статьи   

15.05.2012 (№ 4) Советы бывалого

Он поможет разрулить. Особенности конструкции и работы гидроусилителя рулевого управления




-

Наличие в автомобиле гидроусилителя руля уже давно не вызывает удивления. Это атрибут, который давно воспринимается большинством водителей как должное. Оставшиеся же в принципе представляют, что это такое и для чего он нужен. Но так ли хорошо вы знаете, что скрывается под словом «гидроусилитель», как он устроен, и можно ли ехать на машине, если он внезапно выйдет из строя?.. Мы попробуем ответить на эти и другие вопросы в этой статье.

Да, ГУР уже давно стал привычной опцией на современном автомобиле, но хотя его конструкция за последние пятьдесят лет и не сильно изменилась, он остается одной из важнейших систем, помогающих водителю контролировать поведение своего «железного коня»…

Если заглянуть немного в историю, то приходится признать, что появление гидроусилителя было связано не столько с появлением самого автомобиля, сколько с его технической эволюцией. На заре автомобильной эры в этом просто не было необходимости. Невысокие скорости не требовали особых усилий для управления, шины имели достаточно малую площадь соприкасания с дорожным покрытием, да и такое понятие как «комфорт» с автомобилем стали ассоциировать намного позже. Поэтому на первых пора обходились тем, что увеличивали диаметр рулевого колеса, конечно, насколько это было возможным, соответственно увеличивая передаточное число привода.

Впервые усилители рулевого управления были применены в начале 30-х годов прошлого века на карьерных самосвалах, т. к. поворачивать руль на таких огромных махинах, да еще и с многотонным грузом было совсем непросто. Это была пневмосистема, которая работала от компрессора пневматических тормозов, уже тогда устанавливаемых на такие машины. Она имела достаточно много недостатков и была абсолютно не приемлема для легкового транспорта, но за ту помощью, которую она предоставляла водителю, в то время она честно заработала свое место в анналах истории. Главное, что начало развития этих систем, было положено.

Гидравлика, которая по своей сути была куда сложнее и дороже пневматики, имела на этом фоне серьезные преимущества. Во-первых, она работал намного тише и точнее, а во-вторых, размер его вполне можно было сделать компактным. Вот почему идея применения жидкости в усилителях рулевого управления так понравилась конструкторам легковых автомобилей.

Первый серийный автомобиль с ГУР появился, конечно же, в Америке – стране настоящего автомобильного комфорта, в 1951 году. Им стал Chrysler Crown Imperial, в комплектацию которого гидравлический усилитель Hydraguide входил как стандартное оборудование. В Европе же такие системы появились лишь через пять лет на легендарном Citroen DS 19.  

Если говорить в общем, то и конструкция, и принцип работы гидравлического усилителя руля достаточно прост. В основе него лежит насос, наполненный маслом, приводимый в динамику ремнем от коленчатого вала. Благодаря ему он и втягивает в себя необходимый объем масла, а потом под большим давлением подает его в распределитель ГУР. Распределитель внимательно отслеживает усилие водителя на руле и, точно дозируя давление масла, помогает проворачивать управляемые колеса. Чаще всего в роли этого «следящего устройства» выступает торсион, встроенный в сечение рулевого вала.

Поэтому когда автомобиль стоит или движется по прямой, то никакого дополнительного усилия на рулевом валу нет, т. е. торсион находится в среднем нейтральном положении и дозирующие каналы перекрыты, а масло возвращается обратно в бачек.

При повороте руля, сопротивление колес возрастает, и соответственно возрастает усилие. Торсион закручивается, открывая доступ маслу, а оно в свою очередь создает дополнительное давление в исполнительном устройстве.

В качестве рабочей жидкости в гидравлических усилителях машин импортного производства обычно используется масло ATF, которое с таким же успехом применяется и в автоматических коробках передач. Такая универсальность жидкости позволяет не только снизить его стоимость, но и упрощает его поиск.

Ну, это, так сказать, теория. Теперь поговорим, какими преимуществами и недостатками обладает система ГУР. Первое и главное преимущество - это снижение нагрузки на руки водителя во время совершения маневра на скорости или при парковке. Кроме этого есть и еще одно, о котором упоминается реже, но оно тоже имеет существенное значение – это ослабление передачи неровностей дорожного покрытия на руки водителя. Ну, если первое понятно всем, то второе преимущество по достоинству могут оценить те, кому приходится подолгу проводить время в пути.

Если бы в этой «бочке меда» не было бы своей ложки дегтя, было бы странно, и она, конечно, есть – это падение или даже вообще отсутствие реактивного усилия на рулевом колесе. Говоря иными словами, гидроусилитель так рьяно помогает водителю, что, уничтожая даже малую часть возвращающего усилия, полностью убивает контактного ощущения автомобиля. Вот поэтому перед конструкторами всегда стоит непростая задача сделать руль максимально информативным и при этом сохранить его легкость.

Для того чтобы достичь идеального сочетания этих, прямо скажем противоречивых качеств, приходится учитывать множество факторов. Это и производительная эффективность самого насоса, параметры работы подвески, углы установки колес, характеристики шин, общую геометрию кузова и даже его жесткость. Как вы понимаете добиться гармонии в таком хаосе почти невозможно.

Поэтому большинство автомобильных компаний, во главу угла ставят лишь один показатель, жертвуя при этом другим. Например, японцы больше заботятся о комфорте водителя, между тем как европейские производители отдают предпочтение информативности.

Это конечно ни в коем случае не означает, что конструкторы опустили руки и не ведут работу по усовершенствованию системы ГУР. Допустим, проблема создания эластичного режима работы гидроусилителя решена с блеском, т. к. изменение скорости движения требует и изменения алгоритма управления автомобилем. Поэтому с набором скорости было бы логично, чтобы упругость и информативность руля возрастала.

Например, немецкая фирма ZF, гидроусилители которой с успехом используются на автомобилях таких марок как Audi, BMW и Jaguar, добавила в схему работы ГУР специальный электрогидравлический модулятор давления. С увеличением скорости автомобиля он начинает ограничивать давление в рабочем контуре, и участие гидроусилителя в процессе управления снижается.

С внедрением в современные автомобили повсеместной электроники появился еще один вариант регулировки. Это возможность управления насосом гидроусилителя не от коленчатого вала, а с помощью электромотора, подключенного к системе управления.

Меняя частоту с помощью электроники вращения электропривода, можно варьировать производительность насоса согласно необходимым показателям.

Но, решив эту совсем непростую задачу, пришлось взяться за следующую – излишняя острота руля в «нулевом» положении приводила к тому, что водителю приходилось быть в постоянном напряжении, хотя дорожные условия этого не требовали. Эта проблема тоже была с честью решена.

ГУР, впрочем, как и любая другая система современного автомобиля, нуждается в соответствующем уходе. Большая часть случаев поломки гидроусилителя связаны не с производственными недостатками, а именно с нарушениями необходимых норм эксплуатации. Поэтому чтобы не доводить ГУР до крайности, необходимо выполнять ряд несложных требований, которые мы и напомним.

Регулярно проверяйте уровень масла в бачке. На бачке жидкости есть специальные метки, ниже которых оно опускаться не должно. Если же цвет масла изменился (проверить это можно, глянув на щуп, находящийся внутри бачка), то система нуждается не только в замене масла, но и ее промывке.

Кстати, замена жидкости в системе требуется крайне редко, но на всякий случай проверьте, входит ли эта операция в список обязательных работ по сервисному обслуживанию. Обычно нет, но такую процедуру можно выполнить и самому. Специального отверстия для слива жидкости обычно не предусмотрено. Поэтому, для того чтобы слить жидкость нужно снять крышку с расширительного бачка, снять один из падтрубков системы и провернуть руль несколько раз в разные стороны, чтобы выдавить жидкость из гидросистемы.

