризованным синтетическим волокном позволило остановить и различные микрочастицы размером до 0,5 мкм. Казалось бы, куда дальше, но, как говорится, совершенству нет предела. Защитить человека от сажи, неприятных запахов и вредных газов помогает активированный уголь. Мелкие угольные гранулы, имеющие дополнительно специальную пропитку, наносятся на подложку из текстильного материала или полиуретановой пены, и являются третьим рубежом защиты.

Самыми эффективными на данный момент считаются фильтры с гибридным наполнением, т. е. содержащие все три (перечисленные выше) системы фильтрации.

Но и на этом разработки не завершены. Фирма Valeo не так давно разработала специальный антимикробный реагент, который в виде специального картриджа помещается в салонный фильтр. Он позволяет избавить атмосферу салона еще и от всевозможных микробов и бактерий, причем параллельно он прекрасно справляется и с функциями освежителя воздуха.

Благодаря своим превосходным фильтрующим качествам современные салонные фильтры в состоянии обеспечить почти полную (до 99,5 %) очистку воздуха в салоне автомобиля. Воздух в машине зачастую становиться даже чище, чем за ее пределами. Кроме того, салонные фильтры также сохраняют элементы системы вентиляции и кондиционирования авто от преждевременного выхода из строя. Именно поэтому, практически все выпускаемые сегодня машины оснащаются салонным фильтром.

В принципе машины, оборудованные салонными фильтрами, мало чем отличаются от автомобилей без него. Эксплуатируются и обслуживаются они одинаково, за исключением одного маленького нюанса – это своевременная замена фильтрующего элемента. Хотите воочию убедиться в том, что фильтр действительно защищает ваши легкие – поприсутствуйте на его замене. То, что вы увидите, потрясет вас даже, если вы и не особо впечатлительный человек. А ведь все что собрал этот маленький «борец» за чистоту окружающей среды могло оказаться в ваших легких…

Поэтому если на ваше счастье автомобиль оборудован салонным фильтром, то нужно соблюдать два главных правила, и вам определенно будет легче дышать, по крайней мере, пока вы находитесь в машине. Они очень просты: не открывайте без лишней необходимости окна и двери своего авто и производите замену фильтра своевременно.

Через некоторое время вы сами заметите, что в салоне стало чище. Меньше грязи, меньше пыли, да и сам воздух будет значительно легче.

Срок эксплуатации фильтра зависит от его конструкции. Вернее от структуры элемента фильтрации. Условно срок их эксплуатации, опираясь на вышеизложенные разновидности, можно разделить таким образом. Бумажные или «однослойные» - служат от 15 до 30 тысяч км пробега. Угольные, а также «двухслойные» -  протянут от 50 до 100 тысяч. Многослойные, или как их еще иначе называют «гибридные» -  эффективно проработают от 30 до 60 тысяч км. Эта цифра конечно весьма условна и зависит от той среды, в которой эксплуатируется тот или иной автомобиль. Если проживаете в крупном городе, где коэффициент загазованности очень высок, дилеры рекомендуют сокращать срок эксплуатации фильтра как минимум в полтора раза. Но в виде экономии бывалые автомобилисты советую продлевать жизнь фильтрам простыми и доступными методами.

 Например, увеличить срок эксплуатации бумажного фильтра можно с помощью его продувки сжатым воздухом в обратном направлении. Фильтры с наполнителем из синтетического можно промывать теплым раствором стирального порошка… конечно все это полумеры, но и они могут помочь вам несколько сэкономить. Главное помнить, что всякого рода продувка или промывка не восстанавливает исходную эффективность работы фильтра, а лишь оттягивает его полную смерть. Т. е. он еще некоторое время будет задерживать крупные частицы мусора, защищая радиатор системы отопления до тех пор, пока не забьется окончательно. Зато, в отличие от воздушных фильтров двигателя, салонный сам даст знать о необходимости своей замены.

Характерными признаками, свидетельствующими о том, что фильтр нуждается в замене, как правило, бывает несколько:

  • Резкое снижение производительности системы вентиляции и отопления. Проверить это достаточно просто. Включите систему на полную мощность и поднесите руку к вентиляционному отверстию.  Если поток воздуха слабый, значит, фильтр забит и мешает нормальному прохождению воздуха.
  • Появляется интенсивное запотевание стекол, особенно в режиме забора воздуха извне, и образование пыльного налета.
  • Неприятный запах в салоне при включенной системе вентиляции. Это является следствием появления плесени и размножения бактерий в забитых зонах фильтра.

К тому же, если ваш автомобиль оборудован кондиционером или системой климат-контроля, то загрязненный фильтр, значительно ухудшая проходную способность всей системы, может привести к преждевременному выходу ее из строя.  Тогда для ремонта вам понадобятся куда более солидные деньги, чем на замену одного фильтрующего элемента.

Замену салонного фильтра можно проводить как самостоятельно, так и на сервисе. Устанавливаются они перед входом в систему вентиляции и находятся обычно либо в подкапотной части автомобиля, либо в салоне под или внутри торпеды. Причем у каждой марки обычно есть свои особенности установки.

Сам процесс замены достаточно прост: из специального окна расположенного перпендикулярно воздуховоду нужно извлечь использованную кассеты с фильтрующим наполнителем и поставить на его место другую, новую.

Вопрос усложняется лишь тем, что в некоторых моделях эта процедура достаточно трудоемка, по сравнению, например, с заменой воздушного фильтра двигателя. К тому же, если ваш автомобиль на гарантии, то такая инициатива может стоить вам ее лишения. Поэтому прежде чем самостоятельно приступать к его замене, внимательно ознакомьтесь с инструкцией автомобиля и уточните конкретное место его установки, а заодно поинтересуйтесь на сервисе: не отразится ли ваше вмешательство на сроке гарантии автомобиля.

Не стоит забывать, что каждый салонный фильтр имеет свою плотность, которая может колебаться от 150 г до 500 г на 1 м2, и даже до 800 г на 1 м2. Этот показатель влияет на воздухопроницаемость фильтра. Поэтому прежде чем устанавливать аналоговый фильтр, более сложной конструкции, нужно обязательно прочитать рекомендации завода производителя. Может случиться так, что поставленный вами фильтр окажется плотней, и у системы вентиляции просто не хватит мощности его «продуть». Это приведет к снижению эффективности системы вентиляции, повышению шума ее работы и как результат, преждевременный выход из строя.    

Говоря о салонных фильтрах, было бы не правильно умолчать и об их производителях. Всемирно признанными и хорошо известными производителями фильтров можно назвать такие бренды как: Unico-Filter, Bosh, Mahle, Mann, Filtron, Knecht и Hengst. Их продукция действительно обладает достаточно высоким качеством. Недаром большинство мировых производителей комплектуют свои автомобили фильтрами именно этих марок. Поэтому продукция этих компаний, представленная на вторичном рынке запчастей, ни чем не уступает оригинальным фильтрам по качеству. К тому же в борьбе за экологичность многие производители исключили из конструкций фильтров металлические элементы, что значительно упрощает процесс их переработки.

Салонные фильтры германской фирмы Hengst очень эффективно очищают воздух, поступающий в салон автомобиля. Для их производства применяются только высококачественные материалы, а продукция сориентирована в основном на конвейерную сборку. Достаточно сказать, что фильтры под маркой Hengst применяют такие именитые автопроизводители как Mercedes-Benz и BMW.  Но в ассортименте компании есть и традиционные пылевые и угольные фильтры.

Фильтры салона Unico тоже отличаются высокой степенью очистки воздуха. В ассортименте этого производителя наряду с довольно простыми конструкциями можно встретить и комбинированные фильтры, в которых используются способности активированного угля эффективно бороться с неприятными запахами и газами. Они прекрасно предотвращают запотевание стекол и предохраняют узлы системы вентиляции от проникновения туда различного мусора.

Традиционные фильтры салона польской компании Filtron обеспечивают прекрасный уровень очистки атмосферы от различных вредоносных веществ, благодаря отличным свойствам двухслойных фильтрующих материалов. Фирма также выпускает и сложные гибридные фильтры, успешно борющиеся и с газами, и с неприятными запахами.  Фильтры этой марки отличаются высокими эксплуатационными свойствами не только по эффективности очистки, но и своей «живучести».

Фильтры германской марки Knecht, ведущего европейского производителя фильтров и систем фильтрации, входят в высший ценовой сегмент рынка. Они обеспечивают почти идеальную защиту атмосферы автомобиля от разного рода вредных веществ, пыли и неприятных запахов, при этом продлевая срок службы систем вентиляции и кондиционирования. В линейке продукции этой торговой марки имеются практически все типы салонных фильтров, высокое качество которых многократно засвидетельствовано ведущими мировыми автопроизводителями. Достаточно будет сказать, что фильтры Knecht уже много лет применяются на различных моделях таких марок как BMW, Mercedes-Benz, Audi, Volkswagen, Ford, Opel, Renault, Volvo, Mazda, Mitsubishi, Suzuki, Skoda.

Разумеется, выше приведенные марки не единственные на рынке производства фильтров для автомобильных салонов, но при выборе такой продукции лучше отдавать предпочтение хорошо известному и отлично зарекомендовавшему в этой области бренду.

Тут будет уместно сказать несколько слов о качестве. Сейчас очень часто на рынке, кроме откровенных дешевых подделок, можно встретить продукцию, так скажем не добросовестных производителей. Например, на коробке может быть указано, что «фильтр обладает антибактериальным действием». На самом же деле для фильтрации в нем использован обычный синтетический материал, который, по сути, является идеальной средой для развития микрофлоры.

Это же касается и более дорогих угольных фильтров. Для изготовления таких фильтров должен применяться специальный активированный уголь, полученный путем тепловой переработки скорлупы кокосовых орехов. Именно он обладает самым высоким показателем  абсорбирования различных частиц из окружающей среды. Соответственно, такой материал стоит гораздо дороже, чем обычный древесный уголь. Поэтому фирмы, не особо пекущиеся о своей репутации, применяют куда более дешевые наполнители, иногда вообще не имеющие ничего общего с углем.  Европейские же производители уже давно используют только кокосовый уголь, обеспечивая тем самым максимально высокую степень очистки воздуха.

Безусловно, переоценить значимость работы салонного воздушного фильтра невозможно. Главное не забывать о том, что он постоянно и трепетно заботится о вашем здоровье, которое, как говориться, не купишь.

Желаем вам здоровья и удачи на дорогах!


Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь