статьи   

16.05.2012 (№ 6) Советы бывалого

Диагностика автомобиля




-

Времена, когда мастер мог определить поломку, как говорится, «на слух», все дальше уходят в прошлое. Да и не хитрое электрическое оборудование в виде тестера и контрольной лампочки слабый помощник в ремонте современного автомобиля. Что уж поделать, если машины постепенно превращаются из «механического чуда» в электронное. Именно поэтому с электроникой лучше общаться на ее «родном» языке. Для этого и нужна компьютерная диагностика. Осталось только выяснить, когда и зачем…

Когда-то действительно компьютерная диагностика была большой диковинкой. Но с тех пор как технический прогресс начал вытеснять с наших гаражей и улиц совдеповских автомобильных мастодонтов, диагностическое оборудование стало обычным оснащением современного автосервиса. И это вполне естественно.

Как свидетельствует жестокая правда жизни, вечного нет ничего, а тем более того, что создано автопромом. К тому же не секрет, что большая поломка начинается с маленьких неполадок, который порой очень трудно определить без специального оборудования. К таким неисправностям можно, например, отнести сбои в работе датчиков температуры охлаждающей жидкости, расхода воздуха и его температуры и многие другие аналогичные устройства. В принципе за их нормальной работой должны следить системы бортового компьютера, предупреждая водителя обо всех выявленных сбоях. Но частенько бывает так, что небольшие изменения в показателях воспринимаются как допустимые колебания и появившаяся проблема остается незамеченной.

Компьютерная диагностика такими компромиссами не страдает и поэтому в состоянии тестировать не только работу всех электронных систем и блоков управления, но и, через анализ всех данных, определять фактическое состояние механических узлов и деталей.

Диагностика – процесс достаточно сложный и последовательно охватывает все жизненно важные системы автомобиля, такие как: управление двигателем, трансмиссией, системами безопасности (включая антиблокировочную систему тормозов; антипробуксовочную система; систему курсовой устойчивости; систему распределения тормозных усилий; систему экстренного торможения; электронную блокировку дифференциала), климат-контролем, щитком приборов, круиз-контролем, пневмоподвеской, иммобилайзером, системой парковки, навигации и т. д.).

К тому же диагностика каждого узла также проводится глубоко и многоступенчато. Например, во время проверки двигателя проводится: тестировка системы, управляющей двигателем, диагностика топливной системы, контроль наполняемости цилиндров, анализ количества оборотов и т. п. При такой скрупулезной проверке ошибки практически исключены.

После того как тестовые данные были собраны, компьютер анализирует их, сравнивая их с имеющейся базой данных, и формирует оптимальный план устранения выявленных неисправностей. Кроме того, вы можете сами ознакомиться с отчетом о выявленных ошибках и сбоях, а также с предложениями по ремонту или замене вышедших из строя узлов и агрегатов.

Компьютерная диагностика может не только быстро и точно выявить возможные поломки, но и сделать общую оценку технического состояния автомобиля.

Специалисты советуют проходить компьютерную диагностику регулярно и не реже тех сроков, которые указаны в руководстве по эксплуатации вашего транспортного средства. А если у вас возникли подозрения в плохой работе какой-либо системы, то стоит проводить ее и вне графика. Своевременное выявление сбоев позволяет вам не доводить дело до серьезных неисправностей, а значит экономить деньги на капитальном ремонте и продлевать срок эксплуатации вашей машины.

Диагностика автомобиля имеет особое значение при покупке автомобиля с пробегом. В этом случае техническое состояние, которое может быть безошибочно определено в процессе диагностики, определяет не только реальную стоимость конкретного автомобиля, но и вообще целесообразность его приобретения.

Как правило, все автомобили, готовящиеся к продаже, проходят специальную предпродажную подготовку, цель которой скрыть от потенциального покупателя «слабые» места. И если оценка внешнего состояния ложится только на ваши плечи, то в техническом контроле диагностическое оборудование незаменимый помощник.

Не исключено что даже если автомобиль находится в хорошем состоянии его «организм» не несет в себе симптомы какой-либо болезни, легко могущее перерасти в большую поломку. Или того хуже, износ одного из агрегатов находится на критическом уровне и требует замены в самые ближайшие сроки.

Есть еще один немаловажный нюанс, о котором частенько забывают владельцы современных машин. В течение эксплуатации в автомобиле, так или иначе, происходят сбои и различные поломки информация, о которых попадает в электронный блок управления в виде определенных кодов ошибок и оседают там. Даже после того как данная поломка будет устранена, код остается в памяти и может легко привести к сбоям в работе разных систем.

При проведении диагностики все накопившиеся в памяти ЭБУ ошибки аннулируются, и работа блока нормализуется. К тому же, если вы захотите, в сервисе могут завести специальную карту диагностики вашего автомобиля, в которую будут заноситься все результаты каждой вашей проверки. Это позволяет не только следить за динамикой изменений в техническом состоянии автомобиля с течением времени, но и облегчить процесс выявления неполадок и ускорить процесс ремонта.

 

Диагностика двигателя

Не секрет что двигатель, как самый жизненно важный для автомобиля агрегат, подвержен износу более всего. И главной причиной износа деталей двигателя является качество топлива, которое в нашей стране, несомненно, желает лучшего. Детали топливной системы, постепенно накапливая загрязнения,  первыми страдают от низкого качества. Оно постепенно ухудшает работоспособность системы, а потом и вовсе выводит из строя инжектор. Избежать естественного процесса загрязнения невозможно, но благодаря диагностике впрыска и работы самого инжектора можно следить за состоянием системы и вовремя устранять ее сбои.

Определить насколько эффективно работает инжектор без диагностического оборудования практически невозможно и, если своевременно не проводить такие проверки, следующим пунктом в списке неприятностей легко может стать его полный выход из строя. Конечно, такая работа требует не только участия высококвалифицированных специалистов, но и специального современного оборудования. Как бы то ни было, своевременное устранение неполадок в топливной системе и конкретно в инжекторе обойдется куда дешевле, чем его замена.


Современные стандарты в автомобильной диагностике

Эволюция процесса электронной диагностики автомобиля тоже была весьма интересной. До 1994 года практически каждый мировой автопроизводитель имел свою систему диагностики со своими стандартами и протоколами. В принципе все они не сильно отличались друг от друга, но вносили всевозможную путаницу и нестыковки. Условно все эти системы у специалистов именуются OBD-I (On Board Diagnostic).

Сам процесс «считывания» кодов в формате OBD-I очень походил на азбуку Морзе, в которой короткие импульсы (не более 0,2 сек) означали единицы, а длинные (примерно 1,2 сек) – десятки. Коды диагностики в этих системах были двузначными. Их также именуют «короткими» - в отличие от «длинных» пятизначных кодов расширенной диагностики, применявшейся в более поздних системах диагностики.

В 1995 году предпринимались попытки применять расширенные системы на ряду с уже укоренившимся форматом OBD-I. Это создавало полную неразбериху и неудобство как автовладельцам, так и самим работникам сервиса. Именно поэтому с 96-го года по требованию US Environmental Protection Agency, U.S. EPA (Агентства по защите окружающей среды США) и благодаря усилиям Society of Automotive Engineers, SAE (Ассоциации инженеров автомобилестроения) были повсюду введены общие стандарты самодиагностики, протоколов обмена данными, унифицированы требования к диагностическому оборудованию и структуре кодов.

Сначала только автомобили и малые грузовики произведенные для Соединенных Штатов оснащались единой системой самодиагностики OВD-II, а с 2000 года, в соответствии с директивой 98/69EG это было успешно применено и к новым автомобилям с бензиновыми двигателями и в Старом Свете. В ходе дальнейшей интеграции и активного продвижения японских и корейских автомобилей на рынки Европы и США, к стандартам стали присоединяться и автопроизводители из других регионов мира.

Характерным признаком этой системы является непременное присутствие в салоне автомобиля специального 16-контактного диагностического разъема. К сожалению, приходится признать, что, несмотря на всеобщую стандартизацию, современные системы продолжают применять разнообразные протоколы для связи с модулем управления. Но автомобиль, совместимый с OBD-II, может применять любой из следующих протоколов: J1850 VPW, J1850 PWM, ISO 9141-2, ISO 14230-4, Keyword Protocol (KWP) 2000.

Во всех протоколах используется импульсно-кодовая модуляция переменной или постоянной длины на базе CAN-bus (системы связи для многоконтроллерных систем). На первоначальном этапе для считывания данных использовались только специальные дилерские сканеры или особая для каждой автомобильной марки процедура активизации модуля. С внедрением OBD-II стандарта появилась возможность пользоваться универсальными OBD-II-сканерами.

Как уже говорилось основная задача систем электронной диагностики – это нахождение неисправностей в разных узлах и агрегатах автомобиля  и определение оптимального алгоритма для последующего ремонта. В семействе систем OBD-I спектр определяемых неисправностей был несколько ограничен. Под его контроль подпадали лишь двигатель, подушки безопасности, тормозная система ABS и автоматическая коробка передач. С внедрением инновационных технологий унифицированная система OBD-II смогла расширить перечень проверяемых систем. В него, например, добавились такие устройства как  климатическая установка, иммобилайзер и всевозможное дополнительное оборудование. Значительно возросло и число кодов диагностики. На данный момент их более 3000.

Например, для диагностики даже такого, казалось бы, механического устройства, как термостат, на современных модификациях автомобилей тоже применяются соответственные алгоритмы и коды ошибок. В связи с постоянным техническим развитием современные автомобили все больше насыщаются разного рода электроникой. Это ведет к постоянному усовершенствованию и систем диагностики, росту требований и  к уровню подготовки технического персонала, и к качеству применяемого диагностического оборудования.


Оборудование для проведения диагностики

Диагностику автомобиля можно производить и с помощью нескольких видов оборудования. В качестве таких устройств для компьютерной диагностики используются:

  • Стационарные мотор-тестеры. Это без всякого преувеличения целый многофункциональный комплекс, предназначенный для всесторонней диагностики автомобиля. Сканер  OBD-II в ней выполняет лишь часть общей работы. Мотор-тестер имеет универсальную систему газоанализа, измерения давления топлива, компрессии, разряжения во впускном коллекторе и многое другое. Естественно, что такое оборудование довольно дорогостоящее, поэтому не удивительно, что диагностика на нем тоже удовольствие не дешевое.
  • Специальные дилерские сканеры или как их еще называют универсальные дилерские приборы. Это тоже многофункциональные устройства, хотя и гораздо проще предыдущих. Он сочетают в себе мультиметр, осциллограф, микрокомпьютер с узкоспециализированной базой данных. Иногда применяется система сменных картриджей «заряженных» под определенную модель автомобиля. Их недостаток в том, что они предназначены для работы с конкретными моделями конкретной марки и не менее конкретной модификации. Зато услуги такой диагностики значительно ниже «обследования» проводимого на мотор-тестерах.
  • Компьютерные тестовые системы. Они представляют собой обычный персональный компьютер, ноутбук или планшет произвольной конфигурации с необходимым для тестирования программным обеспечением и диагностическим интерфейсом. Сразу предупредим, что соединить на прямую систему OBD-II с компьютером вам не удастся. Для этого необходим специальный программируемый микроконтроллер c зашитыми протоколами обмена. Стоимость же программного обеспечения для «домашней» диагностики на рынке достаточно сильно варьируется. Это зависит и от свежести необходимой вам версии, и от «чистоты» ее разработчика (наличие лицензии и гарантий).

Из всех вышеперечисленных вариантов компьютерная тестовая система является самой эластичной. Она не только дает возможность считывать коды формата OBD-II и обрабатывать потоки данных в настоящем времени, но и показывать результаты в удобопонятном виде. Иначе говоря, результаты диагностики выходят в виде текстового описания возможных неисправностей, таблиц и многопараметрических графиков, позволяющих наглядно оценить имеющиеся изменения в работе узлов автомобиля, а не в числовом формате, свойственно двум предыдущим приборам.

Эта система позволяет осуществлять моделирование ситуации при изменении некоторых показателей. То есть вручную видоизменить один показатель, то система может спрогнозировать возможные изменения других.

К тому же система ведет протоколы диагностики, привязанные к реальному времени, что очень удобно для анализа изменений в работоспособности с течением времени. Такой «архив» помогает не только спрогнозировать возможное появление поломки, но в точном и главное своевременном выявлении неисправности.

В заключении хочется сказать, безусловно, компьютерная диагностика весьма эффективное средство не только в поиске имеющихся неисправностей, но и в профилактике возможных неполадок. Главное – это своевременное посещение сервиса, и тогда ваш автомобиль прослужит вам долго, не омрачая вас поломками, которые, как показывает практика, всегда случаются некстати.

Желаем вам удачи на дорогах!


Сана Шильдик.



Комментарии: обновить

к данной статье нет комментариев.
 


Добавить комментарий:
имя :

текст :

код :






   

Реклама
 Авторские статьи
Темпераментный Пегас
Темпераментный Пегас Появление спортивного автомобиля под названием Pegaso на парижском автосалоне 1951 года вызвало неод...

Необычные слова из мира автотюнинга
Необычные слова из мира автотюнинга Владельцы нестандартных машин общаются на своем особом языке. Предлагаем вам научиться их понимать.....

Совершенный спортседан. Porsche Panamera
Совершенный спортседан. Porsche Panamera Круто ли быть инженером Porsche? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять одну простую штуку: в ка...



 

Опрос
Как часто вы заходите к нам на сайт?
 




Ежедневно
2-3 раза в неделю
В среднем 1 раз в неделю
Не чаще 1 раза в месяц
Зашел сюда случайно...






Авто календарь