Заправка тоже производится через расширительный бачек, но тут есть один нюанс. К сожалению, при такой заправке в системе образуются воздушные пробки, которые препятствуют нормальной трудоспособности системы. Поэтому чтобы от них избавиться, нужно проделать нехитрую операцию. После того как жидкость будет залита в бачек, не закрывайте его, запустите  двигатель и прокачайте систему, несколько раз проворачивая от крайне правого положения до крайне левого. После 3-5 минут такой прокачки жидкость в бачке должна «осесть». Долейте ее до нужного уровня и повторите всю процедуру еще раз. Если уровень жидкости в бачке продолжает опускаться, операцию нужно провести еще. Когда уровень жидкости стабилизируется, долейте до нужного уровня и закрывайте бачек. Не забудьте, что вентиляционное отверстие в крышке не должно быть засорено.

Следите за герметичностью системы и своевременно устраняйте появление течи.

Проверяйте натяжение ремня привода и при необходимости проводите его регулировку.

Меняйте фильтрующий элемент примерно один раз в год.

Если при работе рулевым колесом появляются посторонние звуки или автомобиль начинает двигаться некорректно, а видимых причин выхода из строя нет – обязательно нужно заехать на сервис для диагностики.

Избегайте удержания рулевого колеса длительное время в крайнем положении. Это может привести к перегреву жидкости.

Не рекомендуется эксплуатировать автомобиль с неисправным насосом системы ГУР. Детали рулевого механизма в этом случае быстро изнашиваются, т. к. не предназначены к работе в таких условиях.

Избегайте наездов на острые препятствия, типа бордюров. Помните, что основной удар на себя принимает гидроусилитель, даже если вы его почти не ощущаете.

Избегайте активного руления в случае движения по глубокой колее или в условиях, ограничивающих свободный поворот колеса.

 Не рекомендуется прогазовывать длительное время с круто вывернутыми колесами. В таком положении в системе ГУР существенно возрастает давление, что может привести к повреждению уплотнительных элементов.    

Между прочим, для тех, кто любит самостоятельно чинить автомобиль, ремонт насоса не представит особых сложностей. Единственное что стоит сделать после его восстановление, так это проверить его на специальном стенде. Насос может выглядеть вполне исправным, но из-за износа уже не держать необходимого давления. Поэтому для того чтобы убедиться в его полной трудоспособности, лучше перед установкой обратиться к специалисту по гидроусилителям с сервиса.

Сейчас нередко можно встретить автомобили с электрическим усилителем руля. В таких системах гидравлика отсутствует полностью, а сам усилитель не зависит от оборотов двигателя и от температурных перепадов внутри ее. Он включается только на момент поворота руля, между тем как в гидравлике постоянно тратится энергия на прогон жидкости по системе. Электродвигатели имею больший КПД и мене прихотливы, т. к. не имеют в своей конструкции ни жидкости, ни ремней, ни прокладок, ни системы маслооборота. И тем не менее, невзирая на свои преимущества настоящие автомобильные профи не жалуют электроусилители за «искусственность» ощущений во время управления.

На многих автомобильных форумах идет не прекращаемая полемика на тему: можно ли установить ГУР на машину, которая выпущена с конвейера без него. Специалисты, как правило, это категорически отвергают. Но, судя по рассказам очевидцев, есть такие умельцы, которые могут примастырить гидроусилитель от Vectra на отечественный Lanos.

Пускаться ли в такие сомнительные технические аферы или просто подкопить деньжат и поменять автомобиль на более современный (с гидро- или электроусилителем), решать вам…

И в заключении. Невзирая на то что система гидроусиления рулевого механизма и не лишена возможных неисправностей, ее многочисленные и весьма весомые достоинства с лихвой перекрывают все «минусы». Чтобы понять, насколько важна работа этого, казалось бы, незначительного элемента современного автомобиля, достаточно пересесть с автомобиля с ГУР на машину без него или наоборот - как говорится: «все познается в сравнении»…

Но, невзирая на то, есть ли в вашем автомобиле система ГУР или нет, он не становится менее любимым и надежным помощником. Относитесь к нему с должным вниманием и заботой, и он отплатит вам сторицей.

Желаем вам удачи на дорогах!

 

Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь